реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере анализа состояния и перспектив современных шоу-программ

Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере анализа состояния и перспектив современных шоу-программ

Содержание

 

Введение

1. Специфические особенности моделирования телевизионных программ

2. Использование методов телевизионного воздействия на сознание телеаудитории при создании культурных программ

3. Социокультурное моделирование жанров тематической представленности "массовой культуры" на телевидении

4. Развлекательные шоу-программы на современном телевидении

5. Специфические особенности моделирования телевизионных шоу-программ

6. Композиционное построение телевизионных развлекательных шоу-программ

7. Телевизионные шоу-игры

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы. На современном этапе развития общества телевидение обрело фундаментальное социальное значение. Телевидение в своем практическом развитии несопоставимо с теоретическими исследованиями в данной области, т.е. телевидение являет собой тот пример, когда не теория дает жизнь практике, а практика заставляет осмысливать уже используемое.

Комплексный и целостный процесс осмысления какого-либо события или явления предполагает в весьма общем, но вполне разумном смысле "теоретическое моделирование". Моделирование - это процесс построения моделей, а поскольку любой процесс по природе своей технологичен, то нам представляется вполне уместным употребление термина "технология моделирования". Оговоримся, что в практической деятельности результатом технологического процесса является реальный продукт, а результатом технологии научного моделирования - теоретическая модель. В широком смысле технология моделирования - это обусловленные состоянием общества знания способов достижения целей.

Суммируя вышеизложенное, можно говорить о технологии моделирования культурных программ на телевидении. В общем смысле мы подразумеваем под культурными те виды телевизионных программ, которые не связаны непосредственно с программами новостей или официальными материалами, регулирующими общественную жизнь. Под термином "культурные программы" мы понимаем совокупность телевизионных программ, состоящую из следующих типов:

1) телевизионные программы, построенные на основе жанров тележурналистики;

2) телевизионные программы, относящиеся к художественному телевидению (телеспектакль, телефильм);

3) телевизионные развлекательные программы, которые в практике телевидения объединяются общим названием "шоу".

Последний из указанных типов программ практически не изучен. Единственное издание, посвященное исследованиям в данной области, - это сборник "Телевизионная эстрада", датированный 1981 годом. Социально-общественное значение культурных развлекательных телевизионных программ нельзя недооценивать. Спорным остается вопрос о том, могут ли программы данного типа представлять собой высококультурные образцы или же они являются продукцией "массовой культуры", но их необходимость в структуре телевидения как средства массовой информации и коммуникации неоспорима.

Радикальные политические, экономические, социальные изменения современного общества вызвали радикальные изменения на телевидении: коммерциализацию; переход от общественно-государственного типа вещания к сетевому; разделение телевизионных компаний на производителей и вещателей; прямую зависимость от рекламодателей, рейтинга и, как следствие, от усредненных вкусов массовых потребителей телевизионной продукции; конкуренцию, приведшую к потоку импортируемых из-за рубежа развлекательных программ, являющихся продукцией "массовой культуры".

Наблюдается устойчивая тенденция в телевизионных рейтингах: самые высокие показатели имеют так называемые шоу-программы. Данный факт не позволяет не считаться с тем, что развлекательные телевизионные программы лидируют по количественным показателям. Однако качество данной продукции, созданной по худшим правилам "массовой культуры", оставляет желать лучшего. В современной социокультурной ситуации главной для развлекательных телевизионных шоу-программ становится функция развлечения, неоправданно оттеснив все остальные. Не адаптированные к восприятию российским зрителем западные кальки, представляющие собой, как правило, далеко не самые достойные примеры " массовой культуры", несоответствие их форм и содержания, штампы, постоянное балансирование "на грани" в этическом, эстетическом и других смыслах не просто настораживают, а требуют реальных изменений, перехода данного типа телевизионной продукции из "китча" (низшего разряда "массовой культуры") в разряд "арта", т.е. на облагороженный, художественный, качественно иной уровень. Реальные же методики усовершенствования отсутствуют, в первую очередь, по причине теоретического вакуума в данной области. Возникает противоречие между необходимостью совершенствования культурных развлекательных телевизионных программ и отсутствием технологий осуществления данного процесса. Все это объясняет актуальность и значимость избранной темы дипломной работы

