реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Религии Древнего Востока

Религии Древнего Востока

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Религия и религиоведение…………………………………………………4

1. Основные функции религии……………………………………………..4

2. История изучения религии………………………………………………6

3. Восток: общество и религия……………………………………………….6

1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8

4. Монотеистические религии………………………………………………..9

1. Иудаизм…………………………………………………………………...9

2. Христианство……………………………………………………………10

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11

4. Ислам в России………………………………………………………….15

5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17

5. Религии Древней Индии………………………………………………….17

1. Брахманизм……………………………………………………………...18

2. Джайнизм………………………………………………………………..19

3. Буддизм………………………………………………………………….20

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21

1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22

2. Даосизм………………………………………………………………….22

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23

7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24

1. Ламаизм…………………………………………………………………25

8. Заключение……………………………………………………………….25

9. Список литературы………………………………………………………27

1. Введение.

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,

наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в

далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на

установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь

санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план

и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного

стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся

“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится

к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться

намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,

кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом

первостепенна.

Дело в том, что мощные пласты тысячелетних религиозных традиций

продолжают действовать, и видимо, будут ещё долго оказывать серьезное

влияние на самосознание, образ жизни и политику большинства стран

Востока. И в первую очередь всё это относится к миру ислама.

Возрождение религии как нормы общественного сознания и

самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был

жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и

угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире

не случайно связана, прежде всего с оживлением исламского

фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме.

Это обусловлено, прежде всего тем, что из всех известных мировых религий

ислам – наиболее сильная и агрессивная. Иными словами, всё опять-таки

восходит к внутренней сущности религии, к её потенциальности, мощности и

агрессивности.

2. Религия и религиоведение.

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чём её смысл и

сущность? На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились

найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической,

иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время

сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не

имеющее ничего общего с теологией. Цель религиоведения – серьёзный анализ

всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, её

места в обществе, истории, культуре, её объективной роли на протяжении

тысячелетий и в современном мире. Иными словами, её цель – познать и понять

религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь

частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система

религиозных верований – религия – приобрела тем самым определённые

социально-политические и культурно-этические функции.

2.1 Основные функции религии.

Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция.

Выступая в роли всё объясняющего покровителя и утешителя, посредника между

слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже

в самой её ранней и примитивной модификации была призвана предохранить от

злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как

избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы.

Религия компенсировала бессилие человека, ограниченность его знаний,

несовершенство социального устройства. Суть функции: в религии люди, и

особенно религиозно активные слои населения (отшельники, аскеты, монахи,

суфии и т.п.) искали путь к спасению от несовершенства земного

существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, слиянию с

Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т.п.

Компенсирующая функция религии тесно связана с другой её функцией –

интегрирующей. Социальная значимость её особенно важна. Объединяя людей в

рамках санкционированного ею мировоззрения, любая религиозная концепция

освещает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует

социальной, идейной и политической интеграции. Суть функции: преданность

той или иной системе религиозных норм.

Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая.

Религия приспосабливает к своим потребностям (либо создаёт заново)

соответствующие её нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и

церемонии, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. В этой функции

религия вплотную смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней

верховный идеологический контроль, регулируя её принципы и практику. Даже

тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением

современной науки, эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине

цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей,

особенно на Востоке.

Наряду с перечисленными, религия имеет и ряд других функций, важных

для понимания её роли в обществе. Одна из них – её можно условно назвать

экзистенциальной – касается философского аспекта религиозной концепции, то

есть стремления религиозных теоретиков объяснить место человека в этом

мире, его существование в мире ином, а также связанные с этим проблемы

жизни и смерти, бытия и небытия.

Ещё одна политическая функция служит делу освещения власти,

обожествления правителя и его верховных прерогатив.

2.2 История изучения религии.

Первые попытки понять сущность религии и причины её возникновения

относятся к античной древности. Ещё в середине I тысячелетия до Н.Э.

греческие философы, одними из первых обратили внимание на то, что

религиозные представления не имманентно присущи человеку, что люди выдумали

своих богов. Древние философы полагали, что это было сделано, чтобы внушить

людям страх, заставить их выполнять законы. Страх перед грозными явлениями

природы, как считал Демокрит, лежит в основе религии.

Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII

века Ф. Бекон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим

реальность, и тем давший толчок, к прямой критике религии. Соотечественник

Бекона – англичанин Т. Гоббс заявил, что именно страх перед невидимой

силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством,

называется религией. Невежество и страх породили религию.

Ещё резче обрушился на религию голландский философ Б. Спиноза. Истоки

религии Спиноза видел в неуверенности человека в своих силах, в постоянных

колебаниях его между надеждой и страхом.

Идеи XVII века подготовили почву для расцвета в XVIII веке ещё более

разоблачительной критики религии. П. Гальбах считал религию вымыслом,

созданным человеческим воображением. П.С. Марешаль сравнил религию с

наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной

традиции.

3. Восток: общество и религия.

