реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Раскол в русской православной церкви XVII века

Раскол в русской православной церкви XVII века

Содержание:

I. Вступление:

1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 2

II. Основная часть:

1. Начало раскола в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6

2. Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 7

3. Протопоп Аввакум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . 12

4. Дальнейшее расширение раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

5. Действия официальной церкви, царя . . . . . . . . . . . . . . . .

16

6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . .17

7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. .19

III. Заключение

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . 22

Раскол в русской православной церкви XVII века

Историческая обстановка России, предшествующая

расколу

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к

Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило

«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом

искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В. О.

Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора)

есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не

сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были

втянуты все классы русского общества и выступали, как отмечает Ключевский,

«в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского

общества, как были размещены по своему сравнительному значению в

государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло

боярство, оно и начало Смуту».

В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское

население, казачество, представители духовенства и чиновничества.

Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких

народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета

русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе

и религиозного, на жизнь и обычаи населения.

Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии

царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила

Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет

семьи Романовых.

Особенно обострились отношения крестьянства с господствующей властью

после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году.

Оно навсегда лишало крестьян права менять своих хозяев и установило

бессрочный розыск беглых крестьян. Тем самым было окончательно оформлено

крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и крестьян.

Уложение установило жёсткие наказания за преступления против царя и церкви.

Последующие годы после Смуты и в целом весь XVII век характеризуется

собиранием русских земель под эгидой Москвы. Особенно усиленным шло

продвижение России на северо-востоке (район Сибири), продолжалась война с

Польшей, Швецией за освобождение исконно русских земель - Смоленска,

районов Прибалтики Белоруссии.

Большая помощь оказывалась украинскому народу за свою независимость с

Польшей. В ходе этой борьбы в 1653 году Земский собор принял решение о

воссоединении Украины с Россией и объявлении совместной войны против

польской шляхты.

После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени стали

заметно расширяться связи России с Англией, Голландией, Ираном. Россия

стала всё больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие,

передовой опыт ведения военных действий. Западные товары постепенно

проникают в города России, начал складываться рынок. Русские купцы сначала

робко проникали со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются

связи между отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и

работников наёмного труда.

В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители,

умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг

иностранцев, проживающие в построенной иностранной слободе в Москве. Их

поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта

населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается

процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в

которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост

ремесленничества, образование мелких мануфактур и заводов (производство

необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).

Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта,

мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное,

рациональное.

Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу Латынянства,

т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что

необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия

тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в

понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов.

Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно

защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились

сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. Они

выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».

В конечном счете, эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в

православной церкви. В эту орбиту были втянуты массы верующих,

представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.

Последствия раскола православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее

время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он сродни по

некоторым проявлениям с реформацией в Католической церкви. Реформация, как

известно, создала целый рад протестантских церквей, отделившихся от

римского католицизма. Главными из них являются: Лютеранство (Германия,

Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды); пресвитерианство

(Шотландия).

Роль церкви в жизнь российского общества всегда была очень высока.

Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной жизни общества, семьи,

уклада и быта русского народа. В XVII веке церковь тесно срастается с

монархическим строем России. Она становится опорой самодержавия, верной

слугой и выразителем его интересов.

В самой церкви сложился такой же уклад и взаимоотношения во всей

церковной иерархии, церковно-обрядовой практики. Во главе русской церкви

стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Впервые патриарх был

избран собором русских иерархов в 1589 году.

Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт

религиозной деятельности, активно участвовали в политической жизни

государства. Иногда, они свою власть «от бога», ставили выше светской

власти, власти царя. По этой причине между царём и патриархом возникали

иногда сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда

стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.

Возрастание роли России в этот период на международной арене, подрыв

влияния Православной церкви, связанной с борьбой Османской империи с

Византией, создают предпосылки на роль лидера Вселенской православной

церкви. Царь и русский патриарх начинают реально проводить политику на

решении этой задачи.

Церковь в XVII веке является не только выразителем духовной, религиозной

идеологии во всех слоях общества, но так же крупным собственником.

Монастыри, приходы крупные церковные деятели владели обширными земельными

угодьями, накопили большие материальные ценности.

