реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Протестантизм

Протестантизм

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в

XVl веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана

Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем,

скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского движения,

был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры.

Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической

церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и

возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их

так называли, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”,

подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам

евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм

или реформатство [1] и англиканство.

В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В

конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была

подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных

степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских

первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим

злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.

Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических

движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних

ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому

что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена

с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание

обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым

разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или

целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.

Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они

потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на

костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем

не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали

личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание,

софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и

сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола,

монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался

преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на

Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За

сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90

миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий.

Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений

католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против

неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания

всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение

о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались

признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое,

либо воспоминательное значение.

ЛЮТЕРАНСТВО.

Основатель этой конфессии Мартин Лютер родился в 1483 году в городе

Айслебене в Германии. В 1505 году он принял монашество, с 1508 года

преподавал в университете города Виттенберга. Там же в 1517 году публично

выступил против злоупотреблений Римо-католической церкви. Это известный в

истории яркий эпизод. В Германию прибыл со специальной миссией

доминиканский монах по имени Тецель [2]. Он получил от папы право на

распространение полных индульгенций и за живых и за умерших. Папы тогда

нуждались в деньгах на строительство храма святого Петра в Риме, и

индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам

Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе

звучит примерно так: “как только монетка падает в ящик, так тут же душа

выпрыгивает из огня”. Лютера это возмутило, он не смог вынести такого

отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери

храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против

индульгенций. Сначала он выступил только против индульгенций. Потом уже

сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического

учения. И так, год за годом, он все дальше отходил от католической церкви.

Лютер написал много различных сочинений, впервые перевел на немецкий язык

Священное Писание. К концу его жизни (1546 г.) более половины немецких

княжеств приняли его учение. Основные положения этого учения следующие:

1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет

Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов.

2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела.

Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении.

3. Церковь есть невидимое сообщество святых.

4. Отрицается богоустановленная иерархия. У лютеран есть епископы и

пресвитеры, но они признаются только как административно - учительные

главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или

полномочий, которые существуют со времен апостольских.

5. Таинства не являются проводниками Божественной благодати, а существуют

только как знаки для возбуждения и укрепления веры. Признаются только

два таинства - Крещение и Евхаристия.

6. Отрицается почитание и призывание святых, почитание икон, мощей,

молитвы за умерших.

7. Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны посты,

аскетические подвиги, монашество.

Сам Лютер, бывший прежде монахом, сложил с себя монашеские обеты и

женился на девице, которая также до этого была монахиней. Лютер так

поступил не потому, что был человеком, обуреваемым плотскими страстями, он

был скорее холоден и равнодушен к телесной стороне человеческой жизни. Он

сделал это из принципиальных соображений. Он хотел своим примером показать,

что монашеские обеты и само монашество есть ничто. Он не был счастлив в

семейной жизни, но хотел явить образец того, как следует поступать, чтобы

слово не расходилось с делом.

Богослужение у лютеран предельно упрощено и состоит из чтения

определенных молитв, проповеди, пения под орган. Совершается оно только по

воскресениям и по великим праздникам - таким, как Пасха и Рождество. Что

такое будничная служба лютеране вообще не знают. Служба бывает или

Евхаристическая (одно - два воскресения в месяц) или без Евхаристии. Пастор

начинает службу, затем поют два - три ветхозаветных псалма. Псалмы

чередуются с пением собственно лютеранских песнопений. У них есть

специальные книги песнопений, в которых содержатся разного рода гимны 16-20

веков и которые периодически редактируются и пополняются (состав этих книг

различен в разных лютеранских церквах даже в пределах одного государства).

