реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

118 ГРУППА

ПРЕДМЕТ:

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

«СРАВНЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

АВТОР

КРАМАРЕНКО Ю.Я.

МОСКВА

2001

План сочинения

1. Определение Таинства Крещения и видимой его стороны

как предмета описания.

2. Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в

исторической перспективе.

2 ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

2 МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

2 ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

2 РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

ПЕРСПЕКТИВЕ.

3. об истории развития таинства миропомазания.

4. Выводы.

Список литературы.

1. Определение Таинства Крещения и видимой его стороны как предмета

описания.

В Православно–догматическом Богословии есть различные определения

понятия «Таинство» [2, 6 – 9]. Разница в них заключается не в различии

подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия «Таинство»

– оно для Церкви едино и неизменно, а только в стиле подачи информации.

Все они, определения, могут быть сведены к следующему: «Таинство есть

священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего

невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через

которого всякий верующий получает Божественную благодать» [7, с. 313].

По Промыслу Божьему установлено семь Таинств, круг которых благодатным

образом охватывает все потребное для человека, его жизни.

Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения – не принявший

Крещения не может получать Божественную благодать, даваемую в остальных

Таинствах. В Крещении человек – грешник, родившийся с наследственною от

прародителей порчею, вновь рождается водою и Духом (Иоан. 3, 5),

таинственно рождается в жизнь духовную.

Как и в любом другом Таинстве Церкви, так и в Таинстве Крещения есть

видимая и невидимая составляющие. Последняя является неизменной, со

временем не меняется.

Невидимая составляющая Таинства Крещения – это действие невидимого

Святого Духа, который таинственным образом (непонятным даже для ангелов, не

говоря уже о людях), восстанавливает Божественную чистоту человека,

освобождая его от первородного греха и грехов его жизни – делая в момент

крещения человека святым, могущим войти в Царствие Небесное как истинно

чистое первое дитя Божие. Так, архиепископ Дорофей указывает: «Крещение для

христиан служит как бы дверью для уверовавшего во Христа, вводящей в дом

Отца Небесного – его святую Церковь» [2, с. 66].

Видимая составляющая Таинства Крещения – это внешняя оболочка Таинства,

его обрядовая сторона – троекратное погружение оглашенного верою грешника в

воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына, и Святого Духа», завещенных

нам Господом Иисусом Христом (Мтф. 28, 19). Епископ Кассиан (Безобразов)

указывает, что сама «вода живая есть символ Святого Духа» [4, с. 209].

Архиепископ Николай (Кавасила) приводит чудный по своей сути пример

значения Таинства Крещения для человека: «Так блаженный Порфирий, бывший в

те времена, когда закон Христов овладел всею вселенною и голос

проповедников услышали все люди, трофеи же мученических подвигов

воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя об истинном Божестве

Христа, и тысячекратно слышав учение, и бывши самовидцем таковых

подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал вместо истины.

Когда же крестился, и притом для шутки в игре, не только вдруг соделался

Христианином, но совершился в лике мучеников. Ибо он был комедиантом, и

занимаясь сим делом дерзнул и на сию смелость, дабы возбудить смех, и

представил на зрелище крещение, и крестил самого себя, сойдя на театре в

воду и провозгласив Троицу. Одни смеялись, коим казалось сие театральным

представлением, а для него происшедшее было не смех и не тень, но истинное

рождение и воссоздание и то самое, что составляет таинство. Ибо вместо

комедианта вышел имея душу мученическую, тело мужественное, как бы

привыкшее к любомудрию и подвигам, язык, извлекший у тирана вместо смеха

гнев. И так возревновал он, проведший жизнь в игре, и так возжелал Христа,

что претерпев многие мучения умер с радостью, даже и языком не изменив

любви» [3, с. 51].

