реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Религия

Религия

План работы:

I. История термина «религия».

Возникновение и развитие религоведения.

II. Причины возникновения религии в первобытном обществе.

I. Памятники религии: 1)палеолитической эпохи:

а)

наскальная живопись;

б) женские

статуэтки;

2)неолитической эпохи:

а) погребения и способы захоронения покойников;

б) женские изображения в могилах;

в) статуэтки;

г) петроглифы;

V. Особенности религиозного мировоззрения первобытных людей.

VI. Тотемизм: 1)сущность;

2)обряды;

3)различные формы: а)родовой тотемизм;

б)индивидуальный

тотемизм;

в)тотемизм

сновидений;

г)половой

тотемизм;

д)локальный

тотемизм;

4)категории по Элькину: а)социальный;

б)обрядовый.

VII. Анимизм: 1)сущность;

2)обряды;

3)духи и божества;

4)три ступени анимизма (первая и вторая);

5)фетишизм (сущность, взаимосвязь с анимизмом и обряды);

6) три ступени анимизма (третья);

VIII. Магия: 1)сущность, виды систематики;

2)развитие магии;

3)знахари и колдуны: а)посвящение знахаря;

б)знахарский

мешок;

в)происхождение

знаний;

г)методы работы

знахаря;

д)гаданье, общение

с духами;

е)спорность

существования колдунов;

IX. Спор о первоначальности одной из первобытных религий.

IX. Мифология.

XI. Первобытный синкретизм.

I. История термина "религия".

Религия - производное от латинского слова religio. Древние римляне

обозначали этим словом всё то, что было связано с почитанием (культом)

богов. Именно в этом смысле употребляли слово "религия" многие

древнеримские деятели, например, Цицерон в I в. до н. э. К религии

относились и представления о богах (мифология), и соответствующие действия,

с этими представлениями связанные и регламентирующие жизнь римлян. То, что

в древнем Риме называлось религией, у китайцев

именовалось chiao, у индусов - dharma, у арабов - din.

Когда возникло христианство, то слово "религия" перекочевало от римлян

к преверженцам христианства, которые использовали его в своих целях,

значительно изменив его значение. Благодаря христианству это слово вошло

впоследствии во все европейские языки. Под термином "религия" христиане

первоначально понимали только свою, христианскую веру, все же верования не

христианского характера объединялись термином "язычество". Крупнейший

христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин, живший в IV

в., называл христианство религией, рассматривая это слово как производное

от "вновь связывать, воссоединять": христианство есть религия - путь

воссоединения и примирения человека с богом, - человека отпавшего от бога,

когда он встал на путь греха. Если рассматривать религию с этой точки

зрения, то действительно это представление специфически христианское, и его

нельзя перенести на более ранние, например, на античные формы религии.

Таким образом, раннему христианству было чуждо представление о других

религиях, и о том, что христианство - это не единственная, а только одна из

многих религий. Христианская религия соединяет людей, обязательством

призванных к служению и отделяет их от всего остального мира, частью

которого являются в том числе и языческие культуры. Христианство, называя

себя единственной религией, таким образом сознательно противопоставляло

себя всей остальной, так называемой "языческой", культуре.

Когда впервые в истории христианства понятия "религия" было расширено

и термин этот распространён на язычество, то это изначально имело чисто

полемическую функцию: христианство как "истинная религия", посланная Богом

противопоставлялось "ложным религиям" - греческой и римской, которые

изначально рассматривались как неудачное, демоническое подражание

божественному образцу христианской религии. Это к тому же позволяло также

оторвать эти "языческие" религии от их культурного контекста, и таким

образом открыть путь для примирения христианства с античной культурой и для

ассимиляции этой культуры с христианской.

Эпоха великих географических открытий, знакомство с Новым Светом дали

возможность к дальнейшему расширению понятия религии. Оно теперь стало

применяться и в отношении к верованиям американских индейцев и других

"дикарей". В XVIII в. возникает представление о том, что существуют разные

проявления "естественной религии", которая составляет основу и общее

достояние всех религий. Эта "естественная религия" воплощается в конкретных

религиях, которые отличаются друг от друга по форме выражения, но в своей

основе все они сходны. Особенности же разных религий объясняются

особенностями тех обществ и тех культур, в которых эти религии существуют,

подобно различиям в морали, искусстве, а в целом и в образе жизни и

мышления представителей разных культур. Так к началу XIX в. термин

"религия" снова меняет своё значение и входит в употребление в своём

современном виде. Это значение можно сформулировать так: "Религия1 - это

совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в

бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в "откровении"

знание, которое должно приниматься на веру, не требуя доказательств

(поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования

составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это,

затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный

человек выражает своё отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве,

жертвоприношении и т. д. Это также совокупность норм, правил поведения,

которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом.

