реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Проект повышения эффективности государственного управления многоквартирными домами

Проект повышения эффективности государственного управления многоквартирными домами

 

Оглавление:

1. Введение……………………………………………………………………………..3

2. Анализ жилищного законодательства Российской Федерации……………...5

2.1. Выявление и анализ сущности субъектов и объектов управления многоквартирными домами…………………………………………………………5

2.2. Жилищный кодекс Российской Федерации. Анализ основных положений и понятий………………………………………………………………………………7

3. Основные проблемы системы государственного управления многоквартирными домами на примере Басманного района г. Москвы……10

3.1. Анализ общей информации о Басманном районе…………………………..10

3.2. Анализ работы ГУП г. Москвы «ДЕЗ Басманного района»………………11

4. Проект реорганизации системы государственного управления многоквартирными домами с целью повышения её эффективности………..15

4.1. Обоснование проекта, краткое описание сути……………………………...15

4.2. Сравнительный анализ управления многоквартирным домом ТСЖ, частной УК и государственной УК………………………………………………..16

4.3. Проект реорганизации государственных управляющих компаний (ГУП ДЕЗ)……………………………………………………………………………………24

5. Заключение………………………………………………………………………...28

Список использованной литературы……………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.     Введение

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из важнейших направлений народного хозяйства. Значение данной отрасли экономики огромно, хотя бы потому, что каждый житель страны,  являясь собственником или нанимателем помещений в многоквартирном доме и потребителем жилищно-коммунальных услуг, невольно становится субъектом ЖКХ.

С советских времён и до сих пор жилищно-коммунальное хозяйство является планово-убыточной отраслью экономики. В рамках плановой советской системы это было оправдано, но в современных условиях становится всё менее и менее эффективным год от года.

Обозначим главные проблемы, мешающие эффективному управлению многоквартирными домами:

1.      Инертность потребителей коммунальных услуг (в том числе собственников помещений), «советский» менталитет, выражающийся в нежелании участвовать в процессе хозяйствования многоквартирных домов. Отсутствие у собственников помещений чувства собственности по отношению к дому в целом.

2.      Техническая сложность жилищного фонда (дома с большим количеством и совокупной площадью помещений, связанные в единую систему), его высокий износ.

3.      Отсутствие дифференциации населения по социальному признаку: в одном и том же доме живут как обеспеченные, так и социально незащищённые слои граждан, интересы которых существенно разнятся.

К сожалению, эти проблемы практически неразрешимы в ближайшей перспективе и ещё долго будут тормозить развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Однозначных путей решения вышеозначенных вопросов нет. Однако, даже в современных условиях возможно создание такой государственной системы управления многоквартирными домами, которая была бы жизнеспособна и довольно эффективна в условиях рыночной экономики и превратила бы ЖКХ из планово-убыточной отрасли в прибыльную.

Целью настоящего курсового проекта является анализ сложившейся ситуации в системе управления многоквартирными домами и выработка рекомендаций по приданию конкурентоспособности государственным предприятиям жилищно-коммунального сектора экономики.

Депрессия в экономических и хозяйственных показателях государственных управляющих компаниях в сфере ЖКХ обуславливает актуальность выбранной темы.

Определимся с основными сокращениями, которые будем использовать для удобства в курсовом проекте:

МД – многоквартирный жилой дом

ДЕЗ – Дирекция единого заказчика

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

УК – управляющая компания

ЭК – эксплуатирующая компания

ТСЖ – товарищество собственников жилья

ЖСК – жилищно-строительный кооператив

ЖК – жилищный кооператив

ЖК РФ – Жилищный кодекс РФ

(ГУ) ЕИРЦ – (государственное учреждение) Единый информационно-расчётный центр

(Т)БТИ – (территориальное) Бюро технической инвентаризации

домком – домовой комитет

ООМД – описание общего имущества многоквартирного жилого дома






2. Анализ жилищного законодательства Российской Федерации.

 

 

2.1. Выявление и анализ сущности субъектов и объектов управления многоквартирными домами.

Как у всякого вида человеческой деятельности, у жилищно-коммунального хозяйства есть субъекты и объекты. Определимся для начала с субъектами и объектами ЖКХ и, следовательно, нашего курсового проекта. Субъектами жилищно-коммунального хозяйства являются:

·        Управляющие компании (УК).

·        Эксплуатирующие компании (ЭК).

·        Ресурсоснабжающие компании.

·        Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (физические и юридические лица).

·        Юридические лица – некоммерческие организации собственников помещений: товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК).

