реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики

Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики

Пуляевского Михаила

специальность 060400

Группа №11

Мерзляков А.Ф.

Основные Правила Краткой риторики.

§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших

мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном порядке и

связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом

языка в пространном смысле понимать надо все правила речи, составляющие,

теперь три особенные науки: логику, или диалектику, которая учит думать,

рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно;

грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей.

И риторику, которая подает правила и последовательному и точному изложению

мыслей, и изящному и пленительному расположению частей речи сообразно с

видами каждого особенного рода прозаических сочинений.

§ 2. Итак, риторика, принятая во всем ее пространстве, заключается в себе

полную теорию красноречия. Красноречие как обыкновенно понимаем, есть

способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах

правильно и ясно, сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние под

именем красноречия разумели единственно - искусство оратора, а под именем

риторики – правила, служащие и образованию ораторов. Теория прочих

прозаических сочинений была предметом их диалектики и грамматики.

§ 3. Цель риторики как теория всех прозаических сочинений не

ограничивается убеждением и доказательствами. В противность древним и

некоторым новейшим учителям мы понимаем под этим словом науку научать наш

разум или трогать сердце и действовать на волю. Итак, искусство научать,

занимать, трогать, доказывать составляет предмет всякого прозаического

писателя.

§ 4. Смысл, есть чувство, и выражение этих составляют сущность речи, и

должны быть в надлежащей связи точно так, как душа и тело. То, и другое как

материя и форма, служит предметом риторики, которая, впрочем, не простирает

своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и

грамматике. Она более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она

учит мысли, правильно обдуманной и по правилам грамматики выраженной

представляет в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия.

§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи и прозу, а другие

одну прозу разделяя таким образом всю науку словесности на два рода, на

искусство прозаическое и на искусство стихотворное. Это разделение основано

не на одной наружной форме того и другого рода; оно зависит от

существования различия предметов и цели, которые предполагают себе оратор и

стихотворец; одного – намерение научить, а другой имеет в виду особенно –

удовольствия.

§ 6. Есть люди, которые отличаются каким-то природным красноречием; они

никогда не учились правилам риторики , но, имея здравый рассудок, живое

чувство, вкус и легкость в языке, выражают свои чувства и мысли ясно и в

таком порядке который совершенно соответствует их цели. Эта частью они от

природы, частью, воспитанием, обращением и чтением образованная способность

обеспечивать успехи предлагаемого нами искусства, и сама приобретает

посредством правил новый блеск, силу и совершенство.

От всякого писателя требуется, чтоб он со всех сторон осмотрел предмет

своей речи, чтоб он каждую минуту обладал самим собой, чтоб сам был уверен

в причинах и доказательствах, которые предлагает другим, и чтоб, наконец,

которую намерен возбудить в сердце читателя.

§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого, кто обращает внимание на его

существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на душевные

наши силы, как изящное искусство, красноречие пленяет наши сердца и

воспламеняет воображение; этого мало? Будучи рассматриваемо в собственных

своих предметах и всем вообще наукам доставляет новые достоинства и

прелести. Посредством его не только мысли и познания, но самые чувства,

склонности и страсти людей, нам неизвестных, отдаленных от нас веками

становятся нашими собственными, современными. Оно научает нас избирать

предметы, разбирать их и описывать прилично, порядочно и связно; оно дает

самой истине большую силу убедительности и самым страстям больше выражения

и трогательности; оно образует наши нравы.

§ 8. Красноречие обращается в искусство не нужное и вредное, когда

оставляет благородную цель свою, т.е. когда оно устремлено, будет не к

выгодам истины и добродетели, но к распространению заблуждения и пороков

когда оно решится защищать правила и мнения, противные чистой

нравственности, если будет одевать предметы, сами по себе пагубные и

соблазнительные, в одежду приятную и благовидную, чтобы заманить в свои

сети неопытный и ослепленный ум читателя или слушателя. Итак, не

красноречие, но его употребление навлекло на себя справедливые укоризны в

древности и в новейшие времена; злоупотребление всегда будет порицаема

между тем как наука беспрестанно шлет в новом немерцающем свете.

§ 9. Для образования оратора не достаточно одних правил риторики. Но нужно

познакомиться с произведениями, как древними, так и новейшими

произведениями. Внимательное изучение подвигает нас к благородному

стремлению к подражанию. Т.е. через непрерывное изучение, упражнение в

красноречии мы большие силы вернейшее чувство изящного и доброго и

быстрейший взор для отличия погрешностей.



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.