Многие черты XVII века присущи и настоящему времени, особенно после

совершения революции 1917 года. Устоявший быт, сложившиеся общественные

отношения начали силой, кровью переделывать на свой лад, а церковь, как

таковую, практически свели к нулю. Всё это принесло большие страдания и

муки русскому народу.

Начало раскола в православной церкви

Современная историография под расколом понимает определённое религиозно-

общественное движение, возникшее в России в середине XVII века.

Историограф Ключевский русским церковным расколом называет лишь

отделением значительной части русского православного общества от

господствующей церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает причины

возникновения раскола, его ход и последствия. Поводом для возникновения

раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653

году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной

организации в России, а так же ликвидировать все разногласия между

региональными православными церквями. Они составляли Восточную православную

церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский –

Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии,

Румынии, Украины, Белоруссии и России.

С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей,

роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее

падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего

органа православия.

К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат)

начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять

лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако

этому мешало ряд объективных обстоятельств.

В русской православной церкви с течением времени накопилось много

различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся

религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С

течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок,

разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве,

а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.

Патриарх Никон

В сан патриарха возведён в 1652 году. Выходец из народа (мордовского

крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В 1635

г. стал монахом Соловецского монастыря. С 1643 года Никон – игумен

Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии и воли, на

что обратил внимание царя Алексия Михайловича. В 1646 году Никон был

поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года –

митрополит в Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской православной

церкви, что в истории русского патриаршества бывает редко. Обычно

патриархом избирают людей более зрелого возраста, выходцем из

господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности.

Церковно-обрядовая реформа, начатая в 1653 году Никоном с установления

единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь была одной

из опор феодально-крепостного государства, соответственно в единой церкви

должен был быть единый культ. За проведение такой церковной реформы

выступал и сам царь, а так же многие члены влиятельного религиозного

«кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и светских

лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В

кружок входили: Ртищев, новоспасский архимандрит Никон, настоятель

Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.

Члены «кружка ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью,

высоким положением в царской и светской иерархиях.

Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на

широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы.

Кружок также ставил своей целью борьбу с недостатками пороками среди

духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия

на православный народ.

Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего

духовника, «кружок ревнителей благочестия» сделался фактически правителем

русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший престол (1652 г.)

кружок распался. Многие его члены впоследствии стали активными участниками

раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. Причиной

этого явилось несовпадение взглядов по вопросу путей, методов и конечных

целей намеченной реформы.

Протопоп Аввакум, Даниил и другие считали, что русская церковь, по

сравнению с греческой, сохранила «древлес благочестия» и предлагали

проводить унификацию религиозных книг по древним русским богослужебным

книгам, а не по греческим образцам. Другие члены кружка, - Стефан

Вонифатьев, Ртищев, к ним позднее примкнул Никон, хотели следовать

греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под

эгидой московского патриарха православных церквей (Восточной, Украинской,

Белорусской).

Эти взгляды Никона и его сторонников отражали ту обстановку, которая

сложилась на середину XVII века.

Ожесточенная борьба украинского народа, народа Белоруссии за свою

независимость от Польши, Швеции поставила вопрос об объединении их с

Россией. Население Украины видело, что сохранение своей независимости,

религии возможно только под крылом России и московского патриарха.

Церковная реформа прежде всего началась с исправления русских

богослужебных книг по греческим и старославянским образцам и церковных

обрядов. Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что своей властью

без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ,

сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св.

Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами. Потом

он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали

от греческих образцов в писании икон и усвоили приёмы католических

живописцев.

Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего

московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а

так же завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного

сочинения. В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели

в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения

святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной

службы. Никон сам любил и был мастер произносить поучения собственного

сочинения. По его внушению и примеру приезжие духовные лица с Украины и

других мест начали говорить в московских церквях свои проповеди, иногда

даже на современные темы. Легко понять, говорит Ключевский, смущение, в

которое должны были впасть от этих новизн православные русские умы, и без

того тревожно настроенные». (В.О. Ключевский, том 2, стр 409).

Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе

не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать

богослужения как следует.

Смущение, как утверждает далее В. О. Ключевский, должно было усилиться,

когда Никон приступил исправлению богослужебных книг, хотя это дело он

провёл через церковный собор в 1654 году под председательством самого царя

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.