реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Религиозные правовые системы

Религиозные правовые системы

МЭСИ

Факультет юриспруденции.

Дисциплина:

«Теория государства и права»

Курсовая работа на тему:

«Религиозные правовые системы».

Выполнил:

студент первого курса

группы ДБЮ-102

Рабаданов Ислам.

МОСКВА

2001 год

Типология правовых систем.

На сегодняшний день в мире существует множество правовых систем, каждая из

которых обладает отличиям характерными только этой системе. Само понятие

«правовая семья служит для обозначения нескольких правовых систем со

сходными юридическими признаками, и это сходство является результатом их

совместного исторического и логического развития.

Западные компаративисты отрицают типологию правовых систем только по типу

их классовой сущности. Они при классификации используют самые разные

факторы, такие как этические, расовые, географические, религиозные

юридической техники стиля права и другие. И как следствие возникает

множество классификаций. Однако самой популярной оказалась классификация

правовых семей, данная французским ученым Давидом. Эта классификация

основана на сочетании двух критериев:

1) идеологии, включающих в себя религию, философию, социальные и

экономические структуры.

2) Юридической техники, которая включает в себя в качестве основной

составляющей источники права.

Давид предложил идею трихотомии – выделения трех систем (или семей): Романо-

германской, англосаксонской, или англо-американской, и социалистической. К

ним примыкает остальной юридический мир, включающий в себя 4/5 планеты,

который получил название «Религиозные и традиционные правовые системы».

Давид выдвинул еще одну классификацию получившей название концепции

«западного права», в которой выделяются романо-германскаю и англосаксонские

системы. Эта идея была выдвинута им в1950 г в своей книге «Элементарный

курс сравнительного гражданского права». Но впоследствии он отошел от этой

теории и стал придерживаться концепции трихотомии.

Еще одна классификация была предложена учеными К. Цвейгером и Г. Котцем.

В этой классификации за основу берется критерий «правового стиля».

«Правовой стиль» складывается, по мнению ученых, из пяти факторов:

происхождения и эволюции правовой системы, специфики юридического мышления,

своеобразия правовых институтов, природы источников права и способов их

толкования, идеологических факторов. На основе этой классификации различают

следующие правовые комплексы: мусульманское право, романский, германский,

скандинавский, англо-американский, социалистический, индусское право.

Получен почти тот же результат что и у Давида. Но ни в одной из

классификации не учитывалась марксистко-ленинская типология права, в основе

которой лежит идея общественно-экономической формации (Рабовладельческое

право, феодальное, буржуазное, социалистическое).

Советский ученый Саидов полагает, отличие от Давида, К. Цвейгера и Г.

Котца, что возможность составить целостное представление о правовой карте

мира может дать только единство глобальной марксистко-ленинской типологии и

внутритиповой классификации правовых систем.

Отталкиваясь от группы критериев, Саидов различает буржуазный тип права и

социалистическое право. В буржуазный тип право, по мнению автора, входят

восемь правовых семей: романо-германская, скандинавская,

латиноамериканская, правовая семья общего права, мусульманскую, индусскую,

семью обычного права и дальневосточная правовая семья. Эти семьи Саидов

рассматривает наряду с социалистическим правом. В свою очередь

социалистическое право делилось на советскую правовую систему, правовую

систему социалистических государств Европы, правовую систему

социалистических государств Азии и правовую систему республики Куба,

которые, естественно, имеют много общего. Этот подход заслуживает критики,

однако надо учитывать, что Саидов работал в жестких рамках идеологии и вряд

ли стоит его упрекать за неточные рассуждения.

Таким образом, существует ряд классификации правовых систем, а в этих

классификациях ряд семей различного права. Эта работа посвящена религиозным

правовым системам и в частности мусульманскому индусскому праву, поэтому

подробно рассмотрим именно эти системы.

Мусульманское право.

Мусульманское право это не самостоятельная отрасль права, как, например

англо-саксонская правовая система, это одна из сторон религии - ислама.

Ислам содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что

мусульманин должен верить, а во что нет, а шариат предписывает человеку,

что делать в тех или иных обстоятельствах. В переводе с арабского шариат

означает путь следования, и он составляет то, что принято называть

мусульманским правом. Хотя шариат основан на обязанностях человека, в нем

достаточно большое место отведено и правам индивидуума, нарушение которых

влечет наказание, налагаемое мусульманским судьей.

Источниками мусульманского права являются не только Коран и Сунна.

