реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
«Старообрядчество: история и современность». Реферат по курсу истории религий.

«Старообрядчество: история и современность». Реферат по курсу истории религий.

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет

Специальность: Культурология

Кафедра: Теории и истории культуры

Реферат

по курсу истории религий

«Старообрядчество: история и современность»

Выполнила студентка

2 курса, группа 1521

Мухаметзянова Алия Заильевна

Научный руководитель семинара:

Профессор Мачнев Виктор Яковлевич

Самара 2005

План:

Реформы Никона

Раскол

Старообрядчество в императорской России

Основные старообрядческие толки:

* Беспоповщина

* Поповщина

Старообрядчество в наши дни

Список использованных источников

«Что ни мужик - то вера, что ни баба - толк», - гласит старая русская

пословица.

Старообрядчество есть последование церковной старине в той области,

которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, то есть

всего того, что относится к церковному чину, благоукрашению и церковным

обычаям. Старообрядчество весьма часто отождествляется с понятием раскола,

между тем эти понятия различные. Хотя старые обряды церкви, такие как

двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, хождение

посолонь, седмипросфорие, чтение «обрадованная» вместо «благодатная», и

является достоянием раскола, но существенным его признаком служит

противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не

входящих в область веры. С церковной точки зрения старообрядчество само по

себе не есть раскол. Церковный взгляд на обряд таков, что допускает

разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при

отсутствии «всякого зазора» и при взаимном согласии, так как обряд это

вещь до существа веры не относящиеся, сам по себе он ни свят, ни несвят,

не ведет ни к спасению, ни к гибели. Но все-таки старообрядчество возникло

вследствие Раскола.

Реформы Никона

Расколом принято называть произошедшее во второй половине 17 века

отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших

название старообрядцев, или раскольников.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение

разночтений и исправление богослужебных книг, и другие меры по

установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного

«Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства

взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.

Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская

церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию,

опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан

Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели

следовать греческим богослужебным образцам.

25 июля 1652 года патриаршество всея Руси принял Новгородский митрополит

Никон. Связанный с государем Алексеем Михайловичем узами тесной личной

дружбы, он с присущей ему энергией взялся за дела церковного устроения,

среди которых важнейшим продолжало числиться дело исправления книг. Начало

такому исправлению было положено еще при патриархе Иосифе, и тогда же

обозначились те два правила, которыми потом Никон постоянно

руководствовался, занимаясь этим делом:

1. Исправлять богослужебные книги одновременно по «добрым» славянским

спискам и по греческому тексту.

2. Во всех случаях недоразумений при исправлении церковной обрядности

просить совета и решения Восточных первосвятителей.

Первая попытка в исправлении русских богослужебных книг и церковных

обрядов была сделана Никоном спустя семь месяцев после его вступления на

патриаршую кафедру и касалась только двух новшеств. Никон, как считает

митрополит Макарий, указывал, чтобы в святую Четыредесятницу при чтении

молитвы святого Ефрема Сирина православные не клали одних земных

многочисленных поклонов, как делалось тогда, а клали поклоны поясные,

кроме четырех земных. Никон вскоре ввел еще наиболее важные изменения:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси

вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского

предания, было введено троеперстие;

2. В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось

и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было

переделано на греческий лад «Иисус»;

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения

храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под

Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;

4. В старых книгах, в Символе Веры, читается: «И в Духа Святого Господа

истиннаго и животворящаго», после же исправления слово «истиннаго»

было исключено;

5. Вместо «сугубой», т.е. двойной аллилуйи, которую творила русская

церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя;

6. Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах,

новые справщины ввели пятипросфорие.

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение

1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь

переведенных богослужебных книг.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти

изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось

стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления

власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью

которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую

веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум,

Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками

«старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи

подверглись жестоким преследованиям.

