реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка

Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка

Министерство образования Российской Федерации

 

 

 

Российский государственный университет нефти и

газа имени И.М.Губкина.

 

 

 

Кафедра управления трудом и персоналом

 

 

Творческое эссе на тему:

«Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка»

 

 

 

 

           выполнил:                                       проверил:

                                                                   кандитат экономических наук

                                                                   старший преподаватель

                                                                   Еремина И.Ю.

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2005 год

Содержание

 

 

1.     Право собственности. Нефтяные режимы. Углеводородное законодательство.

2.     Организационые формы компаний в нефтяной и газовой промышленности за рубежом.

3.     Формы объединения акционерных предприятий: трест, концерн, корпорация, холдинг.

4.     Организация и управление нефтяной и газовой промышленности Норвегии.

5.     Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭКа в Великобритании, Аргентине и Польше.































 

 

 


Введение.

 

              В процессе формирования рыночных отношений в ряде стран Европы и Азии нефтяная и газовая промышленность переходила на новый виток развития, что не могло не повлечь ряд проблем в тех или иных странах. Процесс приватизации, разграничения деятельностей, борьба с монополиями коснулась всех стран без исключения. Страны с прогрессивной системой реформ и здоровой экономикой, создали устойчивую энергетическую политику, сформировав тем самым свой топливно-энергетический комплекс, который позволил эффективно использовать природные богатства страны.

             Те страны, которые подошли к рыночным реформам с неустойчивой политической системой, и с постоянно сменяющемся правительством провели подчас губительную приватизацию, которая лишила государство как контроля над нефтяным и газовым комплексом страны так и над доходами от него.

             Был и другой путь развития ТЭК-а. Когда страны с командно-административной экономикой, в результате изменения политического положения перешли на курс рыночных реформ.



Глава Первая

 

Углеводородное законодательство.

 

1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой говорится, что право народов свобод­но использовать и эксплуатировать свои природные богатства явля­ется неотъемлемой частью их суверенитета.


По отношению к при­брежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации при­родных богатств континентального шельфа в соответствии с междуна­родным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.


В 1962 г. в резолюции Генеральной Ассамблей ООН содержится положение: право народов и наций на постоянный суверенитет над их природными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах национального разви­тия и благосостояния народов и национальностей, населяющих дан­ное государство.


Рассмотрим четыре вида подхода к определению собственности на сырую нефть.


Американская модель: собственности и несобственности. Собственность делиться на абсолютную собственность и квалифицированную собственность. Абсолютная собственность: землевла­делец владеет всем над и под границами своей земли.

Теория квалифицированной собственности, разработанная в шта­тах Калифорния, Оклахома, Луизиана и Индиана, характеризует права по отношению к нефти скорее как право занять землю и взять часть ее или то, что она производит. Различив между этими двумя теория­ми очевидно: в соответствии с первой, вся нефть является собст­венностью землевладельца до тех пор, дока он не будет лишен ее в результате задействования ,"Права завладения"; согласно второй теории, землевладелец наделен правом собственности в отношении доступа к нефти, но собственность возникает только тогда, когда она сведена к обладанию посредством "завладения".

В настоящее время США остаются почти единственной страной, где практикуется такой уникальный подход к вопросам собственнос­ти.


В других же европейских странах, таких как например Соединенное Королевство действует "вотчинная система" (доманиальная), т.е. такая система, где государство обычно заявляет свои суверенные права на сырую нефть, находящуюся в недрах, а землевладельцы, давая разрешение на использование своей земли для добычи нефти, получают прибыль.


Так же существует исламский подход к собственности, который зависит от юридической школы. Согласно подходу, приня­тому в школе Малика, все природные богатства являются государст­венной собственностью. Последователи Ханафизма утверждают иное: природные богатства, обнаруженные на частной земле, принадлежат ее владельцу, а природные богатства, обнаруженные на государст­венной земле, принадлежат государству. При этом в любом случае требуется разрешение государства на добычу нефти. Таким образом, согласно законам Ислама, природные богатства, находящиеся в нед­рах, в большинстве случаев принадлежат государству, выступающему в качестве хранителя неотчуждаемого общественного имущества.


