реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Ислам

Ислам

Оглавление

Введение ::::::::::::::::::::::::::::::: 2

Ханифы и Мухаммед 4

Учение Мухаммеда. Коран 12

Арабские завоевания 15

Философия ислама 17

Ислам сегодня 23

Литература 30

Введение

Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий.

Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву,

питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и

христианство и иудаизм. Эта религиозная система с её наиболее строгим и

завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её

предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном,

но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом

шагу. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются

на символе веры, на принципах веры, в принципах морали и т. п. В

философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины возникший

сравнительно поздно ислам в основном ограничился заимствованием уже давно

апробированных идей. В практике, в повседневном влиянии на жизнь людей,

в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Африки и Азии

ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по

характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты

далеко не случайно говорят о , об исламской (арабо-исламской)

цивилизации.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его

первых и основных адептов, но и всех народов Ближневосточного региона, а

также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней

Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В

результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама

складывались не только судьбы народов , но и их культурные

традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, эпические образы и

предания, которые и сегодня определяют их жизнь.

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Большинство

арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским

традициям, восходящим к вавилонским или даже довавилонской Месопотамии,

они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам

природы, мёртвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший

своё отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим

из них был знаменитый чёрный камень в святилище Кааба в Мекке.

Окружённый многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими

других племенных божеств и духов, этот чёрный камень кубической формы

воспринимался всеми арабами как высший божественный символ.

Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно.

С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в городах Йемена. Источник их

известен - это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм

существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах.

Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских

торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и

довольно охотно распространяли своё учение. Христианство, в том числе

несторианского толка, широко распространялось в это время среди арабов

Сирии, Палестины, Месопотамии.

Кроме монотеизма иудео-христианского типа на южноаравийских арабов

оказывал определённое влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм,

который в поздних модификациях, сложившихся под влиянием христианства

(манихейство-маздакизм), тоже был уже близок к идее монотеизма. В условиях

более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния

выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала

могла бы пройти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в

торговле и ломки традиционного жизненного уклада всё сложилось иначе.

Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов,

остро ощутили свою слабость, разобщённость, неспособность противостоять

обрушивающихся на них ударам.

Ханифы и Мухаммед

В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение ханифов,

пророков-проповедников, призывающих отказаться от языческого поклонения

разным богам и идолам в пользу единого бога. Известно, что предлагавшийся

ими новый бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской троицы.

Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах (ал или

эл - общесимитский корень понятия ). Каждый из ханифов провозглашал

себя доверенным лицом нового бога, однако до поры до времени проповедь ни

одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого из них вносила

определённый вклад в накопление того нового качества, которое рано или

поздно должно было как-то проявиться.

Успех выпал на долю Мухаммеда (Магомета) - человека, вошедшего в

историю ислама в качестве его великого и главного пророка. Мухаммед

выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь

один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле (,

- от слова ).

Предания называют имена некоторых ханифов; в Коране (суры 16, 105 и

25, 15) говорится, что у Мухаммеда были учителя, но кто они были - об этом

ничего неизвестно.

За короткий срок Мухаммед стал полным и общепризнанным

повелителем огромной, тесно сплочённой и хорошо организованной общины

, жаждавших активной деятельности во имя Аллаха и новой

религии.

Мухаммед

Ахмад Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родо-племенной группы

курейш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По

представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого

был передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати

семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать -

через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-

мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда

участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой

мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25

лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила

ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по

которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм

Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто

удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и

христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету

было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться

видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и

составившие священную книгу мусульман - Коран.

Это откровение, бывшее, вероятно, первым по времени, изложено в

Коране (сура 96) в следующих словах: .

Первоначально Магомет испугался начавшихся , но затем

уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка

(наби),

чтобы нести людям слово божье. Первые , которые Магомет

пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и

единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие,

предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаниях в аду

всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако

постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных

родов, частью из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала

преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам

Магомет находился под защитой своего рода и его главы, Абу Талиба, многие

же

мусульмане, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь

Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала

всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его

величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал

слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших

древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета -

явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к

наказанию неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность

компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое

положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат и Манат, а

мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов.

Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое

единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла

Хадиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной

поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в

покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с

проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в

безрезультатных поисках убежища поездку в Та'иф. Наконец около 620 года он

вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного

землевладельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там

языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии

затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому

обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного

третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета,

признав

его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет,

переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т. е. 24 или 22

сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане

(при

Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т. е. по году

переселения

Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби

("город Пророка") или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера

общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно

устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были

пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане-

ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку

у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они

отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того, высмеивали

пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами.

К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и

христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших

против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно

осуждается в Коране под именем (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как

об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее

говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - , иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам

объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В

противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы

- пятница, объявляется о святости ал-Ка'бы и первостепенном значении

паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней

молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются

основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва

к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. д. В проповедях Магомета

стали

фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела

имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные

игры.

Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха.

В "откровениях" появляются требования особого почтения к Магомету, ему

"ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы

религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были

выражены в "откровениях" и частично - в высказываниях, решениях и

поступках самого Магомета.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала

мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году

начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре

мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта

победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах -

на

стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с

мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в

голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой

успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были

остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее

попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему

подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были

изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть

бану

курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники

и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной

борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые

кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-

Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.

Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились

перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в

соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые

оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились

все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры

мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или

тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское

войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-

Каабе, очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году)

еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада).

Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла

его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным

царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей

Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские

военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в

Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей

полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В

сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое

наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная

часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое

объединение, возглавляемое Магометом.

В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения -

распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную

экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет

неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной

болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной

мечети Мединны (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился прямой "контакт" общины с Аллахом,

ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь

законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право

выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы

мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета -

Абу Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право

Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было

специально обосновано кораническим "откровением". В большинстве своем эти

браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными

родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает А'ишу,

дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль

в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета

также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима,

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.