реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Идеи раннего христианства

Идеи раннего христианства

vit@media.prp.ru

МГУК, Слободянюк И.П.

N.В.С.

-1-

Прежде чем приступать к анализу основного вопроса, необходимо

рассмотреть

немаловажную проблему, связанную с социальными истоками христианства.

Под социальными истоками христианства (понятием достаточно многозначным)

мы понимаем те социальные явления (и духовные и материальные), которые

оказали влияние на происхождение, развитие, становления христианской

религии и , следовательно, основных ее идей.

1. Социальные истоки христианства.

1.1. Религиозные истоки христианства

Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.

Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую

очередь иудаизма.

Вообще, можно указать на немаловажную преемственность ,неизменно

существующую между ранними формами религии -мифами, с их политеизмом,

обрядностью и проч. , и самой религией , возникающей на их основе. По

замечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое значение в

области политико- правовых воззрений и прямо проявляется, например, в виде

учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и

т.п. (

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других

стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в

частности в том, что священное писание христиан- Библия включала как

собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и

священные книги последователей иудаизма- Ветхий завет.

Иудаизм- первая последовательно монотеистическая религия. В ней

противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с

жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и

нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя

избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв

этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с ним

договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае

соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых

представлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательное

движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом

для установления справедливости.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-

первых идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и

управляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е.

идею гибели

существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом

необходимо отметить, что в христианстве все они существенно

трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о

божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о

спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология,

т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которых

обуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей в

обществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственное

отношение к истокам христианства. Мы имеем в виду Кумранскую общину и ее

учение. И. С. Свенцицкая утверждает, что “влияние, оказанное кумранитами на

религиозное учение первых христиан, было очень велико”.(( По справедливому

замечанию И. Д. Амусина кумранское учение сыграло своего рода

посредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.

( История политических учений под ред. Нерсесянца, стр. 20.

(( И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. стр. 50.

-2-

Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были общность

имущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы,

изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строго

регламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “все

знание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать те

же призывы у первых христианских общин!

И. Д. Амусин указывает на большое сходство между идеологией и

практикой кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе и

раннехристианских общин.

Мы, к сожалению, не можем останавливаться на всех возможных

сопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями .

Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.

Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии кумранской

общины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) и

предопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и среди

раннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивов

противопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, в

особенности же приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” в

первом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принцип

христианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении:

“Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том же

Уставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,

кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) . Известно, что одним из

основных и в то же время оригинальных положений христианства является

предписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому”

-Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никому

не воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всеми

живыми, и ему принадлежит воздаяние.”(1QS X, 17-18).

Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философии

нищеты”, указывающих на результат действия общих факторов, действующих в

аналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожидание

мессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смысл

мессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройстве

мира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванного

сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную

несправедливость на земле”.(

“В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены

избранничества целого этноса избранничеством индивидуума”((

Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новым

и целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческая

роль, не социальные принципы, социальная организация и повседневная

религиозная практика раннехристианских общин а только божественная личность

Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность.

Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской и

новозаветной литературой можно обнаружить немало различий . Основное

различие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованием

в грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианства

связано с верой в уже состоявшийся приход мессии- Христа. Выступающий в

кумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертами

спасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего- избавитель и

спаситель мира, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехи

и своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранских

текстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение им

первородного греха людей, учение о троице.

( И. Д. Амусин. Кумранская община. стр. 162

(( Там же, стр. 225

-3-

1.2. Философские истоки.

Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления и

идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.( Мы почти

ответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Для

того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства с

философией- уделом интеллектуальной элиты.

Ф. Энгельс отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал связь

христианства с некоторыми античными философскими течениями. Философа Филона

Александрийского, впервые применившего идеи философии платонизма( единое

божество- творец мироздания и бессмертие души как основание учения о

загробной жизни, страшном суде, наказании злых и награде добрых) для

истолкования Ветхого завета, Энгельс назвал “отцом христианства”, а

представителя римских стоиков Сенеку - “дядей ” христианства. Можно указать

также на этическое направление греческой философии, берущее начало с

Сократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетель

есть единственный источник и залог счастья. Правда, он разумел под счастьем

душевное состояние земной жизни. Христианство же уже в лице Лактанция

перенесло даруемое добродетелю счастье из земной жизни в загробную, а

позднее в лице Августина, выдвинувшего понятие благодати.

1.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство

Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали

глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных:

оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и

бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.

Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального

состояния тогдашнего общества: “настоящее невыносимо, будущее, пожалуй еще

более грозно. Никакого выхода”.(( В ситуации такого рода бедняки готовы

были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.

Однако “во всех классах должно быть известное количество людей,

которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения

духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного

отчаяния”(((. По мере усиления состояния материального усиливалось

буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического,

интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом

мире”.

Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть

только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми

существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной

мировой религией. Почему? Во- первых христианская религия отрицала присущую

всем другим обрядность. Во-вторых она становиться наднациональной религией.

Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили

узкоэтнический характер(яркий пример- иудаизм) и были неспособны объединить

рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они

разъединяли их.

Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она

соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых

различных этнических групп, естественные границы между которыми были

разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью

римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой

было

(Ф. Энгельс. Бруно Бауэр и первоначальное христианство//О первоначальном

хрисианстве стр. 4

( ( Там же, стр. 9

((( Там же, стр. 9

-4-

христианство- особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного

представителя в лице римского императора.

[pic]

В течение первых веков своего существования христианство претерпело

сложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтому

просто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двум

периодам При этом отметим большую степень условности этой периодизации,

т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько

противоречив.

2. Церковь в 30-150 гг. н.э.

2.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями

равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями

о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это

-основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи

мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с

мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была

найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами

греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в

сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в

жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную

форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к

чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не

его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная

в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только

как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного

и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это- одна из

причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве

из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в материальном мире любой

человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение

свободы духовной, на особое духовное состояние.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и

гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная

ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической

оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной

структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.

По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений

религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие

масштабы.

Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха,

глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность

отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности

заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о

причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве

стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши

ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как

совершенен Отец ваш.

-5-

Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение

Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся

тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не

только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что

спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и

отношений в Евангелии носит

название Царствия Божьего или Царствия небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века,

но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личные

усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным

Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем

мире Царство еще не осуществилось.

Можно утверждать, что в духовности христиане пошли дальше, чем

буддисты.

Вы, пожалуй, спросите, в чем же заключается политический смысл этой вроде

бы не чисто политико- правовой идеи(как и некоторых других). Ответ на этот

вопрос можно дать, если взглянуть на результат их воздействия на общество и

государство. Мы полагаем, никто не усомниться в том, что сила их действия

на человечество оказалась беспримерной. Этим мы хотим сказать, что вся

история после Христа стала качественно другой под влиянием христианских

идей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в их

воздействии на человечество.

2.2. Идея последовательного хода истории

Христианство, выступившее как синтезирующая религия в условиях

усугубляющегося социально- политического кризиса трактовала политический

процесс как линейную последовательность событий, имеющую начало и конец,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.