реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели"

Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести – Южный Урал" и "Вести – Южный Урал, События недели"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет журналистики

Кафедра журналистики







Дипломная работа

Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ «Вести - Южный Урал» и «Вести - Южный Урал, События недели»



Выполнил:

студент группы ФЖ - 501

Битков Л.А.

Научный руководитель:

заведующая Лабораторией

телевидения ЧелГУ Футерман Е.Б.





Челябинск 2009

Оглавление


Введение

Глава 1

1.1 Кино+ТВ

1.2 Функции телевизионной журналистики

1.3 Жанры информационной телепублицистики

1.4 Инфотеймент

1.5 Язык экрана

1.6 Особенности зрительского восприятия звука

1.7 Лингвистические особенности публицистических текстов

1.7.1 Основные лингвистические черты публицистики

1.7.2. Некоторые лексические особенности текста в аудиовизуальной информации

Глава 2

2.1 Итория ГТРК «Южный урал», программ «Вести - Южный Урал», «Вести - Южный Урал, События недели»

2.2 Работа с видеоэлементами и монтажом

2.3 Композиционные приемы

2.4 Звуковые элементы, аудиальное сопровождение

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение


В этом исследовании мы не случайно обратились к теме художественных элементов в информационной журналистике. Основной причиной стало то, что во многих региональных и даже федеральных выпусках новостей производство информационных сюжетов становится поточным и больше напоминает конвеер Генри Форда, чем творческую деятельность. Сотни «говорящих голов», километры канализационных труб и так называемые на профессиональном диалекте «заседалова» - вот, чем, по большому счету, сейчас ограничиваются видеоряд и тематика региональных новостей. Журналисты, операторы, режиссеры и редакторы зачастую игнорируют язык телеэкрана. Из-за стремления к сенсационности и постоянной гонки конкурентов они просто забывают о художественной природе телевидения и что выросло оно в первую очередь из искусства кино. В итоге развлекательные программы и телеканалы оказываются на верхних строчках рейтингов, и это не голословное заявление.

Перед тем, как приступить к работе мы провели небольшое социологическое исследование, посвященное рейтингам телеканалов. Опрос проводился в сети Интернет, посредством социальной сети «vkontakte.ru». В специально созданной группе посетителям предлагалось ответить на 2 вопроса: «какой телеканал вы смотрите чаще, чем остальные?» и «что сейчас включено на вашем телевизоре?» (приложение №1). Фокус-группа: молодые люди обоих полов в возрасте от 18 до 25 лет, преимущественно выпускники или учащиеся высших учебных заведений. Как выяснилось, в этой аудитории самыми популярными оказались каналы ТНТ, СТС (немного уступил НТВ), а MTV по популярности сравнился с «Первым» и «Россией»; фактически, в рейтинге первые места заняли каналы, которые полностью отказались от информационного вещания. Еще раз подчеркнем, что большинство респондентов имеют высшее образование. По словам респондентов «серьезные» каналы слишком скучны. Т.е. здесь действует так называемое «правило кнопки»: если человека «не цепляет - он сразу же переключает».

В то же время, нельзя забывать, что информационный телевизионный сюжет - не новогодняя елка и бесконечно украшать текст, видеоряд и аудиальное сопровождение художественными элементами, образами, «фишками» и т.д. просто неприемлемо. Даже студенту первокурснику понятно, что художественное решение информационного сюжета должно соответствовать жанру. В сильном увлечении художественной составляющей есть и еще одна опасность. Иногда форма становится целью. Это, конечно, спорный вопрос, но по мнению авторов этого исследования первичен всё же контент, а не форма.

Из этого вытекает цель нашей работы: выяснить, насколько приемлемо использование художественных элементов в информационной журналистике в современных условиях.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

- дать историческую справку, определить связь телевидения и кино. Найти различия.

- определить функции телевизионной журналистики.

- определить жанры телевизионной информационной журналистики.

- определить тенденции западного и отечественного информационного телевещания, дать определение понятию инфотеймент.

- дать определение понятию «язык экрана», видеоряд в сюжете, монтаж

- значение аудиального ряда в информационном телесюжете

- значение журналистского текста в информационном телесюжете, лингвистические особенности публицистических текстов.

- историческая справка по ГТРК «Южный Урал»

- использование элементов в программе «Вести - Южный Урал»

Объект исследования: контент современного информационного телевизионного вещания.

Предмет исследования: авторские информационные сюжеты, вышедшие в эфир программ «Вести - Южный Урал» и «Вести - Южный Урал, События недели».

В ходе работы мы столкнулись с довольно серьезной проблемой, на выбранную нами тему написано достаточно много научных исследований, причем довольно авторитетными авторами. Но при ближайшем ознакомлении оказалось, что информация по теме разрознена и неоднородна. Таким образом, появилась еще одна задача: систематизировать знания о предмете исследования.

В своей работе мы опирались на работы, таких авторитетных авторов и исследователей в области кино и телевидения, как Эйзенштейн, Кулешов, Кузнецов, Корконосенко, Цвиг и других.

Ознакомиться с нашими исследованиями будет полезно как теоретикам, так и практикующим журналистам.


Глава 1


1.1 Кино+ТВ


Кинематограф - прямой предшественник телевидения. Он начинался с того, что снимал «саму жизнь»: происходящее на улице, на дороге, на вокзале - то, что сегодня мы назвали бы документальным фильмом. Собственно говоря, в конце позапрошлого века кино было балаганным аттракционом, забавным техническим фокусом. Постепенно фокус превратился в новый род искусства. Со временем обнаружилось, что экран обладает целым рядом замечательных свойств, качеств, и возможностей, которыми не обладают другие роды искусства. Великие мастера: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов, Александр Довженко и другие разработали систему средств изобразительно-выразительных средств, с помощью которых стало возможно создавать на экране произведения нового, самостоятельного рода искусства - кино. Кино «говорит» языком экрана - языком движущихся изображений, сочетающихся со словом, музыкой, шумами, т.е. языком звукозрительных образов.

