реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Особенности религии древних славян

Особенности религии древних славян

Министерство образования Р. Ф.

ЕГУ им. И. А. Бунина

Кафедра истории

Курсовая работа

по истории

Особенности религии древних славян.

Выполнила:

Студентка гр.№43

Демина Е.В.

Научный руководитель:

КИН Доцент Белькова Н.А.

ЕЛЕЦ 2002 г.

План.

1. Введение.

2. Славяно-Русское язычество.

3. Классификация и общие сведения. Пантеон языческих богов.

4. Мир в представлениях древних славян.

5. Языческие праздники.

6. Свадебный обряд.

7. Обряд погребения.

8. Обряд соумирания.

9. Жречество.

10. Влияние язычества на культуру и быт древних славян.

Введение

Вначале я хотела бы сказать о причинах, побудивших меня взяться за эту

работу.

Во-первых, я всегда интересовалась многобожием; во-вторых, славяне это наши

прародители и я считаю, что очень важно знать истоки своей культуры; в-

третьих, это часть моей квалификационной работы в которой я буду

рассматривать более глубокую проблему "двоеверия" на Руси и в России,

связанную с принятием христианства князем Владимиром.

Цель моей работы – проследить за развитием язычества на Руси, наметить

предпосылки принятия христианства в связи с несостоятельностью предыдущей

религии.

Исследуемый период – 6-10 вв. н.э. За четыре века религия Древней Руси

испытала на себе влияние германского, финского язычества, а так же

"византийского" христианства.

Приемы, которыми я пользовалась при написании своей работы – обращение к

славянскому фольклору, к работам таких историков как В. А. Рыбаков, С. А.

Токорев. Очень жаль, что не было возможности поработать с первоисточниками.

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при

господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и

опять жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия

восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских

племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и

душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента,

так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это

может означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под

начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а

не в дружинной форме.

Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его

дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве

материалов, являющимися источниками для его изучения. Это, прежде всего,

подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую

суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних

наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также

и с сохранившимися насыпями древних Курганов. Кроме того, это - находимые в

курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные

изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой.

Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто

являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу

этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами

- оберегами.

Своеобразным, но очень плохо изученным остатком языческой стороны

являются многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора»

(местопребывание ведьм), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь»,

«Волосово» и т.п.

Очень важным источником, являются свидетельства современников,

занесенные в летописи, или в специально записанные научения против

язычества.

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой

системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В киевской

Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»),

руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие

продуманную аграрно-заклинательную символику.

"Русский книжник эпохи Владимира Мономаха разместил славянских

языческих богов в такой последовательности:

1-я стадия. Люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями, знают

лишь групповой брак ("бяху акы скот блудяще") и до появления Сварога,

очевидно, не знают единого брака.

2-я стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня – Сварог. Люди

познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение)

за нарушение ее.

3-я стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество, люди начали

платить дань царям, появились богатые и сановитые люди. И, по всей

вероятности, в это время в связи с культом Солнца счет по лунным

месяцам был заменен солнечным календарем из 12 месяцев ("двою бо на

десять месяцю число потом уведоша")".1

По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с

коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям

их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри

славянской мифологии можно выделить несколько уровней.

Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функции богов

(ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связь с

официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему

уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи

имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ ( Велес), а

также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого

остаётся неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную

функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы

Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного

врага, живущего внизу на земле.2

Пантеон языческих богов.

Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма

ограничены, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон.

Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны

хотя бы в двух славянских традициях. Таковы древнерусский СВАРОГ

(применительно к огню Сварожич, то есть сын Сварога) и румынский Sfarog –

"высушенный", позволяющее предполагать южнославянскую форму этого имени.

Другой древнерусский бог ДАЖДЬБОГ южнославянский Дабог (в сербском

фольклоре).

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с

хозяйскими циклами и сезонными обрядами, а также боги воплощавшие

целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и

тому подобные. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство

женских божеств, обнаруживающие близкие связи с коллективом например

Макошь, иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня.

Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей

абстрагированностью функций, что позволяет иногда рассматривать их как

персонификацию членов основных противопоставлений; например ДОЛЯ, ЛИХО,

ПРАВДА-КРИВДА. С обозначением доли, удачи счастья, вероятно было связано и

общеславянское Бог: сравните богатый (имеющий бога, долю) и убогий (не

имеющий доли, бога). Слово бог входило в имена различных божеств –

Даждьбог, Чернобог.

. Сказочные персонажи – по-видимому, участники ритуала в их

мифологизированном обличье и предводители тех классов существ, которые

сами принадлежат низшему уровню: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной

царь и тому подобные.

К низшей мифологии различные классы неиндивидуализированной (часто и

неантропоморфной) нечисти, духов, животных, связанных со всем

мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые,

лешие, водяные, русалки, вилы, кикиморы.

Кроме того, язычники всегда стремились активно воздействовать на своих

богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений.

В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, баранов,

козлов, всем племенем варили пиво. Боги как бы приглашались на эти пиры-

братины, становились сотрапезниками людей. Существовали специальные

святилища – "требище".

Подробный перечень славянских богов.

Баба (Мать) - название женского предка (?), богиня плодородия - урожая,

одно из им±н Лады. Треба ей сродни Ладиной.

Баян (Браги (сканд.), Bajas (италий.)) - Бог песен, славословий, музыки и

музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.

Божич (Божик (макед.), Марес (лат.)) - Божество Нового года, младенец.

Бука (Букан, Букач, Бучело, Пчелич (), Риса (кельт.), Бубилас

(лит.)) - Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук

Велеса. Треба: м±д.

