реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Зарождение магии и ее отражение в монотеистических религиозных системах на примере Христианства

Зарождение магии и ее отражение в монотеистических религиозных системах на примере Христианства

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И

ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

ЗАРОЖДЕНИЕ МАГИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМАХ НА

ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА.

Выполнила: студентка группы ДМ-201 Токмачева М.Н.

Москва, 1997 год

СОДЕРЖАНИЕ.

I Разноликая магия

II Причины возникновения магии

III Оккультизм

IV Магия в христианском культе

1. Религия рабов и вольноотпущенников

2. Христианские таинства

2.1 Причащение

2.2 Крещение

2.3 Миропомазание и елеосвящение

2.4 Исповедь

2.5 Венчание

2.6 Священство

V Эволюция взаимоотношений христианства и язычества

VI Список использованной литературы

I Разноликая магия.

Полночь. Все покрыто мраком. Призрачные фигуры в капюшонах,как у

куклусклановцев, освещены светом только жертвенного огня, горящего в правом

углу пещеры. В центре пещеры - задрапированный черный алтарь с телом

обнаженной женщины. Рядом с алтарем на каменном столе, в окружении черных

свечей, в зловещей улыбке скалится белесый человеческий череп. Верховная

жрица, тоже вся в черном, сжимает в правой руке меч, лезвие которого,

отбрасывая блики огня, кажется живым. Произнося заклинания, она вызывает

магические силы Вселенной. Сверху на нее безмолвно и бесстрастно взирает

рогатое божество.

Что это? Это не сцена из исторического кинофильма или фильма ужасов о

дьяволе. Нет. Это одно из собраний поклонников черной магии. Не секрет, что

подобные оргии привлекают людей и в настоящее время. Более того, считается,

что современное общество переживает ренессанс оккультизма и первобытного

колдоства. Чародейство, волхвование, чернокнижие, колдоство, оккультизм -

эти слова ныне не сходят со страниц журналов и газет.

II Причины возникновения магии.

Существуют различные определения магии. Однако все они неизменно

отмечают одну ее особенность, а именно: в ее основе всегда лежит вера в

сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил

контролировать окружающий мир.

“Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека

сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления

природы, а также на воображаемых духов и богов”(Большая советская

энициклопедия, 9, 15, 152).

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных

элементов: материальный предмет (вещество), то есть инструмент; словесное

заклинание - просьба или тпебование, с которым обращаются к

сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов -

обряд.

Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного

общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические

обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч

лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в

мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду

(Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии

(пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей).

Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и

кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к

жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших

первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды

захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно

такое объяснение.

Что касается обнаруженных в XIX - XX веках памятников

верхнепалеолитического периода (поздний каменный век - 40 - 10 тысяч лет

тому назад), то они, и с этим согласны практически все ученые,

свидетельствуют о наличии у первобытного человека уже развитых магических

представлений и обрядов. В 1879 году в Пиренейских горах (Испания) была

открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой

пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и

другие виды животных, на которых охотились люди того времени. В открытой

вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки

трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва

были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные

люди в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в

результате частого в них попадания.

Наибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний день

их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая

пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия

найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая часть этих рисунков, а

некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно

сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между ними на

стене и потолке первобытный художник изобразил в различных позах тех

животных, которых он видел вокруг себя: оленей, медведей, кабанов и т.д.

Все рисунки разноцветные: использовались три краски - черная, желтая,

красная. На тела животных и рядом с ними были нанесены насечки,

символизирующие полет дротика и ранение зверя. Многие рисунки носят следы

от метания в них настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что

местами они наползают друг на друга.

Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они охотились, в

столь неудобных, плохо освещенных, часто труднодоступных местах - пещерах,

их отдаленных коридорах и проходах? Зачем после окончания своей работы они

не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья и дротики?

Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения за народами,

еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни.

Известно, что австралийские аборигены перед началом охоты исполняли

специальный обряд: рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального

танца вонзали в изображенное животное свои боевые копья. При этом они

полагали, что, попав в рисунок животного, попадут и в само животное во

время охоты. Очевидно, так же полагал и первобытный человек. Здесь можно

привести слова К.Маркса о фетишизме: ”Распаленная вожделением фантазия

создает у фетишиста иллюзию, будто “бесчувственная вещь” может изменить

свои свойственные свойства для того только, чтобы удовлетворить его

прихоть”. Аналогичная иллюзия создавалась и у первобытных участников

магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного.

“Распаленная вожделением фантазия” исполнителей ритуала превращала имитацию

охоты в саму охоту, ритуально-магическое “убийство” животного в реальное

убийство зверя.

Действительные корни первобытной веры в магию следует искать в

материальных и общественных условиях их жизни. Первобытное состояние

человечества иногда изображается полным блаженства, когда люди как баловни

природы получали от нее в виде даров все необходимое для жизни. Но о

трудностях первобытных людей, о суровых, подчас трагических условиях их

жизни красноречиво говорят следующие цифры: почти 50% неандертальцев не

доживали до своего двадцатилетия. У кроманьонца средняя продолжительность

жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом положении оказывались женщины

и дети: 38% неандертальцев умирало, не достигнув и 11 лет, почти никто из

женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была

еще выше: 68% синантропов не достигало и 14 лет.

