реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Место античности в истории мировой культуры

Место античности в истории мировой культуры

ГОСКИНО РОССИИ

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Кино и Телевидения

Реферат по культурологии на тему

“ МЕСТО АНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ”

Выполнила: студентка заочного отделения

экономического факультета группы № 2

Цветкова В.А.

Проверил:

Санкт-Петербург

1999 г.

- 2 -

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ....................................................................

......................... 3

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ

ГРЕЦИИ.............................................................. 6

2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО

РИМА................................................................12

3. АНТИЧНАЯ

НАУКА.......................................................................

........16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................

.......................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.....................................22

.

- 3 -

В В Е Д Е Н И Е

Во многовековой истории развития человеческого общества особая

роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-

зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности

(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-

ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во

взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в

понимании самого содержания культуры.

В научной литературе существуют различные определения цивилиза-

ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап

человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-

ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",

"американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые

подчеркивают своеобразие региональных культур.

Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж-

данский, государственный, политический) и во многом совпадает по

смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в

русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-

теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто-

рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита-

ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-

нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу-

ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор-

ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-

- 4 -

ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась

характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци-

альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-

вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це-

лостность экономической, социально-классовой, политической и духов-

ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных

границах.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до-

вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг

друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей

степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию

"культура".

В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль-

тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве-

щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная

мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями

о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-

сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест-

венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то

культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".

В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто

употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие

друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в

широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

Однако из этого не следует, что один термин может полностью за-

менить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилиза-

ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.

- 5 -

Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре,

о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс-

нения - какую культуру мы имеем ввиду".

По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности

человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира,

совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду-

ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении

мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный

процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и

вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает

освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз-

нания.

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то,

что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе

помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей

во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией

же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу-

ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов

природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением

глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно-

водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде-

лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и

реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа-

витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей

промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным

углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречи-

ях государственной организацией.

- 6 -

В истории человечества принято различать следующие основные ти-

пы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия,

Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;

4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,

приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре-

менной эпохи.

Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви-

тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ-

него Рима.

1. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Й Г Р Е Ц И И

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес-

салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага-

сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж-

ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от

нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных

времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к

континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре-

ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели

вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки-

да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ-

ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.

Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне

развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи

- 7 -

ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра

была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но

прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высо-

чайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:

благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники

архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не

надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого из-

вестняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе - из

камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при

сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олим-

пе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка-

ра, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин,

т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах

от города.

На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков,

двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространс-

тво, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые

говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к се-

митской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи-

тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось

представление о существовании некоторого древнего, догреческого на-

рода, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Эл-

ладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали

три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская,

с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцвет-

шая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением

- 8 -

критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в

формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремес-

ленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейца-

ми.

Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура,

которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550

г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми-

кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).

Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских

правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль-

туры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритя-

нок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы

богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации,

ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры,

принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить

усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели

Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их

остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против

возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.

Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и

мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.

Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре,

так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени,

где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества

местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обне-

сенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от

конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять

- 9 -

в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изобра-

жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой

каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы -

одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч

людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких

военных походах.

До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы-

ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка

англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво-

лила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные

описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех

систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое

письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы ли-

нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI-

II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть

тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно

линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на

греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован-

ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое

население Крита.

В Древней Греции существовало множество профессий, такие как

каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых

луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст-

вовало о высоком развитии их науки и культуры.

Микенские документы принесли с собой немало открытий в области

истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По-

сейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось су-

- 10 -

ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев-

су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то-

му, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в

кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование

уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках,

но как имя человека, а не бога.

Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада"

и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их

наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не

только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось

также важное государственное, социальное и нравственное значение.

Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бес-

честии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубо-

ко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной не-

обходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что

сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач од-

новременно несет просветленье и т. д.

Античная культура - это также культура Сократа, философа, пос-

тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу

учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к ода-

ренным юношам и из них готовил учеников.

Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, стано-

вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по

Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб-

солютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не-

вежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был

- 11 -

постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его

били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает

тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня

лягнул?".

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру

способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не

только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во

многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее

были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние

греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон

- бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и по-

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.