В некоторых странах практикуется смешанная система, т.е. правовые рамки установлены, но в них содержатся положения, бла­годаря которым можно путем переговоров прийти к соглашению по некоторым важным вопросам (например, обязательства по выполнению работ). В эту группу стран входят Норвегия и Нидерланды. Смешанный подход находит все больше сторонников, так как обеспечивает минимальную уверенность и последовательность, а также установленный статусный минимум, касающийся условий, но в то же время обеспечивает удовлетворительную степень свободы дей­ствий и переговоров, возможность соревноваться компаниям друг с другом при предложении условий лучших, чем минимальные. Прави­тельство со своей стороны получает возможность предоставлять льготы в обмен на ценные уступки со стороны компаний.


Цель углеводородного законодательства - установить правовые рамки и правовые механизмы для реализации задач, поставленных Принимающей страной (увеличить до максимума выручку государства, его контроль над операциями, защитить окружающую среду). Соглас­но законодательству, право на сырую нефть принадлежит Государст­ву, которое обеспечивает полный диапазон государственных полно­мочий и свободу действий а области выдачи лицензий, создания го­сударственных органов и государственных нефтяных компаний, уста­новления как соответствующих прав и обязанностей, так и правил и норм, относящихся к лицензированию. Государство устанавливает условия и положения своего участия, ройялти, арендные платы, правовые режимы, относящиеся к прекращению деятельности, правам доступа, загрязнению окружающей среды, фискальным режимам, соз­данию требуемой инфраструктуры. В углеводородном законодательст­ве подробно излагаются правила и нормы, относящиеся к режимам контроля и управления, положениям и условиям, поставленным перед компаниями в течение периода разведки, разработки и добычи, отно­сительно маркетинга, государственного участия, фискальных вопро­сов и выгод для народного хозяйства, вытекающих из использования информации, трансферта технологии и "ноу-хау" и др.


Виды нефтяных соглашений и контракты.

 

Виды нефтяных соглашений и контрактов всегда должны рассматриваться в контексте правовых рамок Принимающей страны и учиты­вать интересы Принимающего правительства и нефтяных компаний.

Цели государства хозяина:

·                    эффективная разработка любой обнаруженной нефти

·                    получение реальной доли прибыли для правительства

·                    развитие отечественной технологии и экспертных знаний

·                    оптимизация разработки углеводородов с целью улучшения эко­номического развития одновременно с защитой окружающей среды

·                    реализация сырой нефти на отечественном и экспортном рынках по ценам соответствующим национальной политике в области энерге­тики

 

Цели  нефтяных компаний:

·                    наличие соответствующих фискальных положений, включающих ра­зумную норму прибыли, нормы амортизации, что позволяет возмещать капиталовложения

·                    получение долгосрочных прав на сырую нефть и газ и возмож­ности удержания компанией соответствующей доли продукции

·                    обеспечение фискальной и договорной стабильности в течение всего срока контракта

·                    обеспечение соответствующего вознаграждения за риск, связан­ный с инвестициями, и справедливой нормы прибыли



Очевидно, что существует определенная взаимность интересов, которая должна быть адекватно отражена, ори разработке нефтяного соглашения. Принимающая страна при этом ведет конкурентную борь­бу за получение иностранного капитала, инвестируемого в предприя­тие, что связано с риском, и поэтому ей следует создать стимулы для привлечения капвложений со стороны нефтяных компаний при од­новременной защите долгосрочных интересов государства.


Налоговое соглашение, или соглашение о ройялте

Налоговые соглашения и соглашения о ройялти. Принимающая страна предоставляет определенные права на добычу природных бо­гатств индивидуальному субъекту, уполномочив его вести разведку, а затем разработку обнаруженных природных ископаемых. В обмен на эти права субъект дает согласие выплачивать арендную плату, рой­ялти и налоги Принимающей стране.

Принимающая страна (ПС) предоставляет Международной нефтяной компании (МНК) исключительную лицензию на разведку или эксплуата­цию месторождения сырой нефти в указанных районах на ее риск и за ее счет.