И, наконец, это объединение религиозных людей в те или иные организации,

такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы

профессиональных служителей культа".

II. Возникновение и развитие религоведения.

Предметом же научного изучения религия становится в XIX в., тогда

создаются историко-эмпирически ориентированные исследования. От обычных

размышлений о "природе" или "тайне" религии, в основе которых в конечном

счёте лежал исключительно субъективные взгляды и опыт того или иного

мыслителя, историки и этнографы перешли к изучению религии как объективной

данности, как определённого способа самовыражения человека в ряду других

способов и форм человеческого поведения и мышления. Этот переворот в

изучении религии нельзя назвать лёгким, так как для этого нужно было

преодолеть важный барьер - представление о "святости" религии, то есть о

том, что она находится за гранью возможностей человеческого разума а значит

недоступна для изучения теми методами, которые были разработаны и

применялись наукой для исследования всех остальных областей природной и

общественной деятельности. Только благодаря неимоверным усилиям учёных

разных специальностей религия становится предметом научного изучения и

органично включается в общую картину мира, в число явлений, которые может

постигнуть человеческая мысль.

Своё право на существование научное религоведение доказало значимостью

и ценностью полученных результатов: добытые при помощи научных методов

знания о религии дают чрезвычайно много для осмысления её как реально

существующего в человеческой жизни явления, и шире - проблем культуры в

целом.

Изучение религии, которое началось в прошлом столетии, было тесно

связано с общим интересом к культуре и расширяло знания европейцев об иных

культурах, человеческой истории в целом. Значит, главной предпосылкой2

развития науки о религии стало убеждение в том, что религию можно и нужно

изучать как некоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому

исследованию теоретическому анализу, т. е. было преодолено традиционное

представление о религии как сфере духовной деятельности человека,

принципиально недоступной для рационального объяснения, "иррациональной",

"сверхразумной". Достаточно бурное развитие научного религоведения

доказало, что религия всё же, в основном, поддаётся научному исследованию и

её можно рассматривать так же, как историю, мораль и искусство, религия и

включает в себя и мораль, и искусство, и историю. Попытка научного

объяснения религии ни в коей мере не является попыткой установления

определённого к ней отношения, она только должна показать что же из себя

представляет религия, какими объективными причинами обусловлено появление

конкретных её форм и так далее. Научное знание о религии должно быть

объективным, но ни в коем случае не оценочным, оно не должно

идеологизироваться и ни в коем случае не должно быть использовано в

сиюминутных, узкополитических целях, для изображения религии исключительно

в негативном, или позитивном виде. Религоведение не берёт на себя ни

функции защиты религии, ни функций её критики, отрицания, что подтверждает

тот факт, что среди учёных, работавших в этой области, были как верующие,

так и атеисты.

III. Причины возникновения религии в первобытном обществе.

Истоки первых религиозных представлений предков современного человека

связаны с процессом гоминизации, с процессом перехода от животного к

человеку, с появлением мира культуры. Одним из аспектов этого перехода

является смена определённых инстинктивных реакций животного на мир

неопределённостью человеческого знания, которая происходит при

трансформации нижнепалеолитических палеоантропов в людей современного вида

- сапиентных, т. е. разумных. Если у животного мир восприятий и мир

действий (поведения) сопряжены, то у человека эти два мира опосредованны

миром социальной истории, и в связи с этим только человек может оказаться

в ситуации, когда он действительно не знает, что делать. Таким образом, у

человека возникла потребность в принятии надёжного решения и определении

степени этой надёжности.

Во время раннепервобытной общины люди, выделявшиеся из мира животных,

знали об окружающей их природе очень мало. Однако люди уже стояли на такой

ступени развития интеллекта, когда их уже не удовлетворяло такое положение

вещей и поэтому появилась потребность объяснить и подчинить себе всё то, с

чем им приходилось сталкиваться и что нередко заставляло людей чувствовать

себя бессильными. Поэтому то и возникла рядом с другими формами

общественного сознания религия.

IV. Памятники религии.

1. Палеолитической эпохи.

Можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху верхнего палеолита

существовали достаточно оформленные религиозные представления. Об этом

можно судить по достаточно многочисленным памятникам наскальной живописи.