УК осуществляют управление многоквартирными домами как объектами собственности. В задачи УК входят: надзор за техническим состоянием многоквартирных жилых домов, расчёт ежемесячной платы за пользование коммунальными услугами и сбор её с населения, выбор эксплуатирующей компании и заключение договора с ними. УК не является собственником МД как объекта собственности, но является представителем интересов совокупности собственников помещений в многоквартирном доме («единым заказчиком»). УК бывают:

·        Государственные. В г. Москве государственными УК являются районные «Дирекции единого заказчика» (ДЕЗ).

·        Частные. Существуют в различных правовых формах (ОАО, ООО, ЧП). Существенно отличаются от ДЕЗ как по объёмам деятельности (в среднем 2-3 дома в управлении в отличие от не менее, чем 60-80 у ДЕЗ), так и по методам (чаще всего совмещают функции УК, ЭК, а нередко и застройщика, в то время как ДЕЗ являются в чистом виде УК). Также из-за принципиально иной ценовой политики, частные УК не являются явными конкурентами для ДЕЗ, занимают другую нишу в отрасли ЖКХ. Особым видом УК можно считать некоторые ТСЖ, ЖК и ЖСК.

ЭК осуществляют техническую эксплуатацию многоквартирных домов. В список стандартных эксплуатационных услуг входят: капитальный и текущий ремонт сооружений и инженерных систем МД, благоустройство придомовой территории, вывоз ТБО, уборка помещений общего пользования. Объём работ определяется договором эксплуатации, который заключается между УК и ЭК. У одного МД может быть только одна УК, но несколько ЭК (для разных видов работ).

Ресурсоснабжающие организации являются поставщиками ресурсов в МД. К ресурсам относятся: электроэнергия, бытовой газ, холодная и горячая вода, тепловая энергия. Ресурсоснабжающие организации занимаются также водоотведением. В Москве основными поставщиками ресурсов в жилой фонд являются соответственно: ОАО «Мосэнерго», ГУП «Мосгаз», МГУП «Мосводоканал» и ОАО «МОЭК». Договор ресурсоснабжения МД заключается между УК и ресурсоснабжающей компанией.

Собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах могут являться как частные физические и юридические лица, так и государство. Представителями государства как собственника помещений в многоквартирных домах в городе Москвы являются: Департамент имущества г. Москвы (ДИгМ, в части нежилых помещений) и Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (ДЖП и ЖФ, в части жилых квартир). Государство как собственник помещений не имеет привилегий перед частными собственниками. Оно обладает теми же правами и обременено теми же обязанностями, что и частные собственники жилых и нежилых помещений.

ТСЖ создаются собственниками помещений для коллективного управления своим домом. ТСЖ регистрируются как юридические лица и представляют интересы совокупности собственников помещений данного многоквартирного дома. Фактически, ТСЖ – это коллективный собственник многоквартирного дома как единого объекта собственности. ТСЖ может выступать в роли УК, или передавать полномочия по управлению домом УК различных правовых форм. ЖСК и ЖК, действующие в построенных и заселённых многоквартирных домах, обладают теми же правами, что и ТСЖ.

Объектами жилищно-коммунального хозяйства являются многоквартирные жилые дома. Многоквартирный дом – это архитектурное сооружение, в котором находится более одного изолированного жилого помещения. В комплекс многоквартирного дома входят принадлежащие отдельным собственникам жилые и нежилые помещения, помещения общего имущества собственников помещений, архитектурные конструкции МД, инженерные коммуникации и оборудование, а также придомовая территория.


2.2. Жилищный кодекс Российской Федерации. Анализ основных положений и понятий.

Жилищный кодекс Российской Федерации – основной законодательный акт, регулирующий взаимоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации. Жилищный кодекс в нынешнем виде принят 29 декабря 2004 года. Новый ЖК РФ является инновационным документом, направленным на глубокое реформирование всей системы ЖКХ. Его положения вступали в силу постепенно. Полностью ЖК РФ должен будет вступить в силу 1 января 2007 года, однако из-за многочисленных проблем, связанных с применением положений кодекса на практике, в органах верховной власти РФ обсуждается вопрос о продлении этого срока как минимум на год.

Жилищный кодекс РФ состоит из восьми глав, 165 статей со сквозной нумерацией.

В первой главе ЖК РФ даны общие положения: объяснена суть жилищных отношений, декларированы права частных субъектов жилищного права, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, описаны объекты жилищного права, порядок перевода нежилых помещений в жилые и жилых в нежилые, порядок переустройства и перепланировки жилого помещения.

