реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Дзен-буддизм

Дзен-буддизм

Д з е н – б у д д и з м

Дзен-буддизм занят прежде всего тем, чтобы привести к прямому, личному

пониманию учения Будды, отдавая предпочтение опыту перед теологией или

абстрактной философией. Будду однажды спросили, как нужно относиться к

религиозным учениям и духовным учителям. Он ответил: «Вы, следующие за

мной, рассмотрите это внимательно. Держите глаза открытыми, искатели

Истины. Имейте в виду слухи, привычки, болтовню. Не дайте превосходству в

Писаниях ввести вас в обман. Не доверяйтесь слишком логике и рассуждениям,

изощрённым доводам, принятым мнениям, правдоподобию идей, уважению к

ведущим вас. Только когда вы знаете, и уверены, что вы знаете, — что нечто

не хорошо, ошибочно, неприемлемо для понимающего, что оно ведёт к потерям и

огорчениям, — только когда вы знаете, вы примете или отвергнете это»

(Дхаммапада)[1]

История

Буддизм основывается на учении

Сиддхарты Гаутамы, Будды. Слово

«Будда» — не имя, оно означает «зна-

ющий», обладающий определённым

уровнем понимания, достигший полноты человеческого бытия. Будда никогда не

претендовал на бытие большим, чем человек: его понимание, достижения были

результатом развития его человеческих способностей. Он развил себя до

полностью зрелого существа, что представляется столь редким, что выглядит

сверхчеловеческим или боговдохновенным. Но центральное представление

буддизма состоит в том, что каждый человек обладает природой Будды:

потенцией превращения в Будду, способностью развиться в совершенное

человеческое существо.

Жизнь Гаутамы записана как буддийская религиозная история: в ней мало

свидетельств о точных датах и действиях. Вместе с тем, эта история жизни

может служить иллюстрацией буддийских идеалов и принципов.

Гаутама был рождён принцем небольшого королевства Северной Индии в VI

в. до н.э. В 16 лет он женился на прекрасной принцессе и жил в своём

дворце, окружённый комфортом и роскошью. Прогулки за стенами дворца

неожиданно поставили его перед реальностью жизни и страданием человечества.

Во время первой прогулки Гаутама встретил старого человека, изнурённого

тяжёлым трудом и лишениями. Во время второй он увидел человека, больного

тяжёлой болезнью. На третей прогулке он столкнулся с похоронной процессией.

Наконец, он встретил аскета, подвергавшего себя традиционной духовной

дисциплине индуизма. Он понял, что болезнь, старость и смерть — неизбежный

конец самой счастливой и благополучной жизни. Неизбежность человеческих

страданий стала фундаментальной проблемой в сердцевине духовных исканий

Гаутамы. Он увидел, что жизнь, которой он живёт, не может дать ему ответ на

проблему страданий, и решил оставить семью и дворец и искать решения в

религиозных учениях.

В возрасте 29 лет, вскоре после

рождения единственного сына, Гау-

тама покинул своё королевство и

шесть лет учился у двух учителей,

подвергая себя суровой самодисцип-

лине. Однажды он сидел под деревом Боддхи и решил, что он не будет есть

и не встанет с места, пока не достигнет просветления, хотя бы даже эта

попытка стоила ему смерти. Однако, будучи истощён длительным постом,

Гаутама понял, что умерщвление тела не принесёт просветления и принял

немного пищи, чтобы получить силу для духовных усилий. Это было первым

примером буддийского представления о Срединном Пути: стремление к здоровой

и полезной дисциплине, избегание как чувственной распущенности, так и

самоумерщвления. После глубокой и длительной медитации Гаутама стал Буддой:

он пережил глубокую внутреннюю трансформацию, всё его мироощущение

изменилось. Изменился его подход к вопросам болезни, старости и страдания,

поскольку изменился он сам.

Будда решил передавать своё понимание другим, и учил в течение сорока

четырёх лет, переходя от одного индийского города к другому с растущей

группой последователей. Он умер в 483 г. до н.э. в возрасте 80 лет.

В буддизме существуют две основные традиции: Теравада или Хинанна,

распространённая преимущественно в Юго-Восточной Азии, на Цейлоне, в Бирме

и Таиланде, и Махаяна, распространённая главным образом в Китае, Корее и

Японии.

Дзен — одна из больших сект Махаяна. Она была основана в Китае в VI

веке н.э. Бодхидармой, индийским буддийским монахом, подчёркивавших

важность размышления и личной дисциплины, а не религиозного ритуала. В

XI–XII веках японские буддисты отправились в Китай изучать дзен.

Возвращаясь в Японию, они основывали монастыри, обучали учеников и

распространили дзен-буддизм в Японии.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Три характеристики существования

Буддизм указывает три основные характеристики существования:

непостоянство, отсутствие самости и неудовлетворённость.

