реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Религии Китая

Религии Китая

[pic]

Содержание

Введение 2

Конфуцианство 3

Даосизм 13

Заключение 17

Список литературы 19

[pic]

[pic]

Введение

Народная религия Китая включала в себя элементы анимизма и политеизма.

Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла – «гуй» –

считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было

защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и

особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов – «инь» и

«ян». «Инь» означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств

был злой дух «гуй». «Ян» означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи,

воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от «гуй».

В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и

государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города

имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над

вселенной возвышалось «тянь» – «небо», соответствовавшее императору на

земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и

многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин:

конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство,

являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении

долгого времени – начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики

в 1912 – пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия

содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Даосизм

как религия имел китайские корни, однако испытал влияние буддизма. Даосизм

имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с

вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил

широкое распространение в Китае, где были построены сотни буддийский храмов

и монастырей. Мусульмане живут в Китае повсюду, особенно в северо-западных

и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили

миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 –

начале 20 в., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения

страны.

[pic]

[pic]

Конфуцианство

Конфуцианство - древнейшая философская система и одно из трех главных

этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока,

возникло в Китае на рубеже 6–5 вв. до н.э. В оригинальном наименовании

конфуцианства (жу - [цзя/цзяо] – «(учение) школы ученых-интеллектуалов»)

отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция, что соответствует

исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить

древности и любить ее».

Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных

чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались

в бродячих учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних

книг, ставших впоследствии частью Тринадцатикнижия:

Тринадцатикнижие (Ши-сань цзин) – это тринадцать древнекитайских

классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. История

Тринадцатикнижия восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140-87 г. до

н.э.) было создано Пятикнижие, в которое вошли:

1. Шицзин (книга песен и гимнов)

2. Шуцзин (Книга истории)

3. Ицзин

4. Ли цзи (Записки об обрядах)

5. Чуньцю (Летопись весны и осени)

При династии Тан (618 - 907 год н.э.) к Пятикнижию были добавлены:

6. Чжоу ли (ритуал династии Чжоу)

7. И ли (Книга об этикете и обрядах)

8. Цзо-чжуань (Хроника господина Цзо Цюмина)

9. Гунъян-чжуань (Хроника господина Гунъян Гао)

10. Гулян-чжуань (Хроника господина Гулян Чи)

При императоре Вэнь-цзуне (827 - 840 год н.э.) тексты канонических

книг вырезались на каменных стелах. В это время Тринадцатикнижие было

завершено еще тремя книгами:

11. Сяо цзин (канон сыновней почтительности)

12. Лунь юй (Беседы и суждения)

13. Эр я (Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим книгам)

Процесс оформления Тринадцатикнижия был завершен в северо-сунское

время (960 - 1127 год н.э.) после включения в него трактата Мэн-цзы.

Тринадцатикнижие сыграло исключительную роль в истории Китая, так как

оно было основой управления страной, обучения и воспитания на протяжении

двух тысячелетия.

Конфуций (Кун-цзы, 551-479г. до н. э.) родился и жил в царстве Лу

(современный г.Цюйфу в провинции Шань-дун), в период династии Чжоу.

Происхождением из обедневших аристократов-чиновников и военных. В 22 года

начал учить, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе Кун-

цзы преподавались четыре дисциплины и изучались соответственно четыре

книги: мораль ("Шицзин"), язык ("Шуцзин"), политика ("Лицзи"), литература

("Юэцзин").

В 50 лет Кун-цзы начал свою политическую карьеру, став высоким

сановником в Лу. Вскоре после этого ушел со службы вследствие интриг и 13

лет путешествовал по китайским государствам. В 484 году до н.э. вернулся в

Лу и вновь занялся преподаванием, а также собиранием, редактированием и

распространением книг Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Юэцзин, Лицзи, Чуньцю

Кун-цзы родился и жил в эпоху больших социальных и политических

потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего

кризиса. Власть чжоуского правителя – вана давно ослабла, Разрушались

патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия.

Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри,

продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа –

все это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Вопреки распространенному мнению, Конфуция нельзя считать основателем

религии в строгом смысле этого слова. Хотя его имя часто упоминается рядом

с именами Будды и Заратустры, на самом деле вопросы веры занимали в

мировоззрении Конфуция самое незначительное место.

В изложении Кун-цзы конфуцианство было этико-политическим учением, в

котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека,

семьи и управления государством. Исходной для Кун-цзы можно считать

концепцию "неба" и "небесного веления", то есть судьбы. Выступив с критикой

своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого

противопоставления создал свой идеал совершенного человека цзюнь-цзы.

Человек, наделенный небом определенными качествами, должен поступать в

согласии с ними, с моральным законом Дао и совершенствовать их при помощи

обучения. Цель этого совершенствования - достижение уровня "благородного

мужа" (цзюнь-цзы), соблюдающего Ли - этикет. Высоко моральный цзюнь-цзы

должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами:

гуманностью и чувством долга. Центральное место в учении Кун-цзы занимает

концепция Жень (человечность, гуманность) - идеальных отношений между

людьми в семье, обществе и государстве. Основным принципом этой концепции

является: "Чего не желаешь себе, того не делай другим". На этой же базе Кун-

цзы развивал свои политические концепции, выступая за четкое разделение

обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить

семья. Гуманность (жень) включала в себя скромность, сдержанность,

достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти

недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь

древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого

ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было

недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством

долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу

своих добродетелей накладывает на себя сам.

Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами,

но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек

заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других

понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и

соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Все описания личности Конфуция, сохранившиеся от его непосредственных

учеников, показывают, что философ был справедливым, деятельным, честным,

хладнокровным и сдержанным человеком. “Учитель, - говорят они, - был ровен,

полон достоинства. Почтителен и вежлив, но с сознанием собственного

достоинства и всегда спокоен. В личной жизни и быте – умерен и приличен.”.