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время метод моделирования становится способом освоения различных областей жизнедеятельности индивида, занимает все более прочные позиции в различных областях производства, обучения, науки, организационной практики, играет важную роль в формировании интеллектуальной культуры специалиста и оказывается составной частью ее содержания. Распространение данного метода преобразовало его в общенаучный метод познания. Модель как исходная предпосылка в гносеологии моделирования исследовалась такими учеными, как М. Пешель, Н. Хагер, А. Вартофский и другие. В наше время теоретическими и методологическими основами моделирования как общенаучного метода познания занимались Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин, А.А. Зиновьев, И.И. Ревизии, В.А. Штофф. Соответствие модели оригиналу в метафорических и математических моделях было подробно исследовано Б. Глинским. Этапность моделирования как процесса создания моделей была исследована Д. Гвишиани.

Рассматривая специфические особенности моделирования культурных программ на телевидении, мы подробно останавливаемся на понятии "массовой культуры". Критические и положительные оценочные модели " массовой культуры" рассматривались такими зарубежными учеными, как американские социологи У. Липпман и Б. Розенберг, теоретик телевидения и "массовой культуры" М. Маклюэн, культурологи У. Бигсби и Э. Ван ден Хааг, философ Т. Адорно, психологи А. Эймс, английский физиолог Ч. Шеррингтон, искусствовед Э. Гомбрих и др. Отечественные исследователи Р. Галушко, А. Леонтьев, Л. Петров, Г. Ашин и др. также освещают в своих работах проблемы моделирования в "массовой культуре" и на телевидении. Вплотную проблемами специфики телевизионного моделирования занимались такие исследователи, как Г. Ганс, Р. Браун, А. Моль, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Д. Макдоналд и др. Рассматривая процессы воздействия "массовой культуры" на сознание потребителей ее продукции, мы обратились к работам основоположника психоанализа 3. Фрейда и его последователя К. Юнга. А также учитывали что проблемы восприятия телевизионной продукции разрабатывались и изучались такими исследователями, как К. Ховленд, У. Мендэллом, Д. Бурстин, а также русскими учеными Л. Выготским, В. Бехтеревым, Г. Залесским, В. Куликовым и др.

Автор дипломной работы обращался к материалам периодических изданий отечественной и зарубежной прессы: "Телевидение и радиовещание за рубежом", "7 дней", "ТВ-парк", "Искусство кино", "World radio-TV Handbook", "Television factbook", "Broadcasting Yearbook", "Journal of broadcasting", "Television quoterly", "Broadcasting", "TV-Times.

Учитывая актуальность исследования, автор избрал объектом исследования - культурные ТВ-программы; а предметом - технологию их моделирования на телевидении.

Цель дипломной работы - обобщив накопленный научный материал, исследовать технологию моделирования культурных телевизионных программ как целостный процесс.

Общей цели подчинены следующие задачи:

рассмотреть научные основы моделирования как метода познания в сфере культуры;

выявить специфические особенности моделирования культурных программ на телевидении;

исследовать понятие шоу-программы как феномена культуры;

проанализировать представленность телевизионных шоу-программ на российском телевидении, на основании анализа охарактеризовать специфические особенности технологии моделирования телевизионных шоу - программ.

Практическая ценность дипломной работы определяется тем, что в ней реализуется комплексный подход в изучении технологии моделирования культурных программ, нацеленный на раскрытие их сущности. Обосновывается понимание шоу-программ, которые являются составной частью телевизионных культурных моделей. Обобщения по данному вопросу будут использованы автором курсовика при дальнейшей работе на телевидении г. Екатеринбурга.