Раскол

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях

русского общества, что привело к возникновению движения, названного

Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти

лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против

увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора

1666-1667 годов, предавшего старообрядцев анафеме как еретиков и

принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране

антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея,

распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности

крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители

низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и

светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в

это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и

спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

Сильнее всего постановлениям Никона противились на южных и северных

окраинах России. Бунт Стеньки Разина находится в одинаковой исторической

связи как с окончательным закрепощением крестьянства (Уложением 1649 г.),

так и с церковными реформами Никона. В Соловецком монастыре сопротивления

церковным реформам превратились в открытое восстание. Соловецкие монахи

отказывались принять новопечатные книги. Основание у них было то же, что и

у прочих раскольников: если они раскольники - так и святые отцы, и цари, и

патриархи тоже были раскольниками. Словом, раскольники считали, что если

прежде молились по «худым» книгам, но молились и спасались, то отчего не

остаться при старом?

Сначала в Москве мало знали о раскольниках и называли их капитонами (от

черного священника Капитона, распространявшего Раскол), но вскоре увидели,

что Капитон был лишь одним из многих, что раскол проник везде. Когда

раскол оказал силовое противодействие, в Москве начали понимать

возможность последствий распри, имевшей сначала исключительно религиозный

характер. Вскоре сопротивление обнаружилось и в Москве. Начинаются

стрелецкие бунты в защиту соловецких монахов.

Раскольники, гонимые Никоном, проклиная, прозвали его антихристом.

Находили подтверждение этому в Апокалипсисе. Толковали, что число

антихриста - 666, и так как приближался 1666 год, то вера в пришествие

антихриста усилилась. Расколоучители пускали слух, что Никон богохульник,

что у него на внутренней подошве одной туфли вышит образ Богоматери, а на

другой - восьмиконечный крест. Постановления Никона, что апостолам не

нужно молиться на коленях, а достаточно кланяться в пояс; что юродивые не

что иное, как бешеные и их не следует писать на иконах - подтверждали в

глазах народа эти слухи.

В 1666-м и последующих за ним годах напряжение суеверных ожиданий

Апокалипсиса достигло крайней степени. В ночь перед масленицей и перед

троицыным днем (на эти дни ожидали, по преданию, страшного суда) в

нижегородском Поволжье, надев рубахи, саваны, и ложась в долбленые гробы,

пели заупокойные молитвы. Некоторые даже сами себя отпевали.

Некоторое время правительство ограничивалось сравнительно умеренными

наказаниями - ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как

старообрядческое движение приобретает большой размах и перерастает рамки

чисто религиозного движения, а политические симпатии сторонников «старой

веры» становятся более определенными, правительство переходит к политике

жестоких репрессии. Начиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске

раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерские

ссыльники во главе с Аввакумом. А в 1685 году были изданы особые статьи о

градском суде, по которым полагалось упорных раскольников жечь в срубах,

перекрещивающихся в старую веру - бить кнутом, а прочих раскольников -

ссылать в монастырь. Для розыска бежавших от преследования староверов

направлялись специальные воинские команды. Однако все эти меры не

приводили к сколько-нибудь ощутимым результатам. Число сторонников «старой

веры» продолжало неуклонно расти.

Старообрядчество в императорской России

Петр I в начальный период своего царствования мало интересовался

религиозными делами. Впоследствии он решил использовать старообрядчество

для получения дополнительных доходов. С этой целью в 1714 году был издан

указ, по которому все старообрядцы облагались двойным подушным окладом.

Сторонники «старой веры», платившие двойной оклад и получившие название

«записных раскольников», пользовались известной религиозной свободой. Они

были обязаны носить одежду установленного правительством образца. В

большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной

оклад, либо убегали в недоступные для правительственного розыска глухие

лесистые местности, либо лицемерно притворялись православными. Для

упорядочения сбора двойного оклада и розыска старообрядцев, укрывавшихся

от его уплаты, в 1725 году была создана специальная Раскольничья контора.

Одновременно с этим большое внимание уделялось миссионерской деятельности

среди старообрядцев, которая приобрела особый размах в Нижегородском крае.

