реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Елена Ивановна Рерих и Живая этика

Елена Ивановна Рерих и Живая этика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

на тему:

“Елена Ивановна Рерих. «Живая этика»”

Выполнила студентка 1 курса

Соколова К.Г.

ФЭФ ФКВД-2

Проверил:

МИНСК

1999

СОДЕРЖАНИЕ

1. СОТРУДНИЦА КОСМИЧЕСКИХ СИЛ.

2. “ЖИВАЯ ЭТИКА”.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Письма Елены Рерих, 1929 – 1938. В 2 т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов;

ПРАМЕБ,1992.

2. «На пороге огня (или как стать участником эволюции)»./"Путь к себе", N4,

1992, с.33-37.

3. «ГРЯДЕТ СВЕТЛАЯ ЭПОХА ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ»./ "Волшебница" N3, апрель 1992 г.

4. Людмила Стрельцова, «Мамам, папам и ребятам о Космосе и Человеке» /Книга

для семейного чтения/, М., октябрь, 1996.

5. А. И. Клизовский, «Основы миропонимания Новой эпохи», М., 1992.

6. Лиля Лонсадз, лекция (аудио запись).

СОТРУДНИЦА КОСМИЧЕСКИХ СИЛ

«У нас есть на вашей планете доверен-

ная, испившая чашу опыта. Она послана

вам как свидетельница космических яв-

лений, как носительница моих пору-

чений, как ваша пророчица будущего».

Беспредельность. Париж, 1930. § 5

Она написала свое первое письмо президенту США Франклину Рузвельту в

октябре 1934 г. Письмо было несколько странным и как бы выпадало из общего

потока деловой президентской корреспонденции.

«Господин Президент,— писала она,— в суровый час, когда весь мир на пороге

реконструкции и судьбы многих стран взвешиваются на Космических весах, я

пишу Вам с Вершин Гималаев, чтобы предложить Вам Высшую Помощь. Помощь из

того Источника, который с незапамятных времен находится на неусыпном посту,

направляя ход мировых событий в спасительные русла». Президент не имел

представления ни об упоминавшемся в письме Источнике, ни о тех, кто

«направлял ход мировых событий». Он впервые узнал из этого письма о

необычных и удивительных предупреждениях, которые шли из Источника и

касались шведского короля Карла XII и Наполеона. Их, оказывается, просили

не предпринимать походов на Россию. Президенту было хорошо известно, чем

эти походы кончились. Однако неведомый ему корреспондент не

довольствовалась экскурсом только в историю. В письме содержалась и оценка

современного международного положения. Возможно, именно она и

заинтересовала президента больше всего. Правда, рассуждения автора больше

напоминали ему пророчества, нежели трезвый расчет политика. Но в прозрениях

корреспондента сверкали золотые зерна истины. В конце письма стояла

подпись: Елена Рерих, а на конверте значился адрес неизвестной ему

гималайской долины. И он ответил на это письмо. Завязалась переписка. В

последующих письмах Елена Рерих предупреждала президента о грозящей Америке

войне, об опасности, исходящей со стороны Германии. Мировоззренческий

диапазон президента США был достаточно широк, и он понял, что имеет дело с

необычным человеком, за которым стояло еще не осмысленное им явление

«Источника». В своих письмах он задавал Елене Рерих вопросы и получал

неожиданные и тревожащие его ответы. Потом предсказанное сбудется.

Как бы мы ни объясняли случившееся, но фактом остается то, что президент

занял позицию, которая во многом совпадала с утверждениями его далекого

корреспондента.

«Внимание Президента,— писала Елена Рерих в своем письме 1935 г.,— должно

быть обращено к Востоку. Говоря о Востоке, мы имеем в виду также Россию...

Америка уже давно связана с Азией... Каждый должен воспринять, что народам,

занимающим большую часть Азии, суждено ответить на дружбу Америки. Так

называемая Россия является равнобалансом Америки и только при такой

конструкции Мир во всем Мире станет решенной проблемой». Тогда это звучало

неправдоподобно. Через несколько лет Советский Союз и США оказались

союзниками в Великой войне...

Елена Ивановна Рерих, в девичестве Шапошникова, родилась в Петербурге в

1879 г. и умерла в 1955 г. в Индии, в небольшом курортном городке

Калимпонге, расположенном на склонах Восточных Гималаев.

Ее недлинная жизнь, объединившая русский Петербург с индийским Калимпонгом,

вместила в себя как бы несколько жизней. Они представляют собой спирали,

уходящие вверх. И если смотреть на эту спираль снизу, с земли, то можно

заметить, что нижняя спираль составляет как бы внешний круг, а спирали

более высокие — внутренний. Если внешний круг, представляя собой канву ее

жизни, связывает ее с каждым из нас, то внутренний, являя собой, уровень ее

духовного развития, ставит ее в один ряд с великими личностями планеты.

Мать Елены Ивановны была внучкой великого русского полководца М. И.