Будучи практиком в жизни, Конфуций является таким же и в своем учении. Все

его беседы и наставления носят характер житейской мудрости и не возвышаются

над обычными, естественными требованиями житейского обихода. Все его учение

заключается в следующих трех правильных отношениях: государя к подданным,

отцов к детям, мужей к женам – и в точном соблюдении пяти верховных

добродетелей или обязанностей: человеколюбия, то есть сострадания ко всем

себе подобным без различия, затем правосудия или воздаяния каждому должного

безо всякого лицеприятия, повиновения действующим законам и соблюдения

установленных обрядов господствующей религии, правдоподобия, то есть

неуклонном отвращении от всего ложного, и, наконец, верности и честности

всегда и во всем. В этих отношениях и добродетелях Конфуций видел счастье

человеческого рода и, обставив их известными церемониями, создал свое

учение о нравственности. Основным принципом этой нравственности является

отсутствие увлечений, равновесие в деятельности, сохранение и соблюдение

середины во всех поступках – умеренность и сдержанность всегда и во всем и,

как результат этого, спокойствие, невозмутимость – вот нравственное

совершенство, к которому должен стремиться мудрый. Человек во всем должен

придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни

чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от

радости – одним словом, в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей и

увлечений – в этом заключается основное правило личной нравственности. То

же должно соблюдать и в нравственном отношении к другим людям, то есть

стараться избегать причинять другим то, чего себе не желаешь, сохраняя,

таким образом, и здесь гармонию. Все остальные нравственные добродетели

приводятся к тому же началу. Справедливость и честности, верность себе и

своему слову, искренность как основа мирных и добрых отношений к

общественной жизни и средство к устранению недоразумений, послушание и

почтительность к старшим, кротость, терпение и, наконец, вежливость ко всем

без исключения непосредственно связаны с началом середины, или гармонии.

Эта сдержанность во всех душевных проявлениях, разумеется, обусловливает

некоторую сдержанность и в чувственных наслаждениях.

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-

цзы, и, таким образом, “благородный человек” Конфуция – это умозрительный

социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал

становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести

и социального престижа, особенно для тех представителей высшего сословия

ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с

эпохи Хань (III в. До н. э.) стали управлять китайской конфуциальной

империей.

Учение о середине является стимулом, обусловливающим и охватывающим

весь внешний быт народа, весь образ его жизни, весь государственный строй,

а также нравственное и духовное состояние народа. Для того чтобы укоренить

это учение в уме народа, Конфуций создал целый кодекс обрядов, или, так

называемых, церемоний. Церемонии являются сдерживающим началом – благодаря

им человек знает, как ему надо поступать в известное время и при известных

обстоятельствах, и сумеет вести себя прилично и с достоинством избегая

разного рода столкновений, ссор и брани. Конфуций говорил, что церемонии

показывают связь неба с землей, утверждают порядок между людьми, что они

присущи человеку от рождения, а не составляют только искусственную внешнюю

форму. Он учил, что церемонии основаны на различии вещей по их низшему или

высшему достоинству, на замечающемся повсюду разнообразии в природе и что

поэтому-то и введены различные постановления, касающиеся одежды, браков,

похорон, жертвоприношений, представления ко двору, определены отношения

между государем и его чиновниками, отцом и детьми, старшими и младшими,

мужем и женой и, наконец, между друзьями

На этом учении о середине основывается и весь строй семейной и

политической жизни Китая. Будучи сторонником демократических начал и

неограниченной власти государя, тем не менее, он ограничивал последнюю

своим учением о середине; по его мнению, “противиться государю можно только

при чрезмерных требованиях; довольствующемуся малым легко и повиноваться”.

Умеренность рекомендуется им правителям.

Середина — это идеальное состояние общества и его членов. Она

достигается умеренностью во всем, обдуманностью поступков, неторопливостью

и педантичным исполнением правил.

Середины нужно придерживаться и в ненависти, и в любви; любовь должна

быть сдержанной, разумной, чуждой крайностей. Конфуций уверен, что платить

добром за зло — нелепость. «Чем же тогда платить за добро?» Осуждал он и

беззаветную самоотверженность. Если ты видишь, что человека нельзя спасти,

— зачем рисковать? Основой взаимоотношений должно быть спокойное уважение,

дружелюбие, сочувствие. Никогда не следует выходить за рамки, предписанные

Ли.

«Чуждое всякого мистического элемента, всякого вдохновения, — говорит

Вл. Соловьев, — конфуцианство требует от человека не духовного возрождения,

не внутренней перемены всего настроения, а соблюдения известной, раз

навсегда утвержденной системы правил, определяющих его видимое отношение со

всеми общественными кругами, среди которых он живет, начиная с семьи».

Конфуций постоянно напоминает о том, что этикет есть лишь практический

ориентир для поступков: «Если не знают, что такое Ли. то не на что

опираться».

В то время как Лао-цзы проповедовал недеяние и первобытную простоту,

Конфуций настаивал на необходимости активного вмешательства в ход событий.

Народ, но его мнению, нельзя оставлять на произвол судьбы. В жизни общества

должна царить гармония между естественностью и законами. «Когда природа

берет перевес над искусственностью, — говорил мудрец, — то мы получаем

варварство, а когда искусственность преобладает над природой, то мы имеем

лицемерие, и только равновесие природы и искусственности дает благородного

человека».

С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-

этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным

аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и

государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных

категориях; «государство – одна семья», государь – Сын Неба и одновременно

«отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные

связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной

структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном.

В своем учении о государстве Конфуций на первое место ставил так

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.