Мусульманскими правоведами за столетия создана обширная доктрина.

Мусульманское право применимо только между мусульманами.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором

государство выполняет роль служителя церкви. Мусульманские правоведы

разработали целую систему права идеального общества, которое когда ни будь

должно установиться во всем мире и будет подчинено исламу. Мусульманское

право столь тесно связано с религией, что понять его можно, лишь имея хоть

минимальное знакомство с исламом. Ислам – как и иудаизм, это религия

закона.

Наука мусульманского права имеет два раздела. Она изучает основу (как и,

исходя из каких источников, возник шариат) и содержание, то есть решения

содержащие нормы мусульманского права. По структуре мусульманское право

весьма оригинально. Однако не будем на этом подробно останавливаться и

перейдем к основам мусульманского права. Можно заметить что, несмотря на

кажущуюся архаичность, мусульманское право может быть применимо и к

современным условиям.

Источники мусульманского права.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это, прежде всего Коран –

священная книга ислама, Сунна, или традиции связанные с пророком

Всевышнего, Иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и,

наконец, кияс, или суждение по аналогии.

Множественность суждений в толковании шариата и вытекающие из всего этого

расхождения лежат в теории источников права (фикха). Однако фикх не был

создан основателями теологических и юридических школ. Фикх, как свод правил

и законов существовал и до них. Настойчивые усилия теологов были направлены

в основном на то, что бы понять этот свод в рамках принципов ислама. С

учетом среды каждый регион мусульманского мира внес в этот свод элементы

обычая или культуры, которым отличаются идеи каждого из тех, кто станет

учителем в области фикха.

Думается, что школы - это результат длительного размышления об этом

правовом феномене. Между вторым и четвертым веком по хиджре существовало

около дюжины таких школ. Некоторые из этих школ прекратили свое

существование. Мусульманский мир суннитов разделился на четыре школы. Шииты

и харежиты также имели свои школы, некоторые из них имеют последователей и

сегодня.

Первая из суннитских школ - ханефитская школа, основанная учеником школы

Куфа в Ираке – Абу Ханифом, родившимся в 80 году хиджры. Эта школа

характеризуется относительной рациональностью в методах исследования

отдельных предписаниях и большой осторожностью в использовании традиций.

Ханефизм проник из Ирака в Египет, Сирию, Персию, Индию, Китай, и в

Центральную Азию. Сегодня он преобладает в Турции, в мусульманских

республиках бывшего СССР, в Иордании, Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии,

Бенгалии.

Вторая по многочисленности суннитская школа – школа Малекита. Ее основатель

– Малик Ибн Анас – родился в 93 году хиджры. Школа Малекита считается

школой наиболее уважающей обычай Медины, учитывающей общий интерес и

законченность религиозного закона. Эта школа была распространена в Египте,

Судане, Кувейте, Арабских Эмиратах, Катаре и Бахрейне и на части восточного

побережья Аравийского полуострова. Малекизм встречается сегодня и в странах

Западной Африки.

Школа хафецитов была создана Эль Хафеи (родился в 150 году). Его теория

источников права следует религиозному идеалу, она не основывается на

изучении практики. И как следствие ей недостает необходимых понятий для

анализа правовой реальности, что не позволяет развивать самостоятельную

науку права. Хафецизм имеет сторонников в Палестине, Адене и на юге

Аравийского полуострова. С ним можно встретится также и в Пакистане,

Египте, Индонезии, Малайзии, на Цейлоне, Филиппинах, Индии и в восточной

Африке.

Ханбализм – по имени его основателя Ахмада Ибн Ханбала, родившегося в 164

году – считается одной из наиболее строгих школ в связи с чрезвычайной

привязанностью к традициям. Ханбализм распространился после четвертого

века, а в Египте появился только в седьмом веке. Сегодня он имеет своих

последователей в Саудовской Аравии и в нескольких местностях Ирака и Сирии.

Среди шиитских школ надо упомянуть школу зейдитов – основанную Зеид Бен

Али. Эта школа считается наиболее близкой к суннитским школам. Основное

произведение Зеида Бен Али – сборник традиций, который рассматривался как

первое прочтение хадита до утверждения фикха. Эта школа преобладает в

Йемене.

Другая шиитская школа – школа Джа-Фарита, основоположником которой был

Саадек Аль Джа, родившийся в 80 году. Ее последователи опираются

исключительно на традиции имамов, выходцев из династии пророков. Сторонники

этой школы преобладают в Ираке и Иране.

