реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Деловое общение, его особенности

Деловое общение, его особенности

Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине КУЛЬТУРА РЕЧИ

на тему

«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ,

ЕГО ОСОБЕННОСТИ»

Выполнил: студент группы К-11

Ефимов А. Е.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент

Чуксина И.Г.

Калининград

2000

План:

1.1. Введение. Понятие делового общения

1.2. Виды делового общения

2.1. Общие положения

2.2. Влияние личностных качеств на общение

2.3 Диалоговое общение

2.4. Групповые формы делового общения

2.5. Общение по телефону

3.1. Деловые беседы и переговоры. Общие положения

3.2. Этика и психология деловых бесед и переговоров

3.3. Деловой завтрак, обед, ужин

4. Особенности общения через переводчика

5. Заключение

1.1. Введение. Понятие делового общения

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития

контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в

официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных

задач. Специфической особенностью названного процесса является

регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям,

которые определяются национальными и культурными традициями,

профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной

ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на

службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование

правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению

является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные

признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году

"Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы

зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

. нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами

одного коллектива (горизонтальные);

. наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного

(вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное

отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных

симпатий и антипатий.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во

внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета -

разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых

"формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия,

просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте

добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с

Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных,

возрастных, психологических характеристик.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают

контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того,

чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно

должно состоять из следующих этапов:

. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого

человека, представление себя другому человеку;

. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка

паузы;

. Обсуждение интересующей проблемы;

. Решение проблемы.

. Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из

взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое

сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является

важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

1.2. Виды делового общения.

По способу обмена информацией различают устное и письменное

деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на

монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

. Приветственная речь;

. Торговая речь (реклама);

. Информационная речь;

. Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

. Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну

тему.

. Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения,

часто сопровождающийся принятием решений.

. Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо

вопросу.

. Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио,

телевидения.

. Дискуссия;

. Совещание (собрание);

. Пресс-конференция.

. Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

. Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную

коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение

имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми

распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный

контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без

труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части

всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные

документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и

объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение,

инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:

. Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

. Когнитивное - обмен знаниями;

. Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,

потребностями;

. Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов,

данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и

т.д.;

. Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и

орудий;

. Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие

друг другом общающихся людей в самом акте общения;

. Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать

другие люди.

2.1. Общие положения

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из

важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться

успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл

Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в

его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле

процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и

процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. [4,

11]

В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей

сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения

или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation

(весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в

книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет

шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека,

делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и

являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип

делать все вовремя распространяется на все служебные задания.

Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени,

рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на

ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения,

корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как

тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-

либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их

служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации

необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и

сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не

означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по

долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).

Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев,

начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять,

почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и

подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы,

покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в

себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться

в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент

работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то

есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое

значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы

или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены

хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя

употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова

другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего

собственного лексикона. [8, 30]

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств

может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при

непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью

переписки или технических средств.

Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные

методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных

из них И. Браим выделяет следующие - убеждение, внушение, принуждение.

Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического

упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте

своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих

поступков. Убеждение - ненасильственный, а значит, и нравственно

предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.

Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа

фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере

человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного

положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного

из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера,

вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное

подражание.

Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей.

Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его

желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия,

способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически

оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях. [9,

76 –77]

На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные

факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная,

экстремальная), общественное или служебное положение (властные

полномочия) и личностные качества субъектов общения.

2.2. Влияние личностных качеств на общение

Личность обладает индивидуальными чертами и качествами -

интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми,

формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе

семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности

человека. В общении большое значение приобретает знание и учет наиболее

типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных

качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных

качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость,

скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих

деловым отношениям нравственный характер.

На характер общения оказывает влияние темперамент его участников.

Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический,

флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому,

быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и

переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым

видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но

начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило,

ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью,

упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам

настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок,

несдержан в выражениях.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше

подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять

растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному

общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими

обязанностями.

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и

интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются

ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на

внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко

адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы

на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости [9, 77

–78], [6, 212 – 213]

Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде.

Для более подробной классификации личностных качеств применяется метод

Майерс-Бриггс, названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и

ее матери и построенный на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу

определяется путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт

по четырем категориям. Приведем их полностью в изложении Джона Честары

[7, 90 –91]

"1. Экстраверты (E) направляют свою энергию на внешний мир. Они говорят

и действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что-

то предпринять. Они предпочитают работу, которая требует спокойной

умственной активности.

2. Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют свои органы

чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются в

деталях и подробностях этого мира. Интуитивы (N), наоборот, видят

глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной

ситуации, по-скольку они оценивают мир с помощью своего воображения.

3. Логики (T) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут

выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют. Эмоционалы

(F), наоборот, принимают решения на основе своих чувств (а эти чувства,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.