После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время

относительным покоем и свободой, но в жестокую пору бироновщины

правительственный нажим на них усилился. Деятельность воинских команд для

розыска укрывавшихся от правительственного ока тяглецов-раскольников

приобретает в этот период широкий размах. На самой грани двух веков 18-го

и 19-го, старообрядческий вопрос был поставлен надлежащим образом.

Император Павел Петрович взглянул на старообрядчество как на живую

народную массу, имеющую свои собственные побуждения и задачи, с которыми

так или иначе необходимо считаться. Он своим \"быть по сему\" разрешил и

утвердил единоверие, то есть дозволил старообрядцам иметь священников для

совершения богослужения и треб по старым обрядам.

Во второй половине 18 века, отражая интересы формирующейся русской

буржуазии (главным образом недавних выходцев из деревни), тесно связанной

с процессом формирования капиталистической мануфактуры, старообрядчество

занимает ключевые позиции во многих крупных промышленных центрах, и,

прежде всего в Москве и Петербурге. С этого времени старообрядческие

капиталы оказались неразрывно связанными с развитием многих отраслей

русской промышленности. На идеологию старообрядчества того периода

наложили отпечаток такие факторы, как желание привлечь на свою сторону

возможно большее число последователей из крестьянства и городских низов,

ибо именно из них черпались основные кадры рабочих на промышленных

предприятиях капиталистов-старообрядцев.

С другой стороны, антифеодальная струя исходила от рядовой массы

старообрядчества, остро ощущавшей на себе гнет

самодержавно-крепостнического строя. Правительственными указами

старообрядцам предоставлялась некоторая свобода исповедания, было

запрещено в официальных бумагах именовать их раскольниками, отменен

двойной оклад, закрыта Раскольничья контора, всем старообрядцам,

проживающим за границей, было разрешено возвратиться в Россию, выбрав себе

место поселения по собственному желанию. Роль руководящего центра

старообрядчества (как поповщины, так и беспоповщины) приобретает Москва.

Резкий скачок численности и значения старообрядчества произошел во время

страшного народного бедствия - чумы 1771 года. Руководители

старообрядчества получили разрешение от правительства на устройство

карантинов и кладбищ. Они стали усиленно перекрещивать в «старую веру»

обращавшихся к ним за лечением жителей Москвы, причем выморочное

имущество забирали в общинную казну. Именно в этот трудный для Москвы год

был заложен фундамент для роста и экономического процветания

старообрядческих общин. Московские федосеевцы заняли прочные позиции на

Преображенском кладбище, московские беглопоповцы - на Рогожском.

В 1846 году греческий Митрополит Амвросий перешел в Древлеправославную

Церковь и положил начало старообрядческой церковной иерархии. Но некоторые

верующие были смущены тем, что Митрополит Амвросий не смог доказать, что

был крещен через погружение (старообрядцы признают истинным только

погружательное крещение). Часть старообрядцев по этой причине не приняли

Митрополита Амвросия. 4 ноября 1923 года они образовали Русскую

Древлеправославную Церковь (РДЦ). С 25 по 30 мая 1924 года проходил

Всероссийский Собор Древлеправославной Церкви, где был учрежден высший

орган - главный Церковный совет.

Те староверы, которые признали Митрополита Амвросия, назвались Русской

Православной Старообрядческой Церковью (РПСЦ), или, как укоренилось в

народе, Белокриницкой (Австрийской) иерархией. Благодаря усилиям Совета

Всероссийского съезда старообрядцев (г. Москва) в период с 1907 по 1912

годов количество христиан РПСЦ резко увеличилось за счет

христиан-переселенцев, пожелавших вернуться в Россию из Австрии. С 1910

году христиане Белокриницкой иерархии трижды собирались на съезды

старообрядцев для обсуждения общих церковных вопросов.

Основные старообрядческие толки

Вопрос о религиозной характеристике старообрядчества в настоящее время

нельзя считать окончательно решенным. Несомненно, что старообрядчество

представляет собой очень сложное по своему социальному составу религиозное

общественное движение, объединенное в формальном отношении отрицанием

церковных нововведений середины 17 века.

Разделение старообрядчества на два основных направления - поповщину и

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.