Поют обычно все присутствующие. Пение перемежается молитвами, которые

читает пастор. Далее следуют чтения из Писания. Главной часть богослужения

является проповедь, которая обычно весьма пространна [3]. Именно проповедь,

а не Евхаристия являет собой реальный центр даже евхаристического

богослужения. Если это евхаристическое богослужение то за проповедью

следует нечто, что можно назвать остатками древнего евхаристического

канона. Сначала - род общей исповеди, которую пастор зачитывает от лица

всей общины. Затем - некоторые конституирующие моменты евхаристического

канона: там есть установительные слова Христа Спасителя, просьба об

освящении Даров. Это продолжается около пятнадцати минут. Далее следует то

что они считают Евхаристией, то есть приобщение от общего хлеба и чаши. Как

правило это происходит так: все становятся вокруг пастора, и он дает чашу в

руку одному, тот отпивает, потом подходит к другому, и так далее. Таким же

образом носят тарелочки с кусочками пресного хлеба. Одна из характерных

черт протестантизма - отсутствие келейной молитвы. У протестантов нет

домашнего индивидуального правила. Конечно, в трудные минуты жизни человек

может обратиться к Богу, но какое-либо молитвенное делание, - то, что мы

понимаем под молитвенным возрастанием души, - у протестантов совершенно

отсутствует. В протестантских молитвенниках нет молитв, которые человеку

полагалось бы совершать дома утром и вечером.

У них считается достаточным молиться вместе на богослужении в

воскресный день. Это очень обедняет духовную жизнь всех протестантов без

исключения. Почти отсутствует у них молитва перед едой (кроме торжественных

случаев) и перед началом дела.

По данным на 1987 год лютеран более 80 миллионов. Большинство из них

входят в так называемую Всемирную Лютеранскую Федерацию. Это даже в их

смысле не церковь, а лишь объединение с целью координации. Традиционные

центры лютеранства - это прежде всего Германия, Скандинавские страны,

Исландия. Около 40 миллионов лютеран живут в США, есть лютеране в Колумбии

и в некоторых странах Африки. На территории бывшей Российской Империи

исторически лютеранские страны - Эстония и Латвия.

У лютеран есть особые вероучительные книги, называемые Символическими.

В них содержится изложение веры, признаваемое большинством лютеран. К тому

что написано в символических книгах лютеранин относится не так как

православный к соборным постановлениям. Если православный человек скажет

что такой-то догмат Вселенских соборов ему не нравится и он его не

принимает, то он не будет уже православным. Символические книги не имеют

безусловного авторитета для лютеран: если человек с чем-то не согласен то

он может этого не принимать [4]. Главные Символические книги - это Большой

и Малый катихизисы Лютера. Большой катихизис был предназначен для

проповедников, и в нем силен полемический, антикатолический элемент, а

Малый - для народа, и в нем просто излагаются основы веры. Еще один

документ - “Аугсбургское исповедание”. В XVl веке в Аугсбурге лютеранские

богословы в противовес католическим полемическим книгам составили это

исповедание, в котором освятили те моменты вероучения, которые не были

освящены в катихизисах.

А теперь несколько подробнее о лютеранской экклезиологии [5]. Когда

Лютер признал Римо-католическую церковь заблуждающейся и порвал с нею, то

перед ним были два выхода: или искать ту Церковь, которая сохранилась в

своем стоянии в истине, или объявить, что для сохранения Церкви не нужно ни

преемства епископата, ни какой-либо видимой организации. И вот Лютер,

вместо того чтобы пойти по первому пути, который был бы единственно

канонически и догматически оправдан, решил основать новое сообщество. Чтобы

оправдать то, что он, порвав с католиками не обратился ни к какой из

существующих христианских конфессий, Лютер создал учение о невидимой

церкви. По этому учению в начале истории Церковь существовала как видимая,

но потом она прекратила свое видимое бытие и была вновь восстановлена

Лютером в XVI веке. У протестантов есть разные мнения. Одни говорят, что

видимое бытие Церкви длилось только первые три века - до императора

Константина Великого. Другие говорят что может быть до пятого века.