Кутузова. В самой Елене Ивановне рано проявились богатые способности и

незаурядная одаренность. Она была прекрасной пианисткой, тонко разбиралась

в живописи и увлекалась индийской философией. Книги Вивекананды,

Рамакришны, Тагора были ее любимым чтением. В 1899 г. она встретила

молодого художника Николая Константиновича Рериха и в 1901 г. стала его

женой. В 1902 году у супругов появился сын Юрий, в 1904 — Святослав. Так

возникла та уникальная семья Рерихов, которая сыграла важную роль в русской

и мировой культуре. Елена Ивановна была сердцем и главным устоем этой

семьи. В 1918 г. Рерихи уехали в Европу, а в 1923 после долгих мытарств

попали в Индию. К этому времени Елена Ивановна сложилась как философ,

писатель и общественный деятель.

Николай Константинович называл ее другиней. Это старинное слово очень точно

соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Рериха —

результат творчества двоих. Она была вдохновляющим началом в этом

творчестве. Большое количество полотен художник написал по замыслам своей

жены. Но ее замыслы были не только в его картинах. Трудно назвать хотя бы

одну область в деятельности Николая Константиновича, где бы их не было.

Они вместе участвовали в Центрально-азиатской экспедиции и прошли по

неизвестным тропам Трансгималаев. Тяжелые переходы, нападения разбойников,

препятствия, чинимые английскими властями, чуть было не приведшие к гибели

экспедиции,— все это требовало не только выносливости, но и незаурядного

мужества. «На коне вместе с нами,— пишет Рерих,— Елена Ивановна проехала

всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример

бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрей, готовней

и радостней была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично

участвовать и в устроении каравана, и в улаживании путевых забот. Никто не

видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого

различного характера».

В 1928 г., после завершения экспедиции, Рерихи создали в долине Кулу

Институт Гималайских исследований. Елена Ивановна стала его почетным

президентом-основателем. И тут еще раз можно удивиться. Тонкий знаток

искусства, уникальный философ, она довольно легко ориентировалась в научных

проблемах, которыми занимался Институт, и часто направляла их с мудростью

хорошо подготовленного ученого. Ее мысль всегда была устремлена в будущее,

и она мечтала о том, что в долине когда-нибудь вырастет город Знания,

который превратится в международный центр научного сотрудничества.

Рерихи прожили в Индии многие годы. Стремясь вернуться в Россию, они так и

не смогли этого сделать. Там, в Гималаях, они пережили Великую войну,

стараясь помочь, чем возможно своему народу. В 1947 г. умер Николай

Константинович. Елена Ивановна потеряла не только супруга, но и

многолетнего сотрудника, чье творчество было нераздельно слито с ее

мыслями, с ее видением мира, с ее трудом. Она покинула долину в Западных

Гималаях и поселилась со старшим сыном в уже упоминавшемся Калимпонге.

Там из окон небольшого домика, который они сняли, она видела сверкающие

снега священной Канченджанги и вдыхала терпкий запах хвойных деревьев,

окружавших двор. Наверху, в тесной мансарде с косым потолком, стоял

письменный стол, за которым она неустанно продолжала работать, позволяя

себе лишь короткие вечерние прогулки. Она работала над книгами «Живой

Этики», или «Агни Йоги». Собственно, с них начинается уже второй, более

высокий виток ее жизни. Этот виток неожиданно отрывает нас от земли и

выносит в просторы того незнакомого нам Космоса, неизбежность которого

тогда, в двадцатые годы, предвидели лишь отдельные ученые, такие как

Циолковский, Вернадский, Тейяр де, Шарден...

Процесс познания человеком окружающего мира в каждом веке, в каждой эпохе

имеет свои особенности. На долю XX века их тоже выпало немало. Однако одна

из них заслуживает специального внимания. Чем больше наша мысль

устремлялась к этому незнакомому Космосу, тем ближе и необходимей

становились древние забытые прозрения.

В них мы неожиданно для себя обнаружили ту информацию, о существовании

которой не подозревали в предыдущий век научного рационализма. Природное

стремление к синтезу четко обозначило тенденцию соединения этой древней

мысли, пришедшей к нам с Востока, с достижениями современной науки, которая

благодаря новым своим открытиям стала утрачивать наивный рационализм. Но

только этим XX век не ограничился. Во времени и пространстве человеческой

истории и космической эволюции он оказался переломным. Эту особенность

нашего века обусловили предыдущие культурно-духовные накопления

человечества и бурное развитие его энергетических процессов. Иными словами,

в XX веке мы подошли к новому витку своей космической эволюции и начали

восхождение по той круто поднимающейся прямой, которая связывает в спирали

два витка — предыдущий и последующий. Эта часть спирали представляет собой

наиболее тяжелую область эволюционных перегрузок. Здесь трудно удержаться и

легко «сойти с круга». Преодоление переломной части эволюционного пути

требовало не только соответствующих знаний, но и осознания происходящего.