1. Специфические особенности моделирования телевизионных программ


Бурное развитие "массовой культуры" обусловлено, на наш взгляд, двумя глобальными причинами.

во-первых, в результате индустриализации производства произошло увеличение внерабочего, свободного времени, что вызвало, в свою очередь, гигантский спрос на культурные ценности, в которых стали нуждаться широкие массы людей для проведения часов досуга;

во-вторых, сама жизненная потребность людей в общении.

Однако культура "для масс" не смогла бы стать по-настоящему массовой без технического прогресса. Возникновение средств человеческого общения было подготовлено всем ходом исторического развития. Изначально было вызвано к жизни печатное слово, превратившееся ныне в огромную полиграфическую индустрию. Расцвет театра способствовал появлению кинематографа. Развитие техники привело к созданию радио. В результате научно-технической революции стало возможно появление нового средства общения людей - телевидения.

Оно синтезировало в себе ряд важнейших свойств театра, кино и радио, в результате чего превратилось в совершенно новое, специфическое средство информации и коммуникации. Телевидение как бы восполнило "недостатки" ранее возникших средств массовой коммуникации, воплотив в себе древнюю мечту человечества - видеть и слышать на расстоянии: печатное слово с его наглядностью и убедительностью было лишено оперативности и вездесущности; то же самое, но в еще большей степени относится к театру и кино; радио уничтожило расстояние, но оно не обладало наглядностью.

Однако было бы ошибкой предположить, что телевидение в силу своих возможностей способно со временем заменить все другие средства массовой коммуникации. Каждое из этих средств в силу характера их воздействия на человека и выразительных возможностей занимает определенное место в общей системе средств массовой коммуникации. Но несомненным остается тот факт, что телевидение производит более полное эмоциональное впечатление на аудиторию по сравнению с печатью и радио и вызывает у зрителя ощущение сопричастности, или, как принято говорить, "эффект присутствия". Именно это его качество имеет огромное значение, так как определяет специфическое воздействие на умы и чувства людей.

"Массовая культура" берет на вооружение сугубо специфические качества нового средства массовой коммуникации, позволяющие с максимальной эффективностью воздействовать на массы людей, и превращает телевидение в самый главный канал распространения своей продукции.

Было бы некорректно не обратить внимание и на объективные причины, способствовавшие данному процессу. Но поскольку этот вопрос выходит далеко за рамки нашего исследования, мы лишь оговариваемся, что происшедшая на рубеже XIX-XX веков смена культурных парадигм заставила "литературное сознание" уступить свои позиции "сознанию зрелищному", связанному с техникой массовой коммуникации. Телевидению в этой борьбе удалось захватить первенство.

Итак, проблема взаимоотношений "массовой культуры" и средств массовой коммуникации постоянно находится в центре внимания критики. Радикальные ее представители склонны ассоциировать их друг с другом, связывая само возникновение "массовой культуры" с изобретением технических средств. Так, французский исследователь А. Моль высказывает подобную точку зрения в своей работе "Социодинамика культуры": "... "массовая культура" формируется в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации, в первую очередь, телевидением..."

Ошибочность подобного взгляда очевидна. "Массовая культура" процветает везде, где есть нужда в развлечениях, но нет техники распространения (например, концертные залы, театральные подмостки и т.д.). С другой стороны, далеко не все программы телевидения принадлежат к сфере "массовой культуры". Ответ на данный вопрос надо искать не в природе телевидения, а в деятельности тех, кто стоит за созданием телевизионной продукции. Более того, "корень зла" таится в природе самой "массовой культуры", имеющей, к сожалению, мало общего с настоящей культурой и искусством. Причина здесь кроется в том, что создание произведений "массовой культуры" поставлено на поток, как и производство любого товара. Даже самая талантливая личность не в состоянии сотворить что-либо по-настоящему высокохудожественное, будучи поставлена в жесткие временные и финансовые рамки какого-либо производства. Не является исключением в этом смысле и телевизионное производство.

