реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Зарождение религии (Ранние формы религии)

Зарождение религии (Ранние формы религии)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИ

(РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ)

Журавлева Сергея Юрьевича

Группа 1 «Б»

ПЛАН ДОКЛАДА

Введение…………………………………………………………...3

1. Начальная стадия развития представления человека о

сверхъестественном - возникновение религии………………….4

2. Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и

Греции. Европейское язычество………………………7

3. Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм,

ислам и христианство………………………………...14

Заключение………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………...21

Введение

В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин

в своей книге « Предания веков « говорил: « История, в некотором смысле

есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их

бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к

потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В его

словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного

общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов,

идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших

мировых религий.

Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что не

требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о

религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны.

Если брать нашу страну, то большинство, наверное, ходит в церкви и

"верит в Него". Многие утверждают, что верят во что-то своё, непонятное

никому.

Молодёжь и коммунисты говорят, что Всевышнего нет и быть не может.

Наверно только в наше время, после "перестройки", можно сказать, что всё

стало на свои места: кто хочет - верит во что хочет, кто хочет - не верит.

Но сколько раз мы удивлялись и называли, например, своего соседа, который,

ударясь в восточную религию, ест одно травяное и одевается очень странно,

глупцом или помешанным. И эти религиозные праздники, как Рождество и Пасха.

Ведь для всей страны это праздники. И многие старики утверждают, что

в старости все в любом случае приходят к вере. Вспомним только, что во всех

сложных и даже страшных ситуациях мы просим Его о спасении. И даже иногда

даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с

собой, сам себе посомневается в Его существовании.

И все-таки это хорошо, что в наше время можно выбрать любую религию и

следовать ей, ведь, в конце концов, каждый находит для себя самый

оптимальный вариант веры. Нет, наверно религии, которая что-то оставила без

внимания. Одна говорит о бессмертии, другая - о тьме, третья - о свете.

Одна - что-то позволяет, другая - всё запрещает. В своей работе я

постараюсь разобраться в всем многообразии верований и преданий и их

планомерном преобразовании в современные ветви религиозных учений.

Начальная стадия развития представления человека о

сверхъестественном - возникновение религии.

"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное

всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Теология

использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде

абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так

трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт

выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в

несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой

формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует

сейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуют

силы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознании

человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление

сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может

возлагать на себя права управителя в первую очередь потому что он не

властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.

Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека понятие "Бог.

О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И

первые представления о существовании религии у первобытного человека

возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов

неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства

существования погребального обряда. Наиболее известны из них погребения

в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси

(Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим

свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших

предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду

(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции - Ла-Мут

(долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (в

верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции и Северной

Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображены

животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие

изображения очень условны, схематичны, а еще чаще представляют собой

фантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженых в

звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с

религиозными верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой

и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы,

удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь

найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека

возникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисункам

и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера

в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также

существовал культ жен ского начала (находки скульптурных женских

изображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц-

исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.

Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнце

изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в

круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце

представлялось, как главный источник плодородия.

Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета,

женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим

"богам" обусловлено образом жизни человека.

Также можно судить о религии первобытного человека по племенам

настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное

проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он

выражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, что

каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным

или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также

половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам.

В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже -

растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с

его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, -

как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах

Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость

между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и

есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают

все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или

превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной

местностью.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов

Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются

тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен

островов Самоа, у народов Америки - встречается наличие тотемов в

гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной

религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов

Америки.

Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм

(вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там

подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов,

которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и

пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на

человека.

У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркие

анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верующие довольно

отчетливо различают две категории духов: духи умерших и духи природы.

Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители

обрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Но

основной частью их религии является мана - сверхъестественная невидимая

сила, отличаемая верующими от силы естественной. Мана имеет своим

источником и духов и людей. Она может действовать во вред и на пользу, и

присуща людям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать

отдельным предметам.

Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы,

калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаманства -

лечение, охотничья и земледельческая магия.

У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующий

имеет своего духа-покровителя, который приобретался во время видений,

возникших в процессе посвятительского обряда. Кстати, у индейцев очень

сильна вера в вещее значение сновидений.

Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских верованиях мы

опять встречаем анимистические представления: домовой - дух,

покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной – дух водяной стихии,

полудница - полевой дух, образы вил (особенно распространены у

сербов) - лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые

могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости

от его собственного поведения, и т.д.

Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог,

Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) -

покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и

ткачества.

Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских

языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени

представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом,

дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного

существа - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.

К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была

связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо

анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень

развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя

и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.

Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно жестока

религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческие

жертвы.

Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном делался на

настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для

исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство,

которые тесно переплетены между собой. По-китайски дао - путь, метод,

принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой

человеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-то

сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная

добродетель - воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В

даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо,

чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения,

устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал

культ предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященный

общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах

исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, что

душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в

символ, хранящийся в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка).

По религиозным

верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя

почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой

существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое

соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле установленных обрядов,-

говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все перемешается и

возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, и

разовьется разврат со всеми его преступлениями... Уничтожьте обряды

погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших

родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь -

исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут

своевольничать, возникнут притеснения и насилие".

Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции.

Европейское язычество.

Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным богом в

древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо"). Из

второстепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен и

покровители профессий для ремесленников. Купцы почитали помимо бога

богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль

играли земледельческие божества. Видное место в верованиях китайцев

занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными

источниками.

Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за основу

берутся религиозные тексты - Веды. В них записаны гимны и предания,

посвященные различным богам. Одним из ранних образов богов можно считать

Индру - бога-воителя и бога грома и молнии (двойственная натура), также

мы встречаем здесь других богов: Варуна - олицетворение ночного неба,

небесных и земных вод, Дьяус - бог дневного неба. В виде олицетворения

солнца выступает целая вереница божеств - Сурья - значит просто солнце,

Савитри - "восстановитель", "оживитель", Пушан - божество солнечного жара,

Ушас - богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: это

олицетворение беспредельного пространства. Помимо представленных богов в

Ведах встречается немалое количество других богов. Ведические боги

группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым

принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым -

большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис.

Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного

места.

В более поздний брахманский период религия Индии меняется с

изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты:

брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста воинов, вайшьи -

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.