Непостоянство

Концепция непостоянства предпола-

гает понимание того, что всё непрерывно

изменяется, нет ничего устойчивого.

Понятно, что ничто физическое не вечно.

Деревья, здания, солнце, луна, звёзды, —

всё это конечно в своём существовании;

более того, всё это текуче в каждый дан-

ный момент. Непостоянство относится также к мыслям и идеям. Представление о

непостоянстве подразумевает также, что не может быть абсолютного авторитета

и вечной Истины. Есть только уровень понимания, пригодный для определённого

времени и места. Поскольку условия изменяются, то, что кажется истинным в

одно время, видится как ложное или неподходящее в другое время. Поэтому

нельзя сказать, что буддизм располагает определённой доктриной. Если

действительно принять концепцию непостоянства, то будет понятно, что ничто

не становится полностью Буддой, что даже Будда подвержен изменению и может

совершенствоваться, что Будда и есть изменение.

Отсутствие самости

Философия индуизма предполагает непостоянство всех вещей кроме Самости

или души, которая полагается неизменной и бессмертной. Буддийское

представление о непостоянстве не делает из этого исключения. Представление

об отсутствии самости отрицает существование бессмертной души или вечной

Самости в каждом индивидууме.

Индивидуум понимается как сочетание свойств — интеллекта, эмоций, тела

— которые непостоянны и всё время изменяются. Буддийский святой Нагасена

так объяснял этот принцип королю Милинде, пользуясь примером королевской

колесницы:

Скажи, о Великий Король, ось — это «колесница»?

Никоим образом, о Достопочтенный!

А колёса — это «колесница»?

Никоим образом, о Достопочтенный!

А кузов колесницы — это «колесница»?

Никоим образом, о Достопочтенный!

А поводья — это «колесница»?

Никоим образом, о Достопочтенный!

А кнут — это «колесница»?

Никоим образом, о Достопочтенный!

Хорошо, о Великий король! А всё это вместе —ось, дышло, колёса, кузов,

поводья, кнут — это «колесница»?

Нет, о Достопочтенный!

Хорошо, о Великий король! Может быть, «колесница» — это что-то другое,

кроме оси, дышла, колес, кузова, поводьев, кнута?

Воистину нет, о Достопочтенный!

Великий король, я спросил тебя обо всём, что только могло придти мне на ум,

но я не могу найти «колесницу»! Наверное, «колесница» — это просто звук.

(Король ответил) — Из-за оси, и из-за дышла, и из-за колёс, и из-за

кузова, и из-за поводьев, и из-за кнута, и из-за слова, обозначения, стиля

и имени употребляется «колесница».

(Нагасена отвечает, что то же относится и к индивидууму: из-за

различных органов тела, из-за ощущения, восприятия и сознания) «из-за всего

этого, используется слово, обозначение, именование, стиль, имя, — но всего

лишь имя, — «Нагасена». В высшем же смысле слова «индивидуум» не

предполагается этим существующим. (I, с. 202–204)

Иными словами, наши тела и наши личности составлены на смертных,

постоянно изменяющихся компонентов. Индивидуум — не что иное, как эти

изменяющиеся составные части. Когда части гибнут, гибнет и индивидуум.

Неудовлетворённость

Неудовлетворённость как страдание — третья характеристика

существования. Она включает рождение, смерть, угасание, скорбь, боль,

отчаяние и само существование. Проблема эта — не внешняя. Она коренится в

ограниченном эго — относительном сознании — каждого индивидуума. Буддийское

учение создано, чтобы помочь нам изменить или преодолеть наше чувство

себялюбия к ограниченности, и таким образом достигнуть чувства

относительной удовлетворённости собой и миром.

Если понимать этот принцип так, что страдание — неизбежная часть

существования, буддизм покажется крайне негативной и пессимистической

религией. Между тем буддийское учение указывает, что источник страдания

лежит внутри индивидуума и приходит к оптимистическому выводу, что с этой

неудовлетворённостью что-то можно сделать.

Четыре благородные истины

Гаутама искал пути преодоления страдания и ограниченности, которые

показались ему неизбежной частью человеческой жизни. Он обрисовал основные

характеристики человеческого существования как Четыре Благородные Истины.

Первая Истина касается существования неудовлетворённости. На уровне

психологического состояния среднего человека неудовлетворённость или

страдание неизбежно.

Вторая Истина состоит в том,

что неудовлетворённость — резуль-

тат стремления или желания. Боль-

шинство людей неспособно принять

мир таким, каков он есть, потому что они привязаны к своим желаниям

позитивного и приятного и отвращаются от негативного и болезненного.