Чинопоследование Таинства Крещения символизирует духовное рождение

человека. Однако язык символов – язык общения с Богом, сегодня, к большому

сожалению, зачастую не понятен простому мирянину. О важности изучения

видимых сторон Таинств Церкви и знания их особенностей православным людом

проникновенно говорит протоирей Александр Шмеман: «Понять богослужение

изнутри, открыть и испытать то явление Бога, мира и жизни, которое содержит

в себе и сообщает богослужение, соотнести это видение и это величие с нашим

собственным опытом, со всеми нашими проблемами – вот цель литургического

богословия. И Крещение дает всему этому истинное начало, основание, ключ.

Вся жизнь Церкви коренится в той Новой Жизни, которая воссияла из гроба в

первый день нового творения. Это та самая новая жизнь, которая дается нам в

Крещении и исполняется в Церкви» [14, с. 13].

Именно сравнение внешней, видимой стороны Таинства Крещения –

чинопоследования в его исторической перспективе является предметом нашего

описания.

2. Логика изменения чинопоследования Таинства Крещения в исторической

перспективе.

2 ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из

различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются

в чине постепенно, по мере необходимости.

Иисус Христос, Господь наш, установил только основную форму чина

Крещения (Мтф. 28, 19; Иоан. 3, 5).

Священное Писание умалчивает о том, давал ли Господь Иисус Христос

подробные наставления апостолам о частностях совершения ими Таинства

Крещения. В своем фундаментальном исследовании «История чинопоследования

Крещения и Миропомазания» А. Алмазов говорит о том, что Иисус Христос «как

бы дает право апостолам, а равно и их преемникам, восполнить данное Им

подробностями, какие будут требоваться, – по требованиям места и времени»

[1, с. 645].

Чтобы понять логику развития чинопоследования Таинства Крещения в

исторической перспективе необходимо, как минимум, определить развитие этого

чина:

. по месту совершения;

. во времени;

. по наполняемости новыми элементам (по содержательной стороне).

При этом в последнем случае, задача делится на две сослагаемые:

. историческое развитие внешнее – историческое насыщение чина Крещения

новыми элементами;

. историческое развитие внутреннее – история движения по упорядочиванию и

устойчивости самих этих элементов.

2 МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не

выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном

случае, лишь бы был главный элемент ритуальной стороны – вода. Так, дьякон

Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике (Деян. VIII, 36).

А. Алмазов указывает: «Климент Римский также представляет ап. Петра

проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично – из

источника или ручья, или даже моря, ежели они крестятся во имя Святой

Троицы» [1, с. 501].

Первые упоминания о специально выделенных местах для Крещения появляться

во II веке. Так, по древнему преданию, «Папа Пий I (168 – 175 г.г.) освятил

по просьбе св. Пракседы церковь в термах Новаты, и здесь же внутри устроил

крещальный источник, в котором многих крестил» [1, с. 503]. При этом автор

не указывает причин, по которым был построен специальный «крещальный

источник».

Видимо, основанием для появления первых крещален могли явиться следующие

обстоятельства:

. необходимость решения этического вопроса при одновременном массовом

Крещении мужчин и женщин;

. начало времени гонений на христиан – насущная необходимость в уединенном

месте для Крещения.

Начиная с IV века, с момента открытого строительства церквей, крещальни

строят вблизи храмом, чаще всего – против главного входа. Как отмечает

А. Алмазов: «этим как бы давалось понять – Крещение есть дверь,

вводящая в церковь Божию – мысль, которую древние отцы и учителя Церкви

развивали очень часто» [1, с. 505]. Подробное описание устройства

крещальни можно найти у него же [1, с. 507 – 512].

Крещальни как отдельные здания активно строятся и V веке. Однако с VI

века их строительство постепенно прекращается. Объективным основанием для

этого процесса послужило:

. большинство взрослого населения окрестилось к V – VI векам;

. введение в повсеместную церковную практику крещения новорожденных, для

которых не было необходимости в строительстве обширных крещальных зданий.