Хотя школы мусульманского права отличаются между собой многими деталями, но

их принципы остаются общими. Так, любой может примкнуть к другой школе или

потребовать, чтобы суд вершился не по правилам той школы, которая

доминирует в данной стране, а совсем другой. Мусульманские теоретики

пытаются не только сблизить четыре суннитские школы, но и даже сблизить

суннитов и шиитов. Сегодня законодатели в мусульманских странах прибегают к

методам эклектики при составлении кодексов, в частности в сфере семейного

права.

Основой мусульманского права, как и всей исламской цивилизации, является

священная книга мусульман – Коран, состоящий из изречений Всевышнего своему

последнему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран – несомненно, первый

источник мусульманского права. Однако заметно, что содержащиеся в Коране

положения юридического характера явно недостаточны для того, чтобы

регламентировать все отношения которые возникают среди мусульман, между

отдельными фундаментальными учреждениями ислама, которые в Коране даже не

упоминаются. Юридические положения Корана можно найти в определенном

количестве его правовых строф. Мусульманские авторы различают строфы,

которые устанавливают личный статус (их 65), строфы касающиеся

«гражданского права» (их 70), строфы уголовно-правового характера (около

30), строфы, регулирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы

(10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10) и, наконец, строфы,

относящиеся к международному праву (25).

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, с которого должны брать

пример верующие. Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, которые

касались действий и изречений пророка которые были переданы очевидцами.

Два крупных исследователя ислама – Эль-Бокхари и Мослем – в IX веке

проделали большой объем работы, чтобы выяснить действительные изречения

пророка. Их работа, а также работа других мусульманских исследователей

позволило создать солидную основу для всей мусульманской религии, хотя

сегодня вызывает сомнение, все ли собранные изречения действительно

относятся к Мухаммеду.

Адаты подразделяются на аутентичные, слабые[pic] и хорошие. Для выработки

правовых норм использовались только аутентичные адаты. Рассматриваемая как

вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм

обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджтихад. Исламские юристы разработали мусульманское право, стремясь

обосновать решения, вытекающие из Корана или из Сунны. Но они не могли

абстрактному пониманию феномена права. Впрочем, их задача заключалась в

систематизации интеллектуальных методов легитимации (основываясь на

исламской религии, практики, более или менее сознательно применявшейся)

поисков таких решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим

принципам, содержащимся или вытекающим из первоисточников – Корана и Сунны,

а не в создании теории позитивного права.

Таким образом, это был метод, в котором нуждались компетентные лица

(фукаха), поставившие разум на служение религии. Они разработали концепцию

иджтихада, что создало теорию о соотношения откровения (Коран – Сунна) и

человеческого разума. Применяемые в определенных условиях коллективные

права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят

к иджме.

Рассуждения, которые носят индивидуальный характер, возможны только при

соблюдении метода кияс (суждении по аналогии). Только тогда рассуждение не

останется просто личным мнением (раи), не имеющим юридической значимости.

Иджма, хотя и отвергается некоторыми шиитами, но все равно считается

третьим источником мусульманского права. По мнению докторов права иджма

используется для углубления и развития легального толкования божественных.

Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела

юридическую силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий.

Различают иджму как четко выраженную, так и предполагаемую, однако сила

последней намного ниже.

Для того чтобы норма права была основана на иджме, совсем не обязательно,

чтобы вся масса верующих признала ее или чтоб эта норма соответствовала

единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с

обычаем. Требуемое единство – это единство компетентных лиц (фукаха). Их

единогласное мнение придает правовому решению силу закона. Коран, Сунна и

Иджма – это источники мусульманского права, но это источники разного плана.

Коран и Сунна – это основные источники. Исходя из содержащихся в них

основных положений, теоретики ислама установили нормы фикха. На сегодняшний

день только изредка ученые обращаются напрямую к двум первым источникам

мусульманского права. Причем это обращение ограничено рядом вопросов, и

трудно представить себе, что еще одна новая теолого-правовая школа может

возникнуть в наши дни. Однако, опираясь именно на эти источники, а также на

доктрину, специалисты мусульманского права пытаются найти ответ на многие

современные вопросы. Так обстоит дело, например, с вопросом о клонировании

человека и искусственном осеменении.

Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, которые

обычно раньше регулировались фикхом, только подкрепляет мнение, сказанное

когда-то Сноук-Юргонье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному

выражению Сноук-Юргонье, - пишет Эдуард Ламбер, - иджма в настоящее время

представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.