Не секрет, что "массовая культура" проникла во все сферы жизни, став своеобразной нормой для сотен тысяч людей, которые впитывают ее ежедневно, в первую очередь, благодаря телевизионному экрану. XX век - век телевидения и "массовой культуры". Оба эти феномена родились в различных сферах - технической и духовной, но тем не менее нашли друг друга, чтобы, слившись воедино, превратиться в самый мощный способ воздействия на мысли и чувства огромного количества людей.

Попробуем ответить на вопрос, что же способствовало союзу телевидения и "массовой культуры"? 1. Прежде всего, массовость. Как "массовая культура", так и телевидение обращены к самой широкой аудитории.

2. Зрелищность. Этим качеством, правда, обладает и кинематограф, но в настоящее время у него нет былой массовости, и причиной тому - все то же телевидение, перехватившее пальму первенства в сфере зрелищных искусств.

3. Общедоступность также стала объединяющим звеном между телевидением и "массовой культурой". Просмотр телепередач не требует специальной подготовки и даже элементарной грамотности, поэтому произведения "массовой культуры", рассчитанные на самую широкую, в большинстве своем невзыскательную аудиторию, обрели на телевидении свой отчий дом.

4. Но, пожалуй, наиболее мощным фактором, объединившим телевидение и "массовую культуру", стал эскейпизм. Осталось выяснить, каковы взаимоотношения эскейпизма и телевидения.

Американский критик Г. Оверстрит писал: "Практики телевидения открыли, что самый верный способ привлечь зрителей - дать услаждающие их жизнь иллюзии. Не надо ставить задачу научить этих разочарованных людей действовать, стремиться вперед, чтобы разрешить стоящие перед ними проблемы. Надо дать им мечту, которая была бы гораздо увлекательней реальности. ., Эти штампы весьма прибыльны... Этому способствует и всепроникающий характер телепрограмм, которые бесперебойно и беспрепятственно поставляют все те же мечты и иллюзии прямо на дом. И чем большую душевную опустошенность испытывает человек, чем монотоннее его будни, тем легче он идет навстречу мифам и фантазиям, которые предлагают ему произведения на телеэкране..."

В результате многочисленных экспериментов было доказано, что независимо от того, какие именно программы появляются на телеэкране, все они обладают эскейпистским свойством, имеющим наркотическое воздействие.

Телевидение само по себе, в силу своей природы обладает этим качеством, и именно по этой причине "массовая культура" облюбовала его в своих целях - в качестве главного и ведущего рупора.

Итак, сближению "массовой культуры" и телевидения способствовали такие факторы, как массовость, зрелищность, общедоступность и эскейпизм.

Как отмечалось выше, телевидение является главным и самым мощным каналом распространением произведений "массовой культуры". Вполне логично, что телевидению по наследству передаются все функции, выполняемые в обществе "массовой культурой":

идеологическая (оказывает идеологическое воздействие через потребление культурных благ, ориентируя на усвоение определенных идей и ценностей);

информационно-познавательная (распространяет знания, расширяет кругозор, отражает рост жизненного уровня и образования, оптимизирует возможность выбора информации);

рекламно-коммерческая (формирует потребительский спрос и предпочтения, стиль жизни, вкусы, моду);

коммуникативно-эстетическая (воздействует на духовный мир человека, предлагая комплекс художественных ценностей и эстетических принципов, которые, с одной стороны, отвечают вкусам и запросам массового потребителя, а с другой - формируют их у него);

психологическая (снимает психологическое напряжение, руководит эмоциями, опираясь на "коллективное бессознательное", служит способом регуляции поведения и деятельности человека);

функция социализации и витальности (обеспечивает адаптацию человека к условиям постоянно меняющейся социокультурной среды);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.