Начиная с VII века крещальные купели переносятся во внутрь храмов, а

начиная с VIII века баптистерии дозволено иметь не только в соборных

храмах, но и в деревенских приходских церквах.

Патриарх константинопольский Алексий своим соборным определением 1029

года указывает, что исключительным местом Крещения признается храм [1, с.

517].

Поскольку крещальни имели башнеобразный вид Красносельцев выдвигает

интересную гипотезу о том, что они послужили первообразом для колоколен,

т.к. крещальни как особые здания стали выходить из употребления тогда,

когда начали строить колокольни [5, с. 337].

На наш взгляд эта гипотеза достаточно романтична, но с хронологической

точки зрения – имеет некоторое несоответствие. Так, во втором томе

Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря указывается,

что официально колокола разрешено было иметь при храмах только с середины

XII века, а колокольни как помещения при церквах существовали начиная с XIV

века [9, с.1410].

На Руси место для Крещения естественным образом находится в помещение

самого храма. Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси в XV

веке «купель для Крещения ставится в церкви» [1, с. 520].

Таким образом:

. I век – первая половина II века, нет специальных мест для Крещения;

. вторая половина II века – III век, строятся крещальни в укромных местах

(в местах для богослужения);

. IV век – VI века, крещальни строят открыто и больших размеров против

главных входов в храмы;

. VII век – по настоящее время, купели (места для Крещения детей) и

баптестерии (места для Крещения взрослых) размещают в помещении самого

храма.

2 ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал

апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения.

В I – II веках время Крещения строго не устанавливалось. Так,

Тертуллиан, говоря о времени совершения Таинства Крещения, указывает:

«Всякий день – Господень есть; всякий час, всякое время удобно для

Крещения: правда есть разница относительно торжественности, но благодать

одна и та же» [11; 1, с. 524].

Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке уже

имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.

Введение во II веке в церковную практику определенного времени для

совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими

обстоятельствами:

1. С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по

слабости своей не выдерживали пыток), а как известно – кто отречется

перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32,

33; Лук. 12, 8, 9). По любви Господа к своему созданию –

человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали

Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое

время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания

самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.

2. Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно,

по возможности отнести его ко дню христианского праздника.

О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает

Тертуллиан: «Торжественный день Крещения представляет Пасха; ибо в этот

день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились … Потом

Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения» [11; 1, с. 525].

После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крещальная

практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные дни.

Так, Василий Великий указывает: «Какое время более прилично для Крещения,

как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения;

Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения

мы получаем в Воскресение» [1, с. 527].

В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства

Крещения в Великую Субботу [1, с. 528].

В практике Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в

Пятидесятицу.

Ко дням совершения Таинства Крещения также относились [1, с. 528 – 530]:

. день Рождества Христова (Галльская Церковь);

. день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);

. день храмового праздника (Иерусалимская Церковь);

. апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь);

. дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь).

Начиная с VII – VIII веков время Крещения в Восточной Церкви становится

все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а

начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось.

Одним из оснований для этого послужило 124-е правило Карфагенского

Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора,

Константинопольского (680 г.), которое гласит: «Последуя каноническим

постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не

обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть,

и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о

преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да

таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».

В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни

только начиная с XII века.

В практике Крещения в древней русской церкви имели место элементы

древней церковной традиции – совершали Таинство Крещения в определенные

дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: «в пост ни человек,

ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и в субботу

Лазареву и в великую субботу … аще ли болен, да крестите» [1, с. 537].

Затем в истории русской церкви наступает период безразличного отношения ко

времени совершения Таинства Крещения – его совершают по мере необходимости

– для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни – для

взрослых. Так, признанный авторитет в области истории чинопоследования

Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй половине XIX века: «В

настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем и всегда, принято

наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности совершалось

в какой–либо праздничный день» [1, с. 538].

2 РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ

ПЕРСПЕКТИВЕ.

Св. Иустин, как отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), занимает

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.