реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Религии Индии

Религии Индии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Арии и ведическая религия 2

Брахманизм 5

Джайнизм 6

Буддизм 8

Индуизм 13

Сикхизм 14

Заключение 17

Список литературы 19

ВВЕДЕНИЕ

Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия,

и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских

абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза,

наставления в практике повседневной жизни.

В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор богатства и

разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан.

В каждой стране есть своя культура и свое знание, а у каждого человека

есть свойственная ему точка зрения, свои представления.

Обычно людям свойственна ограниченность. Знание просветленных

Учителей, таких как Будда и Христос, - выше ограничений, но Учителя

передают Учение людям. Но их понимание не соответствует истинному смыслу

Учений. Этим и объясняется появление разнообразных традиций, школ, учений и

религий.

«Если мы осознаем подлинный смысл Учений, то понимаем, что их цель и

основное назначение - раскрыть наше истинное состояние. Но поскольку

Учителя передают Учения в соответствии с той культурой, в которой они учат,

то эта передача осуществляется разными способами.» Так пишет один из

последователей буддизма Чогял Намхай Норбу Ринпоче.

АРИИ И ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Существует предание о прародине древних ариев, находившейся на

территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28—36

тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением

гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены

климата, сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на планете.

Существуют гипотезы, что именно эти события способствовали возникновению

легенд о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Кстати, в ведических текстах

этот миф также присутствует, только вместо Ноя здесь Ману — прародитель

человечества. Гибель гипотетической Арктиды повлекла за собой массовую

миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Согласно гипотезе,

существовало четыре основных направления путей расселения древних ариев.

Один из них проходил через Скандинавию, Приполярье, Валдайскую

возвышенность и истоки Волги (Ра). Другая ветвь ариев сначала расселилась в

районе Среднего и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний

Восток. Они создали Авестийскую культуру, преемниками которой стали персы и

другие народы, населявшие эти места.

Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной Азии, где арии постепенно

смешались с дравидами, коренными обитателями этих мест, и создали

могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша со столицей

Хастинапур, разрушенной впоследствии монголами. Современная столица Индии

Дели построена на её развалинах.

Арии создали удивительную общественную систему варнашрама-дхарма,

согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни,

разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные

категории (ашрамы). Общество по аналогии сравнивалось с телом человека:

брахманы считались головой общества, кшатрии — его руками, вайшьи — его

желудком, а шудры — ногами.

Брахманы — это не жречество, давшее обет поддерживать застывшие

доктрины, а интеллектуальная аристократия, которой доверено формирование

возвышенной жизни народа. Они были учителями, врачами, астрологами,

учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот человек, для

которого процесс познавания, развития и синтеза знаний был превыше любых

других объектов материального мира. У него должен был быть от природы

хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце.

Честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мыслей были его

необходимыми качествами.

Другой класс общества — кшатрии, были покровителями учёных брахманов,

прирождёнными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди должны были

иметь сильное желание управлять. Кшатрий должен был в первую очередь

заботиться о благе своих подданных. Он должен был хорошо знать нужды людей.

Он нёс огромную ответственность за всё общество. Благородство, мужество,

огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым — вот качества кшатрия.

Они должны были защищать граждан от внешних врагов и преступников.

Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. В их задачу входило

развитие материальной основы необходимой для земной жизни. Они

контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством,

строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по

природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи

использовали только достойные методы и презирали мошенничество и обман.

Четвёртый социальный класс — шудры. Они являлись прирождёнными

ремесленниками, любили дело, которое выполняли, были очень трудолюбивы и

вкладывали в него всю душу. О таких людях принято сейчас говорить, что у

них “золотые руки”.

В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого

человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый

действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были

завистливы и никогда не пытались изменить своего социального положения. Они

считали это бессмысленным.

Арии являлись носителями ведийской религии. Характерная черта ведизма

- обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое

значение имели магические обряды. Арии принесли сложный обряд

жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось

жареное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.

Основой ведического культа были жертвоприношения, сопровождавшиеся

сложным ритуалом, который выполнялся брахманами - знатокам Вед и главным

исполнителям обрядов.

Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра,

Агни и Сома.

Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.

Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние

части Вед. Веды - это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической

традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная

непосредственно от Верховного Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет

назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил

единую Веду на 4 части, самхиты (сборники): Риг, Сама, Яджур и Атхарва.

1. Ригведа (веда гимнов). Эта часть Вед имела особое значение в

развитии древне-индийского умозрения. Именно в ней сложились такие понятия,

как брахман и атман, рита, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава,

майя, авидья и т.п. Тексты Ригведы декламировались в качестве приглашения

принять жертву.

2. Яджурведа (веда жертвенных формул)

3. Самаведа (веда напевов). В этой веде описывались священные мелодии

4. Атхарваведа (веда заклинаний). Атхарваведа позже других частей была

включена в канон, поскольку была связана не с жертвоприношениями, а с

домашними ритуалами, лечением болезней, заклинаниями от злых духов

За Ведами следуют брахманы - своего рода комментарии к текстам Вед.

Особо выделяются араньяки - тексты-брахманы, предназначенные для

отшельников. Заключительный этап Вед составляют упанишады, трактаты

религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объединены под

общим названием Шрути.

В течение многих веков Веды передавались изустно и хранились в

жреческих родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения

письменности.

Древне-индийские философские и религиозные школы четко делятся на

признающие и не признающие авторитет Вед.

Школы, признающие авторитет Вед, называются Астика. Астика (санскр.