Англикане готовы принять даже эпоху Вселенских Соборов, продолжая

существование видимой Церкви до VII века. Главное в этом учении -

утверждение, что в какой-то исторический момент бытие видимой Церкви

прекратилось. В существующих христианских конфессиях, по мнению лютеран,

накопились заблуждения и были введены разного рода предания, которые

замутнили учение Священного Писания. Епископат стал ложно мыслить о себе.

Прекратив свое видимое бытие, Церковь, как учил Лютер, продолжала

существовать невидимо - в душах отдельных людей, праведников, которые не

были соединены никакой внешней организацией. Лютер не отвергает того что

Церковь существовала всегда, но на протяжении периода с IV по XVI век она,

по его мнению, существовала как не видимое сообщество тех людей, которые

хранили евангельскую веру вопреки епископату, вопреки всем тем ложным

учениям, которые за это время накопились. А с XVI века она вновь

восстановилась и как видимая организация сообщества протестантских

конфессий. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, мы могли бы задать

лютеранам вопрос: какую Церковь, видимую или не видимую основал Христос

Спаситель? Какие таинства учредил Он в Своей Церкви - видимые или сокрытые?

Наконец - кем был Сам Господь, Который реально воплотился нашего ради

спасения и Которого видели и осязали апостолы? Ответ более чем ясен:

невидимая сторона Церкви неразрывно связана с видимой. При этом одной из

неотъемлемых черт церковности является непрерывность священства. Лютеране

отвергают и это - право рукоположения они признают за любым членом Церкви.

Не нужно преемства епископата: любой член церкви может рукоположить любого

другого члена церкви. Рукоположение у лютеран совершают все вместе: и

епископы и пресвитеры и миряне - все кладут руки на голову будущему

епископу или епископше, пресвитеру или пресвитерше. А если нет епископов,

то пресвитеры с мирянами могут сами совершить рукоположение. При нужде

Крещение или Евхаристию может совершать любой лютеранин. Нужно только,

чтобы он был научен чину. Какая-либо богоучрежденность и особые права

иерархии решительно отрицаются. Что касается сакраментологии [6], то,

отвергнув учение о непрерывном существовании Церкви, лютеране должны были

бы объявить ненужными и таинства. Ибо если Церкви видимой не было на

протяжении 13 веков, то каким же образом могли сохраниться таинства - даже

некоторые? Но утверждать, что Писание является единственным источником

веры, и в тоже время отвергать таинства нельзя, ведь Священное Писание

прямо говорит о необходимости для спасения каждого человека Крещения и

Евхаристии. Поэтому эти два таинства были лютеранами сохранены,несмотря на

то что в этом есть внутреннее вероучительное противоречие. Как лютеране

понимают таинства? В “Аугсбургском исповедании” дается такое определение:

“Таинства - это внешние знаки, внешние действия, которые совершаются по

повелению Божию и возгревают веру”. То есть это способ усиления и

возобновления веры в человеке. Спасается человек, по лютеранскому учению,

одной верой. Но вера, по причине житейских попечений, может ослабеть. Чтобы

укрепить ослабевающую веру, нужны внешние знаки, каковыми и являются

таинства. Признавая таинствами только Крещение и Евхаристию, об остальных

священнодействиях, которые у нас и у католиков считаются таинствами (то

есть о Миропомазании, о Браке, о Священстве, о Елеосвящении ), они учат,

что это лишь обряды, которые могут употребляться для напоминания о Боге

простецам. Например, поставление в священники и епископы сопровождается у

лютеран некоторыми обрядами, но эти обряды имеют только богослужебное и,

может быть, административное значение, но не значение податия особенной

благодати, особенного дара Божия, каковым является всякое таинство. К

покаянию у них сложное отношение. Лютер долгое время колебался, считать

Покаяние таинством или нет. Сначала он его признавал, потом склонился к

тому, что покаяние тоже не есть таинство. Пришел он к этому почти

вынужденно. Если отрицать, что есть священство, то приходится отрицать и

покаяние. У самих лютеран от Покаяния остался некий род общей исповеди во

время богослужения. Священник читает молитву в которой от своего лица и от

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.