реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Предыстория толерантных указов языческих императоров касательно христиан

Предыстория толерантных указов языческих императоров касательно христиан

Нижегородская Духовная Семинария

Реферат

на тему: « Предыстория появления толерантных

указов языческих императоров касательно христиан »

Выполнила:

студентка 313 гр.

Тарасова О.В.

Преподаватель:

Арефьев М.А.

Нижний Новгород

2003 год

ПЛАН

Введение

1. Социальное и религиозное положение в Римской империи

2. Возникновение христианства и первые христианские общины

2.1Отношение к первым христианам языческой империи

3. Император Константин и его вклад в историю христианства

Заключение

Список литературы

Введение

Проблемы возникновения и ранней истории христианства имеют большое

значение для познания социальной роли христианской религии и церкви не

только у древних, но и у современных народов.

О происхождении христианства написано огромное, по существу

необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще

трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители

библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об

историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,

имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое

место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и

государств.

Христианство – (Christos – помазанник, греч.) одна из так называемых

мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство

распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в

результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем

Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности

последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства:

искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа,

страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Но

каковы же были первопричины для такого огромного количества

последователей, эту первопричину мы можем понять, исследуя социальную

среду и духовный климат людей, в котором жили первые христиане. И

наблюдая, жертвенность и откровения христианским идеалам мы можем понять

психология тех людей, которые проповедовали новое учение. Данный факт нам

еще более понятен, учитывая жалкое и ничтожное состояние тех людей живших в

эпоху древнего Рима. Ощущение людей в безысходности в самых разных слоях

населения империи, но, прежде всего, конечно, это ощущение было

распространено в социальных низах государства. Христианство появилось в

период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально-

политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала

как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и

рассеянных Римом народов. Однако “во всех классах должно быть известное

количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали

бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от

полного отчаяния”. По мере усиления состояния материального усиливалось

буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний. Возникнув,

христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех

пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? И,

Каково же было отношение к христианам внешнего мира, того мира, который они

не принимали? Как менялось это отношение и со стороны властей, и со стороны

основной массы населения империи, которая продолжала придерживаться своих

традиционных взглядов?

1. Социальное и религиозное положение в Римской империи

В древних обществах, где изменения происходили медленно, где

социальное положение человека было, как правила определенно со дня

рождения, а его действия, помимо личной воли, диктовались системой связи

с другими людьми (сородичами, сообщниками, а также людьми стоящими выше

или ниже по социальной лестнице) , люди полагались на извечную

«заданность» миропорядка, на свое место в коллективе, унаследованного от

предков. Когда же традиционные связи начинают разрушаться, когда теряется

уверенность в завтрашнем дне, когда судьбы людей начинают зависеть от

прихоти полководцев или правителей, человек ощущает себя обособленным,

затерянным, в непонятном ему и враждебном мире. В этих условиях для

него выдвигается на первый план вопросы о смысле жизни, о причинах удач и

неудач, о справедливости или несправедливости всего миропорядка, о

способах спасения, избавления от страданий и смерти. В I веке в Римской

империи распространилось учение киников (зародившееся в Греции). Киники

были бродячими философами, проповедовавшие отказ от материальных благ.

Этика киников их проповедь оказало существенное влияние на зарождающееся

христианство. Но философия I века не могла предложить путь к спасению,

который был бы доступны, понятным и обнадеживающим. Гораздо более важную

роль в социально- психологической ситуации первых веков нашей эры играли

религиозные верования, прежде всего вера в могущественных и милосердных

богов, которые могли бы спасти своих почитателей. Однако уже в это время

в городах Греции, Италии, Малой Азии авторитет древних античных божеств

падал, происходил кризис полисной религии, и многие причины

содействовали этому. Религия, принадлежавшая городу-государству, падала

вместе с ним: философия убила в глазах образованных, а индивидуализм в

глазах – в глазах простых людей. Тарн В. Эллинистическая цивилизация.