Совершенно очевидно, что кино - искусство синтетическое; в нем можно найти качества и литературы, и изобразительного искусства, и театра, и музыки.

Язык экрана был создан и развит киноискусством. Телевидение заимствовало у кино, вместе с экраном, богатейший арсенал гибких емких, сильных выразительных средств.

Основа языка кино и языка телевидения общая, ведь и здесь и там перед зрителем двухзмерный экран. Некоторые из выразительных средств кино при перенесении в телевидение претерпели весьма существенные изменения, другие были сохранены в неприкосновенности, а от третьих пришлось отказаться. Чем же обусловлен этот процесс, какие особенности телевидения слделали его необходимым? Ответить на этот вопрос - значит определить, в чем состоит специфика телевидения.

Попытка исследовать специфику кинематографа не входит в нашу задачу, и кинематографические средства выражения здесь рассматриваются лишь для того, чтобы сравнить их с выразителоьными средствами телевидения и установить их общность.

Киноэкран фотографически точно воспроизводит движение, поэтому он может дать нам правдивое изображение того, что происходило перед объективом. Но изображеине на киноэкране - непрерывный поток кадров - предварительно смонтировано. Поэтому киноэкран способен обусловить и то, как мы видим.

Выдающийся художник и теоретик кино В. Пудовкин в свое время писал, что кино можно считать искусством лишь постольку, поскольку в нем применяется монтаж. Как всякое определение оно содержит в себе некоторое ограничение, однако принципиальная истинность его несомненна.

Телевидение, как и кино точно воспроизводит на экране, что мы видим и как видим. Телевидение, как и кино, обладает способностью к монтажу.

Наличие экрана дает возможность создателю телевизионной передачи, как и создателю кинофильма (ровно как и живописцу), «вырезать», предложить вниманию зрителя ограниченный его участок. Из этого выпекает понятие плана, т.е. крупности. Как и кино, телевидение способно показать человека или предмет в разной крупности, в разных масштабах изображения. Плану отведена очень важная роль в ведении рассказа, обрисовке действия; он имеет очень большое значение для проникновения в психологию, внутренний мир человека.

Всем известен случай: в 1895 году, на показе фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда», люди, сидевшие в зале, вскакивали с мест, им казалось, что паровоз едет на них. В реальности изображения паровоза из них никто не сомневался, они видели фотографически точное изображение паровоза, а факт движения изображения заставлял их поверить в то, что перед ними настоящий паровоз. Кинематограф как техническое изобретение завоевал право на существование единственно в силу того, что тогда в конце XIX в., он вызвал чрезвычайно сильный и несомненный «эффект присутствия». Однако вскоре кинематограф безвозвратно утратил этот эффект. Сегодня ни один человек не ощутит себя действительно присутствующим при тех событиях, которые показывает кино.

Телевидение заимствовало у кинематографа язык, но при этом не утратило и никогда не утратит «эффекта присутствия». В отличии от кино, телевидение способно показать на экране образ настоящего. Следовательно, чувства зрителя носят совсем иной характер - это переживание, одновременное с происходящими событиями.

Другая важная особенность, отличающая телевидение от кино, - условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана телевизора, определяемый размером помещения, требуют между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту, какой обычно существует в жизни. Коротко говоря, условия восприятия программы есть причина особого характера общения между телеэкраном и аудиторией. Кино функционирует дискретно, тогда как телевидение функционирует непрерывно. Кино как род искусства, адресовано массовому сознанию, в то время, как телевидение адресовано общественному мнению, не только отражая его, но и формируя.


1.2 Функции телевизионной журналистики


Знание функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста независимо от специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.

Информационная функция

Средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством - тем, ради чего они создавались и создаются, - является способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию быстрее, полнее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Из общетеоретичеких курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в регионе, стране и в мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить информационную функцию телевидения, поскольку в широком плане информацию информацией можно считать и телевизионную трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика (парадокс Макклюэна). Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Так, например, до сих пор еще не забыта трансляция «Лебединого озера» 19-го августа 1991 года.

Регулярное получение информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире - событие чрезвычайное.

Культурно-просветительская функция

Стоит признать, что для многих людей телевидение - это единственная возможность познакомиться с произведениями классиков и работами современных мастеров. К культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть и телепрограммы и каналы, которые специально создаются для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. В культурно-просветительских телепередачах так или иначе присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Интегративная функция

Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт просмотра одной программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания - выявление общих для аудитории ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Социально-педагогическая функция

Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Зависимость этой вовлесенности и мера воздействия зависят от характера государства. Очевидно граничит с интегративной и информативной функциями.

Организаторская функция

Ее следует отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и (или) иных административных структур и осуществляется регулярно. В отличии от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс людей. Нередко телевидение играет роль организатора, ставя какие-либо вопросы перед влстями, побуждая их к действию.

Образовательная функция

Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дедактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные передачи транслируются, как правило, по специальным телеканалам.

Рекреативная функция

Рекреация (от лат. Recreatio - восстановление ) - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, шоу) создается, как правило специализированными телекомпаниями.


1.3 Жанры информационной телепублицистики


Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами. Именно исходя из этого, можно рассматривать наиболее формализованные признаки журналистского творчества. Обычно журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида - это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них подразделяется на подвиды, которые и принято считать жанрами журналистики.

Жанр - это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации - печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру. «Теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие новых и отмирание старых жанров, впрочем, это не означает, что жанровое деление творчества тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование». В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.