реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Нагорная проповедь Иисуса Христа как философско-нравственная серцевина христианского вероучения

Нагорная проповедь Иисуса Христа как философско-нравственная серцевина христианского вероучения

Астраханский Государственный Технический Университет

Реферат по философии

Тема: «Нагорная проповедь Иисуса Христа

как философско-нравственная серцевина христианского вероучения»

г. Астрахань, 1999

Большинство религиозно-философских систем мира, рассказывающих о том,

как нужно жить человеку, чтобы достичь счастья, сходны между собой в том,

что все они указывают на существование материального и сверхъестественного

миров, рассказывают о Боге и противостоящих Ему силах, о зависимости

человеческого счастья от добрых поступков самого человека.

Но самой прогрессивной и развитой системой взглядов о том, как нужно

жить человеку на свете, чтобы быть счастливым, является Учение Иисуса

Христа, истинность которого доказывается самой жизнью.

В Учении описаны и охарактеризованы всевозможные жизненные ситуации, в

которых может оказаться человек, даны единственно правильные советы как

лучше всего поступить в тех или иных обстоятельствах.

В этом сила и мудрость Учения Иисуса Христа, сказавшего

Я на то и родился и на то и пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об

истине. /Ев. Иоанна. 18.37/.

Главным предметом Учения Иисуса Христа является описание Царства

Божьего. Наряду с этим Христос возвестил миру о том, что Бог Един по

существу и Троичен в лицах, что Бог есть Любовь, что Бог так возлюбил

человечество, что послал Сына Своего Единородного в мир на мученический

подвиг, чтобы искупить грехи людей.

О своём Учении Сам Иисус Христос говорил: «Моё учение - не Моё, но

Пославшего Меня». /Ев. Иоанна. 7.16/, то есть Бога – Отца.

Основные морально-этические нормы Учения Христова, нравственные законы

жизни, которым должны следовать люди, подробно изложены Иисусом Христом в

Его Знаменитой НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ, - одной из бесед Спасителя с людьми,

произнесенной Им непосредственно вслед за избранием апостолов на горе Курн-

Хатин, находящейся на половине дороги между городами Фавором и Капернаумом.

Содержание Нагорной Проповеди излагается в двух Евангелиях: в

Евангелии от Луки /Гл.6;17-49/ и с особенной подробностью передается в

Евангелии от Матфея /Гл.5-7/.

Окруженный апостолами Спаситель сошел в горы; к Нему хлынула толпа

народа. Больные, бедные, страдающие люди. Одни желали послушать Его

Божественное Учение, другие – искали исцеления от недуга. Сбывались слова

пророка Исаии: «Он взял на себя наши немощи и понёс болезни». /Ев. Матфея

8.17./

Но, исцеляя болезни тела, Господь видел в душах окружавших Его людей

страшную болезнь – невежество и предрассудки.

Все эти люди более или менее веровали в Него, как Мессию, но видели в

этом Мессии – царя земного, имеющего власть устроить на земле Царство, в

которое войдут только потомки праведника Авраама, благословенного Богом, –

евреи, исполняющие Закон Моисеев. Он – чудотворец и покорить весь мир Ему

ничего не стоит. А вот Он избрал Себе и апостолов - это двенадцать

ближайших вельмож Его. Следовательно, вот-вот наступает Царство Его -

Царство несущее евреям и богатство, и довольство, и силу, и славу.

Предстояло теперь Спасителю разрушить предрассудки людей, объяснить,

что Царство Его далеко не похоже на царство земное, что в него, в это

Царство, имеют право входа не одни только потомки Авраама по плоти, но все

те, кто по своим душевным качествам похож на Авраама.

Предстояло Ему сказать всему народу о том, что должен делать и чего

может ожидать всякий, кто хочет войти в Его Царство, кто желает следовать

за Христом, и говорил Он не только для тех, кто Его окружали; слова Его

обращены к людям всех веков, национальностей и возрастов.

Первая часть Нагорной Проповеди содержит в себе требования, которые

указываются людям от имени Бога и за исполнение которых обещается награда

от Бога. Каждое из этих требований начинается словом «блаженны». Иначе эти

требования называются «Заповеди Блаженства».

Постараемся понять эти Божественные слова, сказанные много веков

назад. Мы узнаем из них, кого Спаситель называет блаженными, т.е. самыми

счастливыми людьми, и как можно достичь такого блаженства, так не похожего

на радости земные:

. Блаженны нищие духом, так как им принадлежит Царство Небесное.

. Блаженны плачущие, так как они утешатся.

. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

. Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся.

. Блаженны милостивые, так как они будут помилованы.

. Блаженны чистые сердцем, так как они увидят Бога.

. Блаженны миротворцы, так как они будут названы сынами Божьими.

. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

. Блаженны поносимые и изгнанные за Бога, потому что им уготована великая

награда на Небесах.

Эти Девять Заповедей Блаженства, провозглашенные Иисусом Христом,

указывают на духовные морально-этические свойства тех людей, которые могут

стать членами Новозаветного Общества. Иисус Христос учит людей, что

духовная, этическая сторона жизни является главной для человека, так как от

философских взглядов и морали зависят как отдельные поступки человека, так

и поведение в целом.