М.,1949, с 306

Кризис античной религии связывался и в появлении в городах официальных

культов органов власти. В качестве божеств почитались и

персонифицированные Честь, Добродетель, Мудрость… Им тоже ставили

статуи. И все же существование подобных божеств не могло удовлетворить

потребность общества в этических ценностях. Не способна была

удовлетворить религиозные запросы эпохи и традиционная римская религия.

Наряду с упадком собственных римских верований, распространялось

почитания различных чужеземных богов (например, египетской Исиды).

Большое распространение в Италии, как, впрочем, и по всей империи,

получили колдовство, связанное поклонение подземным богам особенно

(Гекате), магия вера в предсказания.

Место античных божеств в верованиях жителей империи начали занимать

древние восточные умирающие и воскресающие божества, такие, как

египетский Осирис или фригийский Аттис. Еще в I веке до н.э. в Малой

Азии появляются общины почитателей иранского бога Митры, который выступал

в верованиях рубежа нашей эры борцом против сил зла , богом- спасителем.

Из Греческих божеств особо почитался древний бог виноградства Дионис, чей

культ на рубеже нашей эры перетерпел существенной изменение, - главное

содержания мифа о Дионисе становится отождествление его с Загрием, сыном

Зевса, который был растерзан титанами, но затем заново рожден. С этим

культом были связаны религиозные союзы орфиков. Орфики считали , что

душа человека может достичь мира вечного блаженства и бессмертия, если

этот человек будет исполнять заветы орфиков (аскетизм, презрение к плоти)

и совершать магические обряды. Многие идеи, родившиеся в общинах

митраистов, или орфиков, оказали затем влияние на христианство, но

замкнутость этих общин, сложность их учений не могли привлечь к ним

большого числа последователей. Люди жаждали верить не просто, во

всемогущих богов. Они тянулись к таким богам, которые «слышали» бы их и

«понимали». Религиозные верования Ранней империи характеризует стремления

верить в богов не только «внемлющих», но и справедливых. Еще в I веке

до н.э. в римской провинции Азия в городе Филадельфия был создан

религиозный союз, посвященный Зевсу и местной богине-матери. В союз могли

вступать все – свободные, рабы, мужчины и женщины. В этом объединении

проявилось стремление к общечеловеческой общности, к нравственной жизни,

противопоставляемой жизни реальной, где господствовал обман, злодеяния

коварство. Ощущение родства проникает и в некоторые официальные городские

культы. Однако это ощущение сосуществовало со стремлением жить замкнутыми

группами, создавать небольшие союзы, каждый из которых почитал своего

бога-покровителя, проводить время друг с другом и помогать, прежде всего,

друг другу. Религиозных и профессиональных союзов было множество,

особенно в восточной части империи и объединяли они десяток-другой людей.

Эти союзы заменяли их членам разрушавшуюся общинную и гражданскую

общность. Но они не давали надежды на спасения, а скорее способствовали

уходу от трудностей жизни. И выход из сложившейся ситуации нашелся, этот

выход и был христианство. Ведь в эпоху языческого мира считали, что

ненормально общее положение при упадке религии и нравственности. Выйти

из этого безрадостного положения, по мнению лучших умов древности, само

человечество было бессильно. Для этого – утверждали они – нужна была

сверхъестественная Божественная помощь. Подобные убеждения еще с большой

силой утверждались среди язычников, когда между ними стали

распространяться верования в Мессию. Идея о Мессии как избавители от

всяких зол и Установители лучших порядков жизни была особенно

привлекательна для страждущих и угнетенных, которые так много было в

языческом мире. Можно сказать, что в последние годы пред Рождеством

Христовым ожидания Мессии стало всеобщим. Поэтому, когда Божественный

спаситель рода человеческого явился и основал для спасения истинную

Церковь, те из иудеев и язычников, которые ожидали Его и увидели в нем

истинного Мессию, первыми начали вступать в Его Церковь. Таким

образом, безотрадное состояние политической и религиозно-нравственной

жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви. Оно

побуждало многих искать религиозного истинного знания и успокоения от

всех бедствий в христианстве.