В современном мире Восток играет всё более заметную роль. Почти все

страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс

внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план энергично

выдвигается национально-культурная традиция, защитно-охранительные функции

которой опираются на религию как символ национального сопротивления. В этом

смысле значимость и актуальность изучения религий и культурных традиций

Востока вне сомнений.

В своё время, несколько столетий назад, страны Востока – в первую

очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) –

представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных

продуктов. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, на передний план

вышли представления об отсталости и закостенелости Востока. Пытаясь

объяснить это явление, первые европейские востоковеды начали энергично

изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй,

политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.

Именно религия и санкционируемая ею традиция во многом определяет

облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре

народа она играла высокую роль: и христианство, и ислам, и индо-буддизм, и

конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиями типа даосизма,

синтоизма, джайнизма настолько чётко определили лицо цивилизации, что могут

считаться её “визитной карточкой”. Особенно это относится к религиям и

цивилизациям Востока.

И это не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а

западная лишь одна (христианство). Здесь существеннее другое: в современном

мире, столь остро ощущающем процесс развития и стремление развивающихся

стран уравняться с развитыми, страны Запада уверенно задают тон в сфере

технического прогресса.

Итак, современный Восток более религиозен и традиционен, нежели

Запад, причём не только вследствие меньшей развитости, но также и потому,

что национально-религиозная традиция для него – защитный панцирь,

позволяющий сохранить своё национальное “Я”, своё этническое лицо, свои

нравы и обычаи.

3.1 Возникновение и ранние формы религии.

Истоки первых религиозных представлений предков современного человека

тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Возможно,

что ещё до завершения процесса “разумности” тысячелетиями накопленная

практика охоты или погребения покойников уже формировала у членов

первобытного стада нормы поведения.

Во-первых, практика захоронений. Пещерный “разумный” человек хоронил

своих близких в специальных погребениях, покойники проходили через обряд

определённой подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем

красной охры, рядом клали предметы обихода, украшения, утварь и т.п. Это

означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имел зачаточные

представления о загробном существовании.

Во-вторых, практика магических изображений в пещерной живописи.

Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков – это сцены

охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженных в животных.

Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с

определённым видом животных или растений. Постепенно он превратился в

основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой

группы верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе

признаки людей и их тотема.

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы,

животных, растений и неодушевлённых предметов, приписывание им разума и

сверхъестественного могущества.

3.2 Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока.

Первые в истории человечества очаги цивилизации и государственности

появились на Ближнем Востоке. Сложившиеся, в первую очередь в пойме

Двуречья, ранние надобщинные политические структуры являли собой на рубеже

IV-III тысячелетия до Н.Э. небольшие административные образования типа

городов-государств. Храм каждого из городов-государств посвящался

конкретному божеству.

Религиозная система Древнего Египта. В Египте не было традиции

автономного существования городов-государств. Правитель – Фараон был

обоготворён, считался сыном бога солнца и почитался как символ

благосостояния и процветания страны. Пирамиды – символ древнего Египта,

символ степени обожествления его фараонов.

4. Монотеистические религии: Иудаизм.

Все три монотеистические религиозные системы, известные истории

мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой.

Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в

основном по материалам Библии, точнее, по её древней части – Ветхого

Завета. В начале II тысячелетия до Н.Э. евреи были политеистами, то есть

верили в различных богов и духов, в существование души. В каждой более или

менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому

апеллировали в первую очередь. Яхве был одним из такого рода божеств –

покровителем и божественным предком одного и колен иудейского народа. Позже

культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других. Яхве хранит свой

народ и открывает ему все пути.

Итак, квинтэссенция Ветхого Завета – в идее богоизбранничества. Бог

един для всех – великий Яхве. Но всемогущий Яхве из всех народов выделил

один – еврейский.

Иудаизм не только резко выступал против многобожия и суеверий, но и

был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом

никаких других богов и духов. Отличительная черта иудаизма выражалась в его

исключительной вере во всемогущество Яхве.

Иудаизм евреев диаспоры. Разгром храма (7-ой год) и разрушение

Иерусалима (133-й) положили конец существованию древнееврейского

государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная

религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенный дом, своего

рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные

знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.

В иудаизме евреев диаспоры большое внимание уделялось ритуалам

обрезания, омовений, постов, строгому соблюдению обрядов и праздников.

Правоверный еврей должен потреблять только кошерное мясо (не свинину). В

дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресные лепёшки без

дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).

Иудаизм сыграл определённую роль в истории культуры, в частности

восточных культур. Через христианство и ислам принципы монотеизма стали

широко распространятся на Востоке. Страны и народы Востока, особенно

Ближнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно-

генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с помощью

евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа, в

Средней Азии, в Эфиопии.

С течением времени он всё более замыкался в рамках своих общин и

обособился от окружавших его религий. Существуя главным образом в

христианской или исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь

наиболее ранним вариантом господствующей религии.

4.2 Христианство в странах Востока.

Христианство – наиболее распространённая и одна из самых развитых

религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.