Нефть, находящаяся в скважине, переходит в собственность нефтяной компании, которая может свободно распоряжаться этой нефтью, возможно, с условием снабжать местный рынок.

В течение всех этапов разведки и добычи нефти МНК дает сог­ласие выплачивать арендную плату ПС в соответствии о заранее ус­тановленными ставками.

Нефтяная компания выплачивает Принимающей стране ройялти на­личными или в натуре, обычно по ее выбору.

МНК платит налоги на прибыль, полученную в результате добычи нефти, в соответствии со ставками, установленными законодательст­вом, или конкретными условиями, относящимися к данному месторож­дению.



Оборудование и установки, используемые в нефтяных операциях, остаются собственностью МНК.


Такие лицензии могут включать требование разрешить нацио­нальной нефтяной компании участвовать в операциях на условиях, подробно изложенных в лицензии. Могут также содержаться положения о передаче ПС информации, трансферте технологии или о подготовке и использовании местного персонала, а также требования об информировании ПС. Часто содержатся требования о разрешении или о вы­полнении обязанностей, связанных с операциями. Решения, относя­щиеся к управлению нефтяными операциями, включая разведку и добы­чу, принимает МНК.


Самая привлекательная черта такого типа соглашения - его гибкость.


Недостатки  соглашения для МНК следующие:

·                    тенденция к усиленному надзору за операциями, на проведение которых была получена лицензия

·                    возможность односторонних законодательных изменений, особен­но фискальных, если они не были заранее оговорены



Недостатками соглашения для Принимающей страны являются:


·                    требование дополнительных статей о платежах для увеличения прибыли до максимального уровня, например, скидок при подписании контракта (при получении нефти или достижении стабильного уровня ее добычи), о налогах на прибыль от непредвиденных доходов или договоренности о ставках на возврат налогов

·                    Невозможность участия в собственности на добытую нефть, что оставляет ПС лишь пассивную роль. Однако в настоящее время это не составляет особой проблемы, так как в соглашение могут быть вне­сены положения, предусматривающие участие государства

·                    требование дополнительных статей о платежах для увеличения прибыли до максимального уровня, например, скидок при подписании контракта (при получении нефти или достижении стабильного уровня ее добычи), о налогах на прибыль от непредвиденных доходов или договоренности о ставках на возврат налогов


 

Соглашения с распределением рисков

 

               Соглашения с распределением рисков похожи на контракты по до­левому распределению продукции. Разница заключается в механизме возврата издержек и в оплате подрядчика, т.е. деньгами, а не нефтью. Этот тип соглашения имеет очень мало сторонников.  Такие типы договоров чаще всего используют в странах Южной Америки, которые в настоящее время с трудом конкурируют с другими государствами по возможностям  капиталовложения.

                МНК принимают на себя огромный финансовый и технический риск в обмен на высокое вознаграждение в случае успеха. Работая во многих странах, они могут снизить риск.


Независимо от формы контракта следующие положения являются общими для всех их типов, кроме особых случаев. Положения можно распределить на пять основных групп:

·                    права МНК

·                    обязанности МНК

·                    права государства-хозяина на контроль

·                    финансовое положение

·                    общие положения


Обычно МНК предоставляется исключительные права на разведку, разработку и добычу углеводородов.


Глава Вторая

 

Организационные формы компании в нефтяной и газовой промышленности за рубежом

 

 

         Корпорации: юридическое лицо, отдельно облагаемое налогом. Как корпоративная структура она может стать неэффективной с точки зрения налогообложения для индивидуального держателя доли капитала. Ответственность ограничивается размерами активов, которыми владеет компания, например, наличными средствами, землей, ценными бумагами. Держатели долей капитала не отвечают по обязательствам корпорации вне пределов, согласованных с каждым вкладом в совместный капитал. Отношения между членами корпорации и их соответствующие права и обязанности друг перед другом и по отношению к корпорации регулируются уставом. Доходы от деятельности принадлежат корпорации, а ее члены получают дивиденды только в том случае, когда они декларированы корпорацией. Дивиденды декларируются только через фиксированные интервалы времени, как правило, один раз в год.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.