Эти данные были получены учеными при изучении костных останков

первобытных людей. Высокий уровень смертности чаще всего был результатом

частых голодовок, смертельных ранений в ходе охоты на крупных животных, что

было закономерным и естественным в силу неразвитости первобытных

производительных сил, бедности и слабости первобытной техники. У людей той

эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева.

Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания. Средства

к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей,

собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и

искусство, часто оставался без добычи, а рыболов без рыбы: зверь исчезал из

леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в

определенные месяцы года.

Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких

предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами к

существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них

состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие

реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты

производственной деятельности, и явились основными причинами того, что

человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств

практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились

магические ритуалы и обряды.

Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества,

выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем

социальным фоном, на котором выросла вера в магию.

Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических

обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей

защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в

достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии

достичь посредством реальных приемов и средств. Конкретные формы колдоства

создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом

чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов.

Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и

верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

III Оккультизм.

Возникнув в первобытную эпоху человечества, магия не оставалась

неизменной на протяжении веков, а принимала различные формы. Одной из

развитых ее форм является оккультизм.

Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - это общее

название для учений, “теоретически” обосновывающих наличие магических

(волшебных, сверхнатуральных) сил в человеке и космосе, недоступных для

простых смертных, но доступных для “посвященных”, прошедших особую

инициацию и тренировку. В состав оккультизма входят такие “тайные” науки,

как астрология, мантика, или гадание (хиромантия, физиогномика и т.п.),

спиритизм, герметическая ( по имени легендарного основателя оккультизма -

Гермеса Трисмегиста, образ которого явился результатом соединения образов

египетского бога Тота и греческого бога Гермеса - вестника божественной

мудрости) медицина и другие. Впервые речь об оккультизме заходит в эпоху

поздней античности, когда в I-IV веках нашей эры в Александрии была создана

обширная оккультная литература, получившая название герметической.

В основе оккультизма лежат “принципы” и “законы” первобытной магии.

Оккультисты лишь систематизировали древнейшие магические представления,

основанные на принципе: подобное вызывает подобное (симпатическая магия),

часть заменяет целое (контагиозная магия).

С возникновением сложных высокоразвитых монотеистических религиозных

систем типа христианства, иудаизма, ислама, буддизма магические ритуалы

стали их неотъемлимым элементом. О том, как вошла магия в состав одной из

“высших” религий - в христианство - стоит рассказать подробнее.

IV Магия в христианском культе.

1. Религия рабов и вольноотпущенников.

“ Раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас

представлений, унаследованный от прежних времен.”

Ф. Энгельс

Подобное утверждение относится и к христианской обрядности, которая

включала в себя элементы обрядов и ритуалов других религий,

предшествовавших христианству или же существовавших в ту же эпоху.

Христианство возникло как религиозный продукт социально-

экономических, идеологических и политических отношений определенной

исторической эпохи. Социальной сутью первоначального христианства являлось

то, что оно возникло как движение угнетенных. Христианство выступало

сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных,

покоренных или рассеянных Римом народов, проповедовало грядущее избавление

от рабства и нищеты и искало этого избавления в посмертной потусторонней

жизни на небе.

В соответствии с основными принципами своего вероучения христианство

переработало материал, заимствованный из других религий и придало ему новый

символический смысл и значение. Так, всем древним религиям были присущи

представления, согласно которым богов, оскорбленных людьми, можно было

умилостивить жертвоприношениями. В христианстве же эти представления

приобретали форму веры в то, что одна великая добровольная жертва,

принесенная посредником, искупила раз и навсегда грехи всех времен и всех

людей. Аналогичным образом новое звучание было придано и заимствованным

христианством из языческих религий элементам обрядовой символики: они стали

связываться с персоной новозаветного Иисуса Христа, божества,

воплотившегося в образ земного страдальца и своей смертью искупившего все

грехи человечества.

Христианский культ представляет собой совокупность иллюзорно-

практических действий (обряды, ритуалы, таинства, богослужения, посты,

молитвы и т.д.), с помощью которых верующие надеются достичь контакта со

сверхъестественной силой. Наиболее очевидную связь с древнейшими

верованиями и культами имеют христианские таинства.

2. Христианские таинства.

“Таинства - суть священнодействия, которые под видимым образом

действительно сообщают верующим невидимую благодать божию, - суть орудия,

которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным.”

Архиепископ Макарий

Христианские таинства мало чем отличаются по своей форме от

первобытных магических церемоний. Конечно, смысл и значение, которые

вкладывал в свои обряды первобытный колдун и которые придает своим

действиям христианский священник, - различны. Но материал, из которого

складывалась в первобытные времена и складывается сегодня церемония

магического ритуала и христианского таинства, техника их исполнения, по

существу одинаковы.

В основе всех христианских таинств лежит вера в божественную

благодать. Благодать, по определению христианских теологов, - это

“особенная сила, или особенное действие божие, сообщаемая нам ради заслуг

нашего искупителя и совершающая наше освящение, т.е. с одной стороны,

очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая перед богом, а с

другой - утверждающая и возвращающая нас к добродетели для жизни вечной”.

Это представление о благодати как силе, сообщающей человеку особые

чудодейственные божественные свойства, восходит к первобытным временам.

Первобытные люди верили в существование какой-то таинственной силы,

исходящей от духов, богов, людей, животных и даже неодушевленных предмето,

которая может быть усвоена человеком при помощи определенных обрядовых

действий. У маланезийцев эта сила называлась “мана”, у индейских племен

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.