Буря (Варма-ава (морд.)) - Богиня ветра, супруга Стрибога. Треба как

Стрибогу.

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.), Во-дан/Один

(сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekn (фин.).

Zempat (прусс.), Trimps (прусс.), Велс, Виелона (балт.), Вала/Вритра

(инд.), Лельвани (хет.). Тир (арм.). Фавн (лат.), Юл (балт.), Boxy Мана

(ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Нодонс (брит.), Ний, Ния, Ниян, Ниан,

Ный, Навь, Нава, Нават, Яма (инд.), Шива (инд.), Тот (егип.), Гермес

(греч.). Господь, Пан (греч.), Меркурий (лат.)) - Бог скота, пастушества,

богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита,

воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, проводник умерших душ.

Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Макоши. Треба: коровье масло,

свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, ов±с, м±д,

щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко,

баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша,

плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник суш±ный.

Волх (Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Огненный Вук (серб.), Локи

(сканд.)) - Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства. Сын Интры.

Дажьбог (Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог

(серб.), Даба, Дajбoг (серб.), Dagbra (брит.). Митра (инд,), Мифра (ир.),

Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече

(мари.). Узил (этр.). Соль (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Дагда (ирл.). Луг

(кельт.) (?), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Тият (пагат.), Сурья (инд.).

Царь Горох Белобог, Белбог, Белун (белорусе.), Беляк, Baldag, Baldr

(герм.), Belenus (кельт.)) - Бог солнца, света, добра, благ, дождя,

покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога.

Супруг Живы. Отец Орея - прародителя белых людей. Покровитель насекомых.

Противостоит Чернобогу. Треба: блины, горох, холст, м±д, орехи, яблоки,

говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные

хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.

Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Диана (лат.), Артемида (греч.),

Дзевана, Зевония (польск.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dziwica,

Devana (чеш.)) - Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские

тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?). Треба:

мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.

Додола (Дзидзилиа (польск,), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, До-

доле/Дудуле (болг.), Додилаш/Дудулейка (хорв.), Пеперуда (серб.), Ву-

рунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыри-мумы (удм.), Jondol (морд.),

Ziziila, Перыня, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.)) - Богиня грозы,

молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна. Треба: каша,

холст, курятина, мак, деньги, соль, чеснок, освященные травы, пшеница,

хлеб, борщ.

Доля (Cpeha (серб.), Счастье, Удача, Фортуна (лат.), Лахесис (греч.),

Лайма (лит.), Верданди (сканд.)) - Богиня счастливой судьбы, удачи.

Сестра Макоши и Недоли. Треба Макошины.

Др±ма - Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна.

Треба как Сну.

Дунай (Дон, Днепр, Потримпс (прусс.), Усыня) - Бог рек и рыболовства. Сын

Кощея (?). Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В

местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки (Нил (егип.),

Тибр (лат.)). Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, м±д, конина,

пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).

Дый (Deus (лат.), Zeus (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Дьяус (инд.), Тур

(польск.)) - Верховное Божество. Одно из им±н (древнейшее) Сварога.

Вернее, Сварог - одно из им±н Дыя. Треба сродни Свароговой.

Желя (Журба, Zeion (чеш.), Zeiu (польск.)) - Богиня похоронного плача,

провожающая на погребальный кост±р. Отсюда - могила. Сестра

Карны. Дочь Мары и Кощея. Треба: поминальные милодары.

Жива (Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zivia

(крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Zywye (польск.)) - Богиня

жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга

Дажьбога. Мать Орея, Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки. холсты,

молоко, крашеные яйца, пш±нная каша, печенье

Заря (Зорька, Зареница, Утренница, Ушас (мнл-), Аврора (лат.), Ужара

(марий.), Эос (греч.), Тезан (этр.)) - Богиня зари, рассвета, очищения,

здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь

Дажьбога. Треба как Живе.

Земун (Жемина (лит.), Амалфея (греч.), Сурабхи (инд.), Ziemne (латыш.),

Замунь) - Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч,

земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия.

Исполнительница желаний. Личина Лады. Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.

Интра (Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра

(греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вындрик,

Единоок, Otur (герм.), Ондра) - Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог

дождя, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, защитник народа. Брат-

противник Перуна. Отец Волха (?).

Карна (Кручина) - Богиня скорби, похоронного обряда, горя. Дочь Мары,

сестра Жели. Треба: поминальные милодары.

Квасура (Квасир (сканд.)) - Бог таинства хмелеварения. Лада научила

Квасуру готовить питный м±д (сурью). Треба: солод, вода, мед.

Коляда (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Кал±нда) - Бог пиршеств,

еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса. Треба: деньги,

зерно, м±д, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало,

хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сливы,

вишни, кутья, узвар.

Кощей (Кош, Кощеище, Кащей, Вий, Вим, Шелудивый Буняка (на Волыни),

Солодивый Бунио (Подолия), Аид (греч.), Аита (этрус.), Калм (эст.),

Плутон (лат.), Балор (кельт.), Ruta (саам.)) - Бог подземного царства,

подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары. Порождение Чернобога.

Треба: вино, масло, зерно, вода, железо.

Кривда (Ложь) - Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли. Треба:

козлятина.

Крышень (Кресень, Кришна (инд.), Сириус (лат.), Тишья (инд.), Тиштрйя

(ир.), Сопдет (егип.), Сотис (греч.)) - Бог зв±зд. Сын Перуна и Додолы.

Купало (Купала, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Кулебозе, Купайло

(укр.), Купалищ (белор.), Аллу (этр.), Апполон (греч.), Cupra

(италийск.)) - Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с

водой и огнем. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Треба:

курятина, орехи, чеснок, м±д, цветы-венки, горох, хлеб, блины, пироги,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.