Мы радуемся богатству, славе, почестям - но всё это очень часто

отдаляет нас от Бога. Иисус Христос называет блаженством только такое

благополучие, которое соединено с чистотой сердца и близостью к Богу.

Последователь Христа должен быть смиренно мудрствующим человеком,

чистым сердцем, миротворцем, который сожалеет о своей греховности и желает

примириться с Милостивым Богом.

А залогом этого союза с Богом и есть соблюдение Заповедей Божьих, дела

добра и уход от злых мыслей и поступков.

Уже в Ветхом Завете возвещалось, что лишь пришествие Бога в сердце

человека может заставить его забыть все былые несчастья.

«Уготовал еси благостию твоею, Боже, нищему, пришествие Твое в сердце

его». /Пс. 67.11/.

Почему же Спаситель обещает Царство тем, кто в душе своей нищий?

Нищета духа – это смирение и Господь выставляет смирение как основание

жизни. Он любит смиренных, не гордых людей, сознающихся в недостатках

своих, от души кающихся в своих грехах, прося у Него помощи Небесной. Ибо

Бог гордым противится, как говорит Писание.

Адам надеялся быть Богом, - толкует Евангелие блаженный Феофилакт,

архиепископ Болгарский, - и пал от гордости своей. Христос восстановит нас

через смирение.

И когда мы найдем в себе силы, то делами своими богоугодными сумеем

восстановить потерянное нами Богоподобие.

(Блаженны нищие духом – Царство Небесное уже их. Не потому что они его

заработали или купили, а потому, что Оно Само нашло их.

Спаситель Сам всегда подавал пример смирения. Родился в бедной семье.

Терпел оскорбления и обиды и говорил, что

Сын человеческий: не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы

послужить и отдать душу Свою для избавления многих.

Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но

предавал то Судии Праведному;/1-е Петра. 2. 23/.

Сколько раз во время земной жизни Своей помогал Спаситель людям. Он и

теперь подаёт чудесные утешения тем, кто обращается к Нему в горестях,

страдает от болезни или бедности, кого преследуют или обижают, кто теряет

тех, кого любит.

(Господь называет Блаженными плачущих. Плачущих о грехах, а не о чем-

нибудь житейском, плачущих всегда и обо всех грехах своих, а также о грехах

ближних. Тех плачущих, которые ищут в Нем утешения, молятся Ему, вспоминая

о Его страданиях, ибо они утешатся. Видя ясно свои грехи, скорбя о них,

человек бывает снисходительным к грехам других, он чужд презрения к кому бы

то ни было.

С нескрываемым отвращением и холодным презрением смотрели гордые

самодовольные люди на грешников, жесток был суд над ними, - «А Моисей в

законе заповедал нам побивать таких камнями». /от Иоанна. 7.5./

(Научитесь от Меня, - сказал Спаситель, - ибо я кроток и смирен

сердцем, и найдете покой душам вашим.

Кроткий человек избегает ссор и гнева, его любят родные и друзья, и

таким образом он и на этой земле он находит награду. Но кроткие это не те,

кто совершенно не гневается, - ибо таковые лишены разума, - поясняет

архиепископ Феофилакт, - а те, кто имеют гнев на ближнего, но

воздерживаются от ссоры.

Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. /Собор.

Послание Св. Апостола Иакова, 3.16/.

(Тело требует пищи и это необходимо для поддержания сил и здоровья.

Поэтому молитва звучит и в этом смысле: «Хлеб наш насущный дай нам на сей

день». /от Матфея, 6. 11/.

Но человек создан не из одного только тела, у него есть еще и душа и

духовной пищей является правда и добро, чистые мысли, и хорошие дела. Как

здоровое тело требует пищи, а больному она противна, так и душа больная не

ищет правды. А живая и крепкая душа нуждается в светлом и хорошем и Господь

говорит, что такие души блаженны и насытятся. Душа находит покой в законе

Божием. Ум, направленный на добро, воля и человеческое достоинство находят

правила и установки для земной жизни. Учение развивает способности, данные

человеку Богом, а науки открывают величие мира и красоту его.

Интересно толкует Заповедь об алчущих и жаждущих правды архиепископ

Болгарский Феофилакт: приобщаться к справедливости и не делать милостыни из

награбленного. А так как корыстолюбивые представляются живущими на земле в

довольстве и сытости, то тем более праведные насытятся здесь, ибо они

располагают своим имуществом безопасно.

(Блаженны милостивые люди и будут помилованы Богом.

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец

ваш небесный. – Говорит Спаситель. /Ев. Матфея, 6.14/.

Но и здесь, на земле, получают благодарность те, кто помогает людям и

оказывает милосердие к ближнему.

Исконным христианским милосердием считаются:

Дела милости телесной: голодного накормить, жаждущего напоить, одеть

имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, находящихся в тюрьме

посещать, помогать выздоровлению больного или христианскому погребению

неимущих; а также

дела милости духовной: подать ближнему добрый совет, предостеречь от

незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, обратить грешника от

ложного пути его, неведующего научить истине и добру, утешить печального,

не воздавать злом за зло, от всего сердца прощать обиды.