Асти - он есть, существует), обозначение древне-индийских философско-

религиозных систем и людей, верящих в существование трансцендентного мира

(астипаралока), соответственно в жизнь после смерти, и признающих авторитет

Вед.

К ним относятся: Вайшешика, Веданта, Адвайта-Веданта, Вишишта-Адвайта,

Йога, Миманса, Ньяя, Санкхья.

Школы, не признающие авторитет Вед, называются Настика, к ним

относятся: Адживика, Локаята, Чарвака. Основным принципом Настики является

отрицательное отношение к любым сверхчувственным принципам: непризнание

существования бога-абсолюта и отличной от тела души (атмана), будущей жизни

и т.д. Настика утверждает бытие индивидуальных объектов, подчиняющихся

только закону собственной природы, не имеющей повторений и аналогий.

БРАХМАНИЗМ

Брахманизм появился на территории Индии предположительно в XV-XIV

веках до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической

религии местных культов индийского автохтонного населения.

Эта религиозная система переживала наибольший расцвет на последних

этапах развития ведийского периода в истории Индии, когда появилась

достаточно сложная религиозно-философская ведийская литература и, в первую

очередь, Упанишады.

Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе

играли анимистические представления и почитание предков.

В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы,

исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений.

Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и

перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в

образе человека, но и бога, и животного. Определяющей при этом становится

мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают

действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки.

Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то

противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению.

С концепцией сансары связано понятие об идеале, обязательной частью

которого в индийской философии становится освобождение от пут перерождений,

с одной стороны, и отрицание значимости материальных благ - с другой.

В широком смысле карма - общая сумма совершенных всяким живым

существом поступков и их последствий, которые определяют характер его

нового рождения и существования. В узком смысле карма - влияние совершенных

действий на характер текущего и последующего существования.

В обоих случаях карма выступает в качестве невидимой силы. Ясным

представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм

всегда остается скрытым. Карма определяет не только удачные или неудачные

условия будущего существования, но и прогресс или регресс по отношению к

главной цели человека - освобождению от пут бытия и выхода из круга

бесконечных перерождений.

В большинстве случаев карма предстает в виде способа взаимодействия

обыденного человеческого бытия и единого пространства ума. Часто карма

вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить

представление о божественной предопределенности нравственного порядка идеей

естественного космического нравственного миропорядка.

Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни.

Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского

пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с

которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих

брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют

славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные

дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду». Брахманы за

совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату –

золотом, быками, лошадьми и одеждой.

Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное повиновение

брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление царской власти,

выполнение дхармы (закона) своей варны (касты), соблюдение предписываемых

данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к

новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, – к слиянию с высшим

абсолютом – богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы.

По мере развития религиозного мышления жрецы-брахманы монополизировали

практически все сферы жизни древнеиндийского общества. С этого времени в

брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в

котором отсутствовал центральный объединяющий образ, к системе,

зафиксированной в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к

безличному космическому абсолюту – Брахману. Но в это время жрецы, о

которых в "Шатапатхабрахмана" говорится, что это "земные боги", которые

сильнее небесных, практически утратили контроль над развитием народных

верований арийских и не арийских племён Индии. Появление в 6 в. до н.э.

таких религиозных систем, как буддизм и джайнизм, развитие философской

мысли – всё это привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним

необходимость реформации. Как следствие такой реформации явилось появление

в кон. 1 тыс. до н.э. индуизма.

ДЖАЙНИЗМ

Изначально учение джайнов развивалось представителями воинского

сословия и некоторыми царями древней Индии. Этих людей называют

“тиртханкарами”. Слово это - санскритское и означает “ведущий через океан”.

Под океаном подразумевается не обычное море, а сама жизнь, значит,

“тиртханкар” - человек, ведущий за собой по жизни. Первым из них джайны

считают Ришабху - царя древнего царства Кошала.

Всего насчитывается 24 “тиртханкара”. Последний и главный - Махавира

Джины (“Великий герой”) - оказал наибольшее влияние на формирование

джайнизма. Он жил в 6 веке до нашей эры. У него было 11 учеников. Они-то и

составили джайнистское учение, собрав и систематизировав материалы, которые

учитель излагал в своих проповедях.

Когда-то священное писание джайнов было утеряно. Тогда в 4 веке они

собрались на всеиндийский сбор и воссоздали его. Но одни признали

воссозданные священные тексты, а другие отказались это сделать. Это привело

джайнов к расколу на два течения: “дигамбара” и “шветамбара”. Первая

объединяет людей, живущих практически без одеяний. Представители второй

позволяют себе носить белые одежды.

Само слово “джайн” возникло от “джина”, что значит “победитель”.

“Джинами” называли первых проповедников учения и, в частности, самого

Махавиру. Все они побеждали не какого-то неприятеля, а самих себя,

одерживая победу над собственными помыслами, страстями, поступками.

Джайны считают, что мир не был создан каким-либо божеством, а

существует вечно. Сама же вечность делится на периоды подъема и спада. Во

время спада, чтобы спасти мир от уничтожения, и появляются “тиртханкары”.

Джайны не верят в существование богов, и под Богом понимают душу,

которая ранее находилась в человеческом теле, а затем освободилась от него.

Считается, что если душа во время пребывания на земле в каком-либо облике

будет поддаваться страстям - жадности, гордости, гневу, то затем, отбыв

определенный срок в аду или раю, она снова появится на земле, и вновь будет

страдать уже в новом обличии, которое находится в прямой зависимости от

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.