Во второй главе декларируются право собственности и другие вещные права на жилые помещения. Впервые после развала СССР в Жилищном кодексе появилось положение о том, что собственник помещения несёт ответственность не только за состоянием своего помещения, но и за состояние общего имущества собственников помещений в МД в соответствии с долей его участия в вышеуказанном имуществе. Это положение косвенно закрепляет многоквартирный дом в качестве общедолевой собственности собственников помещений.

Кроме помещений, находящихся в частной и государственной собственности, в МД есть помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений. По статье 36 Жилищного кодекса, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся помещения, не являющиеся частями квартир и обслуживающие более одного помещения в данном МД. Это могут быть, например, лестничные клетки, лифтовые шахты, чердаки и подвалы, в которых проходят инженерные коммуникации общедомового значения.

В отношении технических чердаков и подвалов стоит отметить, что общедомовое значение таких помещений зачастую труднодоказуемо из-за нечётких определений их предназначения в документах БТИ. На практике часто встречается самозахват технических помещений и даже возможности для официального оформления их в частную собственность.

Все решения, связанные с общим имуществом собственников помещений в МД решаются на общем собрании таких собственников. В том числе, решается вопрос выбора способа управления.

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

ТСЖ является одним из установленных законодательством способов управления многоквартирным домом. ТСЖ можно считать управляющей компанией, когда договоры с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими компаниями заключаются от лица товарищества. Имеются случаи, когда ТСЖ одного МД является управляющей компанией в другом МД. В большинстве же случаев ТСЖ заключает договор с УК (частной или ДЕЗ), по которому передаёт последней свои права по управлению МД на определённый срок.

ЖСК выполняют в основном функции коллективного заказчика строительства объектов жилого фонда, хотя имеют право управления заселённым многоквартирным домом. В этом случае правовое положение ЖСК аналогично положению ТСЖ.

В завершающем, восьмом разделе ЖК РФ, говорится о праве выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом. Способов по жилищному кодексу три:

·        Непосредственное управление собственниками помещений

·        Управление ТСЖ

·        Управление УК

Непосредственное управление подразумевает заключение каждым собственником помещений МД договоров с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями. Такой способ управления подходит лишь для домов, не имеющих общего имущества и с отдельными инженерными коммуникациями для помещений каждого собственника. В виду специфики застройки этот способ управления неприменим для Москвы и других крупных городов и больше ориентирован на сельскую местность с небольшими коттеджами как основным видом застройки.

Как говорилось выше, ТСЖ может выступать как управляющая организация: заключать договоры с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими компаниями, или же передавать управляющие функции профессиональным УК.

УК может управлять МД на договорной основе без создания ТСЖ. Для этого составляется, согласовывается в ТБТИ и утверждается соответствующим органом власти Описание общего имущества многоквартирного дома (ООМД). УК берёт на себя функции по контролю за надлежащим состоянием указанного в ООМД имущества.



3. Основные проблемы системы государственного управления многоквартирными домами на примере Басманного района г. Москвы.

 

3.1. Анализ общей информации о Басманном районе

Басманный район города Москвы входит в состав Центрального административного округа. Он является третьим по площади и вторым по количеству многоквартирных домов среди районов ЦАО. Границы района проходят по улице Солянке, Лубянскому проезду, улице Мясницкой, улице Новой Басманной, 1-му Басманному переулку, улице Ольховской, Переведеновскому переулку, улице Госпитальный вал, Госпитальной улице, Набережной Академика Туполева, 1-му Сыромятническому проезду, улице Воронцово поле, Подколокольному переулку. В районе порядка 100 тысяч жителей, около 650 многоквартирных домов (точную цифру установить не удаётся из-за различной балансовой принадлежности зданий). Жилой фонд Басманного района состоит из домов различных годов постройки, этажности и степени износа. Основные характеристики жилого фонда Басманного района приведены в Таблице 1:










Таблица 1. Основные характеристики жилого фонда Басманного района

Количество МД

Основные годы застройки

Количество ТСЖ, ЖСК, ЖК

1 участок

113

1913-1925

13

2 участок

144

1913-1952

26

3 участок

106

1927-1966

9

4 участок

83

1917-1977

5

5 участок

49

1917,1970,2000

4

6 участок

67

1926-1930,1999-2002

2

7 участок

45

1950-1955,1999-2002

0

8 участок

91

1910-1914

9

ИТОГО

698

 

68

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.