Господь обещает за это помилование за грехи осуждения на суде Божием.

(Блаженны чистые сердцем, так как они увидят Бога. Чистота сердца –

это не совсем то, что чистосердечие или искренность. Чистое сердце чуждо

умышленного обмана. Грех похож на грязное пятно, которое, понемногу

распространяясь по всему сердцу, заражает его и заслоняет свет. Лукавое

сердце не способно видеть собственные недостатки, а если и видит, то

хитрыми уверениями усыпляет совесть и заставляет ее молчать. «Добрый

человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек

из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца

говорят уста его». /Ев. Луки, 6. 45/.

Всю жизнь необходимо сохранять чистоту души и сердца и очищать их

покаянием. Как зеркало отражает образы, только, если оно чисто, так и

увидеть Бога доступно только чистым душам.

(Спаситель говорит, что миротворцы назовутся сынами Божьими. Так

велика перед Богом заслуга тех, кто не только сами никого не обижают, но и

стараются примирить ссорящихся, устранить даже предлог и причину для ссоры.

Миротворцам обещается имя сынов Божиих, поскольку своим подвигом они

подобны Единородному Сыну Божьему, Пришедшему на землю примирить

согрешившего человека с правосудием Божиим.

(Во всём уступая своим ближним, чтобы сохранить с ними мир и согласие,

в одном только должны мы стоять твёрдо, не боясь гонений и ненависти, брани

и насмешек - это в вере православной и исполнении Заповедей Христовых.

И если этим мы навлечём на себя неприятность, то перенести это

необходимо терпеливо и безропотно.

Блаженны вы, - обращается Иисус к своим апостолам, - когда будут… вас

гнать и всячески неправедно злословить за Меня…

Велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков,

Бывших прежде вас…

Вы свет мира…

Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и

прославляли Отца вашего Небесного.

Святой Апостол Павел свидетельствует: за Тебя умерщвляют нас всякий

день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем

силою возлюбившего нас. /к Римлянам, 8.36/.

Каким ужасным мучениям подвергались первые христиане! Но ни казнь, ни

самые ужасные пытки не могли убедить их отказаться от своей веры и

поклониться идолам. Жизнью и смертью своей утвердили и распространили веру

первые христиане. «…Я посылаю вас, как овец среди волков». - /Ев. Матфея,

10. 16./

(Переносить гонения и поношение за Имя Христово – называется подвигом

мученическим – это великое и трудное дело, порой оказывается даже страшнее

смерти, - говорит архиепископ Феофилакт, - ибо многие и сами себя жизни

лишили. Так и Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен,

когда друзья обижали его и злословили о нем.

А что кроме гонений и ненависти мог обещать Иисус Христос своим

последователям? Ложь восстает на правду, жестокость и эгоизм не будут

мириться с проявлением кротости и милосердия. И успокоение свое найдут

гонимые за Имя Божье – в Небесном Отечестве нашем.

Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Заповеди Его; --

писал святой апостол Иоанн Богослов, - и Заповеди Его не тяжки. /1-е

Соборное Послание Св. апостола Иоанна Богослова.5;3/.

Не новую нравственность и не новый закон установила НАГОРНАЯ

ПРОПОВЕДЬ. Она возвестила вступление в какой-то совершенно новый горизонт

жизни, открыла новое положение вещей. Услышали люди, какой дар им дается, и

при каких условиях они могут не потерять его. «И много толков было о Нем в

народе: одни говорили, что Он добр, а другие говорили: нет, но обольщает

народ». /Ев. Иоанна, 6.12/.

Продолжая Свою беседу, Спаситель объяснил иудеям, ЧТО в Учении

Моисеевом отменяется Новым Законом Его. Говоря «новый», показал ветхость

первого; а ветшалое и стареющее близко к уничтожению. /Евреям, 8.13/. В

этой части Нагорной проповеди прослеживается противопоставление Ветхого и

Нового Заветов.

Избранное общество Ветхого Завета отличалось тем, что заботилось о

внешних своих свойствах – происхождении от Авраама, обрезании и прочем.

Гордые своей праведностью иудеи в своем самомнении считали себя стоящими

ближе всех к Богу, считали себя достойными блаженства, не замечая своих

недостатков и пороков. «Сотворите же достойный плод покаяния. И не думайте

говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из

камней сих воздвигнуть детей Аврааму». /от Матфея, 3.9./. Гордость

закрывала людям врата Царства Небесного.

Членами Новозаветного общества могут стать люди, имеющие не внешние, а

внутренние морально-нравственные достоинства, определяемые девятью

Заповедями Блаженства, т.е. люди, стойко прошедшие через страдания,

сохранив при этом высокие духовные свойства личности.

Сравнивая Ветхозаветный Закон в том виде, как его толковали книжники и

фарисеи с Заповедями Блаженств, Христос указывает на то, что

господствующей, определяющей характеристикой Девяти Заповедей являются

такие духовные качества как кротость и самоуничижение. Всем этим чертам

книжники и фарисеи противопоставляют эгоизм, самовозвышение, гордыню,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.