2. Возникновение христианства и первые христианские общины

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа,

предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и

установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если

говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то,

что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус,

жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его

смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего

человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской

цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он

Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан

без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное

писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт

людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это

не изложение вероучения и не история человечества. Библия- это рассказ о

том, как Бог искал человека.

Не маловажную роль в распространении христианского вероучения в

Римской империи сыграла иудейская диаспора (рассеяния). На протяжении

почти всей древней истории, Палестина была зависимой территорией. Она

переходила от одного завоевателя к другому. Притеснения со стороны

иноземных завоевателей, внутренняя борьба между различными классами и

политическими группировками, бедность палестинской экономики приводила к

постоянному оттоку населения; многие переселялись расположенные

сравнительно недалеко более богатые города переднеазиатских стран,

вошедшие затем в состав Римской империи. Поэтому христианские

проповедники, пришедшие из Палестины первоначально, обращались к

иудеям, а люди, ощущавшие свою связь с Палестиной, жадно прислушивались к

проповедникам. Постоянное общение с населением тех мест, в котором они

жили, не могло не наложить отпечатка на их мировоззрение и психологию.

Многие иудеи стали говорить только по-гречески. Анализ новозаветных и

ранних апокрифических произведений позволяет судить об этническом и

социальном составе христианских общин второй половины I века, они

показывают, что в первых христианских общинах преобладали греки и

эллинизированные иудеи. Однако судить об этническом составе первых

христианских групп только по именам, упомянутым в Деяниях апостолов или

посланиях Павла, конечно, нельзя. Там упомянуты главным образом люди,

связанные с окружением Павла, которые в основном ориентировались на

проповедь среди не иудеев. По-видимому, первые христианские

проповедники ограничивались в своей деятельности городом и его

окрестностями, так как жители полисов были более образованны и

первоначально чаще всего, христианами становились люди являющееся не

уроженцами, так сказать люди «пришедшие», что служило одной из причин

отрицательного отношения к ним. Большинство христианских общин, возникших

в городах восточных провинций, были бедны. Правда, не следует думать, что

среди христиан I века совсем не было более или менее зажиточных людей.

Бедность первых христианских общин обуславливалась еще тем фактором, что

их ряды в первую очередь состояли из социальных низов. Их двери были

открыты для всех «страждущих» независимо от причин, вызвавших страдание:

и рабов и презираемых сборщиков налогов, и блудниц и больных и калек.

Одним из элементов античной культуры являлось восхищение красотой

человеческого тела, а физическое уродство в античном обществе вызывало

брезгливость и презрение. Идея же равенства в христианстве уравнивало их

всех перед богом. И вероятно, первыми христианами из высших слоев

общества были женщины , поскольку они острее, чем их отцы и мужья,

должны были чувствовать неприемлемость прежней системы духовных и

этических ценностей. Однако с конца I – начало II века приток к

христианам людей из средних и даже высших слоев общества постепенно

увеличивается. Приход к христианству таких людей был следствием

углубляющегося духовного кризиса, ощущение, что и эта привилегия в

условиях уже, по существу, сложившиеся ко II веку централизованной

бюрократической империи мало что значило … Распространению христианства в

разных группах населения способствовала и самый характер этого

религиозного учения, и формы организации христиан. Если не считать

Палестины и Сирии, наиболее внушительных успехов новая религия добилась в

городах Малой Азии, Балтийского полуострова и Италии - там возникли

самостоятельные общины последователей Иисуса Христа, уже отделившиеся от

местных синагог. Почти все население некоторых малоазиатских провинций

обратилось в христианство.

Предание , подтверждаемое новейшими исследованиями, сообщает об

успешной проповеди апостола Петра в Малой Азии, а позже- в Египте и Риме.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.