реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Конфуцианство в Китае

Конфуцианство в Китае

Татарско-русская школа №85

Реферат по истории мировых цивилизаций

на тему:

«Конфуцианство в Китае».

[pic]

Реферат выполнен

учащимся 11 А класса

Шафигуллиным Ленаром.

Учитель истории

Зарипова Дания

Шагитовна.

Казань 2000

[pic]

Статуя Конфуция.

Содержание.

1. Введение.

............................................................................

......................................1.

2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция.

..................................................................3 .

2. Глава II. «Культы конфуцианства».

.........................................................................7

.

3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»

...............................................11.

4. Заключение.

..........................................................................

...................................14.

5. Список использованной литературы.

...................................................................15.

Введение.

В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился

о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но

так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его

традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня

был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его

многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая

является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.

Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из

себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д.

Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших

консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались

отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между

старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как

повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.

Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением

религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего

времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же

говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более

крепкими и дружными.

Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех

изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей»

под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:

«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и

мировых религиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека

освещается столь полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного

отношения ко всем описываемым религиям.

Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста, родителей,

преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных

народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы

управлением развития общего и среднего образования Министерства образования

Российской Федерации как дополнительное пособие для учащихся».

Второе издание - книга Л. С. Васильева «История религий Востока»

вышедшая в 1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для вузов по

специальности «История».

«В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их роли

в развитии социально-экономической и политической структуры восточных

обществ и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм,

христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм,

буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и

буддизм) и др».

Третье издание - книга Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация

даётся краткой:

«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат

многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для широкого

круга читателей.»

Глава I.

Зарождение учений Конфуция.

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин

Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время

представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным

вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана,

который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае

наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных

периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически

всех философских школ и мистических учений.

Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни,

каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем

эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно,

в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать.

Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то

время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не

хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.

Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана

стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями.

Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог

и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже

сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты,

пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух

правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека.

Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем

привязывал к себе наследственную знать.

По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал

огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он

мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной

силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней

сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи

людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать

(дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о

государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала

одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного

духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.

Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог быть

не только богатым, но даже зажиточным.

На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и даже

бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных

представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах.

Факт остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система

социального разделения с её жесткими предписаниями поддерживала

стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и

народом.

В китайской истории период правления Чжоурской династии считается

едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в

достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был

правителем, а подданный - подданным».

Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и

добродетельный человек. Он выгодно отличался от своего неудачливого

предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в

разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель

и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его

образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель

ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он

«полностью овладел культурным началом»,а значит, и «ритуальными» нормами

поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.

Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшие

социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма

потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа

философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к

такому кризису.

Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило

гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью,

богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так

называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской

государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже

великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных

возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня тот,

кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному,

как великий правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы

измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и

страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких

царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V -

III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие

государства).

Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие,

изнурительные и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территории

центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не

проходило и года, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже

особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в

другое, пытались уладить конфликты между правителями. К таким людям

принадлежал известный философ Мо-цзы.

В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших»

царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и

Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так,

царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.

Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень

взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?

Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась

«великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы

привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных,

философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько

столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм,

даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация

сегодня просто немыслима без них.

И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э.,

необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только

социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие

китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то

же время.

Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну

к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не

давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его

больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно

Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером

можно и умереть».

Единственное известное крупное мистическое произведение архаической

традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить её

название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н.

Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной

книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу

человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил

комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать

крыльев».

Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как

«вечное непостоянство», как переход двух противоположных и

взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в

равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается

более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно.

Однако существует способ символического выражения этой внутренней

реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.

В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей

китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое

знание , суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики

и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её

истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на

уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания

духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в

этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной

реальности.[1]

Глава II. «Культы конфуцианства».

«Культ предков и нормы «сяо».

Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно

изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах

едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии),

конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и

всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о

сяо, сыновней почтительности.

Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным

сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный,

гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи,

- служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и

приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и

обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь

преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым

на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже

если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын

обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на

стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже

поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что

опять таки восходило к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что

прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть

его, даже если он «украл барана».

Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае

всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные

в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания.

Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы

накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.