Книги «Живой Этики», появившиеся в начале 20-х годов, давали людям это

осознание и указывали пути преодоления. Однако публикация этих книг для

человечества в целом прошла тогда незамеченной. Земля продолжала вращаться,

солнце светить, жизнь, казалось, шла своим намеченным путем.

«Живой Этике» был свойственен целостный подход к осмыслению явлений природы

и духовно-культурной эволюции человечества. В книгах содержался также

синтез древней мысли Востока и новых научных достижений. Причем он был

таким естественным и гармоничным, как будто плавно вытек уже готовым из

какого-то неведомого нам Источника. Возможно поэтому ряд положений «Живой

Этики» опередили научную мысль нашего времени. В этом опережении

заключалась та мудрая сила духовного ускорения, которая облегчала

восхождение по спиралям космической эволюции.

Выход в свет «Живой Этики» не случайно совпал с так называемым научным

взрывом, когда пересматривались привычные догмы, появлялись новые

направления, исследовавшие, казалось, невозможное, и складывалась новая

модель мироздания и его механизмов. Возникшие направления потребовали и

нового подхода к научным исследованиям — целостного. На ином уровне

начиналось осмысление Великого единства Человека, Планеты, Вселенной.

Зарождалось Космическое сознание, а вместе с ним и стремление выйти за

пределы Планеты и связаться с «братьями по разуму».

Но мало кто знал, что духовная традиция Востока, особенно Индии, в своих

глубинах уже таила давно этих «братьев по разуму», которые представляли

одухотворенный, еще неведомый науке Космос. Духовные Учителя, или как они

сами себя называли — Старшие братья человечества, и были создателями вместе

с Еленой Ивановной Рерих книг «Живой Этики», или «Агни Йоги». В Индии

Учителей называли Махатмами, или Великими душами. Махатмы были как бы

сущностями другого мира. Их качества и возможности отличались от наших, их

образ жизни мало походил на жизнь обычных обитателей планеты. Они носили

странные имена, которые больше напоминали псевдонимы. У них были свои

убежища, своя тайная история. Они проходили через века земного времени,

постигая их смысл совсем по-иному, чем мы.

Великие души, можно утверждать, находились на более высокой ступени

космической эволюции. За ними стоял огромный опыт накоплений культуры и

духа. Они были бесконечно мудры, общались между собой на особом,

неизвестном языке, говорили кратко и поэтично. Их фразы были похожи на

афоризмы, а иногда звучали как стихи. Именно они, Махатмы, являлись тем

Источником, о котором писала Елена Ивановна в своих письмах к Рузвельту. И

знания, заключенные в книгах «Живой Этики», были оттуда же.

Человек — частица Космоса, находящаяся с ним в постоянном взаимодействии.

Сам же Космос — это одухотворенная сложная энергетическая структура,

существующая и развивающаяся согласно Великим законам, которым подчинено

все, начиная от первоклетки, несущей будущую жизнь, и кончая гигантскими

туманностями галактик. Этими Законами определяется движение планет и рост

природных структур, зарождение звезд и поведение человека, развитие

Вселенной и особенности человеческой истории. Вне этих законов в Космосе

ничего не существует. В человеческом обществе также. Ибо сам человек, как и

весь одухотворенный Космос и планета, на которой он живет, представляет

собой все ту же энергетическую структуру. В этом состоит суть единства и

многообразия макрокосма и микрокосма.

Материя и ее формы, сознание, дух и разум человека — это все энергетические

образования. Сам Космос одухотворен различными качествами энергий. В основе

космической эволюции лежит энергетический обмен самых разных уровней и

самых разных качеств. Этот постоянный обмен и является главным двигателем

эволюции. Сложная энергетическая система человека активно участвует в этом

процессе, и поэтому эволюция человечества как вида материи и энергии

является космической. Взаимодействие человека с Космосом далеко не

исчерпывается только посылкой космических кораблей к иным мирам,

исследованием Космоса научно или поиском в нем «братьев 'по разуму».

Главное в этом взаимодействии состоит в том, что сам человек является

неотъемлемой частью космической энергетической системы.

Уровень осмысления этого положения, глубина постижения Законов космической

энергетики и практическое освоение их — составляют важнейшие моменты в

развитии человеческого сознания, которое является одним из главных факторов

в эволюционном продвижении самого человека. Переход на более высокий виток

нашего эволюционного развития требует расширения сознания как такового.

Человек мыслящий, человек разумный не должен являться пассивным объектом

эволюции. Сознание и разум превращают его в субъект этой эволюции, активно

воздействующий на ход последней, задерживающий ее, ускоряющий или даже

меняющий эту эволюцию. Создатели «Живой Этики» готовили сознание

человечества переломного XX века к грядущим эволюционным перегрузкам. Они

несли знание Великих законов Космоса и понимание того, что эти Законы

действуют не только вне нас, но и в нас самих. Они настаивали на

необходимости постижения конкретных энергий и умения ими пользоваться.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.