Впервые она была обнаружена в 1879 году в пещере Альтамира в провинции

Сантадер (Северная Испания) археологом Марсельино де Саутуола. Но его

открытие было встречено с недоверием. Отношение к нему несколько

изменилось, когда подобные изображения бизонов и других животных были

найдены в нескольких пещерах Франции: Ла-Мут (долина Везеры; 1895), Пэр-нон-

Пэр (устье Дордоньи; 1896) Марсула (северный склон Пиренеев; 1897). И

наконец перелом во взглядах на наскальную живопись наступил в 1901 - 1902

годах, когда были открыты памятники пещерной живописи в гротах комбарель и

Фон-де-Гом (Везера), Мак д’Азиль (верхняя Гарона) и когда тщательное

исследование Альтамирской пещеры показало неопровержимую подлинность и

глубокую древность изображений. После этого было открыто ещё немалое

количество пещер, на сводах и стенах которых были найдены древние рисунки,

но всё же важнейшую роль в изучении палеолитического искусства сыграли

именно эти, открытые первыми, стоянки.

Что же такое несли в себе эти рисунки, что убедило учёных в том, что в

это время религия была уже достаточно развита?

Для начала достаточно показательным примером может служить то, что

изображения животных в большинстве своём весьма реалистичны, изображения же

человека, наоборот, очень условны и схематичны, а ещё чаще представляют

собой либо фигуры фантастичных зооантропоморфных существ, либо людей,

наряженных в звериные маски. Нельзя сказать, что первобытные художники не

умели изображать натуру, так как фигуры животных нарисованы весьма

реалистично, значит отступление от натуры было преднамеренным и, вероятно,

подобное изображение человека связано с религиозными представлениями и

обрядами.

Относительно значения этих замаскированных фигур наиболее

проработанными являются две версии: вряд ли можно считать их охотничьей

маскировкой: против этого говорят ритуальные позы и достаточно чёткие

изображения танцев. Скорее всего, это исполнители каких-то обрядов,

наиболее вероятно, что тотемических. Зооантропоморфные же существа,

наверное, изображают тотемических предков, так как они аналогичны

австралийским мифологическим предкам, что очень хорошо показал в своей

работе Люсьен Леви-Брюль3.

Не так давно памятники верхнепалеолитической живописи исследовал

крупный французский учёный Андре Леруа-Гуран4. Он изучил и систематизировал

рисунки из более чем 60-ти пещер, классифицировал их по месту расположения,

по эпохам, по сюжетам. По его мнению в этих рисунках отражена первобытная

мифология, ассоциирующая, например, лошадь с мужским началом, бизона - с

женским.

Несколько особняком стоит вопрос о женских статуэтках палеолитического

периода. Найдены они в Виллендорфе (Австрия), в Гримальди (Италия), в

Брассемпуи (Франция), в Гагрино, Костенках, Мальте, Бурети (территория

бывшего СССР) и на некоторых других стоянках. Почти все они изображают

обнажённых женщин с сильно выраженными половыми признаками, с большими

грудями и часто с большим животом. Мужские же фигуры практически не

встречаются5.

Относительно значения этих фигурок существуют разные версии. Эти

гипотезы можно разделить на две группы: первая - не религиозная,

представленная версиями об эстетическом или эротическом значении статуэток;

и вторая группа к которой относятся гипотезы, связанные с религиозными

верованиями первобытных людей. Из этих предположений наиболее известными

являются три. Одни учёные считают, что эти скульптуры изображают жриц,

которые исполняли семейно-родовые обряды. Другие говорят о том, что это -

изображения матерей прародительниц, при этом их основным аргументом

является то, что большинство женских фигурок найдены в непосредственной

близости от очага. Этой точки зрения придерживается П. П. Ефименко6

. Однако с этим не согласен С. А. Токарев7, который аргументирует свою

точку зрения этнографическим материалом: у ныне существующих народов

подобного культа обнаружено не было (правда за некоторыми исключениями).

Сам же С. А. Токарев считает статуэтки изображениями хозяйки огня (или

хозяйки очага), ссылаясь, опять же на этнографию (подобный образ имеет

место в семейно-родовом культе многих современных народов, в частности у

сибирских народов).

Судя по археологическим находкам в конце палеолита изображения людей и

животных практически исчезают, но появляются схематические рисунки.

Возможно, они как-то связаны с религиозными верованиями. В этом ракурсе

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.