Желание всегда порождает неустойчивое состояние ума, в котором настоящее

никогда не удовлетворяет. Если желание неудовлетворено, индивидуум влеком

желанием изменить настоящее; если удовлетворено, возникает страх изменения,

которое принесёт вновь разочарование и неудовлетворение. Поскольку всё

проходит, наслаждение осуществляемым желанием всегда окрашено пониманием,

что наслаждение лишь временно. Чем сильнее желание, тем более интенсивно

разочарование при понимании, что исполнение непродолжительно.

Третья Истина — что устранение

желаний приводит к исчезновению

страдания. По Буддийскому учению

можно научиться принимать мир

таким, каков он есть, не чувствуя

неудовлетворённости от его ограничений. Устранение желаний не означает их

искоренения. Это означает лишь прекращение привязанности или управляемости

желаниями или веры в то, что счастье зависит от исполнения определённых

желаний. Желания нормальны и необходимы, потому что нам необходимо есть и

спать, чтобы оставаться живыми. Желания также поддерживаю нас

пробуждёнными. Если бы все желания немедленно удовлетворялись, мы могли бы

соскользнуть в пассивное, лишённое мысли состояние удовлетворённости.

Четвёртая Истина утверждает, что существует путь устранения желаний и

неудовлетворённости: это Благородный Восьмеричный Путь, или Срединный путь.

Большинство людей ищет наибольших возможных чувственных удовольствий.

Другие, понимания ограниченность этого, отдаются другой крайности —

самоумерщвлению. Буддийский идеал — умеренность.

«Избегайте этих двух крайностей, монахи. Каких двух? С одной стороны —

низменного, грубого и бесполезного потакания страстям; с другой —

болезненной, низменной и бесполезной практики самовредительства и

самоумерщвления. Придерживайтесь Срединного Пути, указанного Буддой, потому

что он ведёт к прозрению и миру, мудрости и просветлению» (Дхаммапада).

Восьмеричный Путь состоит из правиль-

ной речи, правильного действия, правильной

жизни (обстоятельств или средств к жизни),

правильного усилия, правильной вниматель-

ности, правильного сосредоточения, правиль-

ной мысли, правильного понимания. Основ-

ной принцип — что определённые пути мышления, действования и т.п. могут

вредит другим и самому делающему, ограничивая его.

Что «правильно» — в конце концов должен решить сам индивидуум, принимая

на себя ответственность за свои действия и работу и становясь более зрелым

человеком.

Просветления

Само слово «просветление» может ввести в заблуждение, потому что

касается указывающим на состояние, которого можно достичь навсегда; это,

разумеется, не соответствует буддийскому представлению о непостоянстве.

Японское слово, часто используемое

в дзен, — сатори, что буквально означает

интуитивное понимание. Другой термин

— каншо, что означает видение собствен-

ной природы. Оба термина относятся к

непосредственному переживанием человеком опыта буддийского учения. Опыт, к

которому они относятся, не может быть точно и адекватно определён, потому

что просветление — это не статическая «вещь», оно подвижно и изменчиво, это

динамическое состояние бытия, нечто похожее на представление о

самоактуализации у Маслоу.

Архат и Бодисаттва

Традиции Теравады и Махаяны различаются в представлении о природе

идеального человека. Идеал Теравады — Архат, человек, полностью порвавший с

ограничениями привязанности к семье, собственности и удобствам, чтобы стать

совершенно свободным от мира. Архат аскетичен и равнодушен ко всему

мирскому: он победил врага — свои страсти — благодаря интенсивной духовной

дисциплине.

Буддийский текст «Авадана Сатака»

так описывает Архата: «Он напрягался в

борьбе, он сражался, и так он понял, что

этот круг рождения и смерти( — непре-

рывный поток. Он отказался от всех

состояний и условий существования,

связанных с соединениями, ибо их при-

рода — убывать и истаивать, изменяться и разрушаться. Он отказался от всех

«загрязнений» и обрёл Архатство. Золото и ком земли — одно для него. Небо и

ладонь — одно и то же для его ума» (2, с. 94).

Идеал Махаяны — буквально «бытие просветленным». Бодисаттва — глубоко

сострадающее существо, решившее остаться в мире, пока все остальные не

будут избавлены от страданий.

В истинном понимании принципы самости Бодисаттва постигает, что он —

часть всех остальных чувствующих существ, и что пока все существа не

освобождены от страданий, сам он не может обрести полного удовлетворения.

Бодисаттва даёт обет не входить в Нирвану, пока все чувствующие существа,

каждый стебелёк травы, не будут просветлены: «Столько существ, сколько их

есть во вселенной( рожденных из яйца, живорождённых, рождённых из грязи или

рождённых чудесным образом; с формой и без формы; обладающих и не

обладающих восприятием, а также лишённых различия обладания и не обладания

восприятием; все постижимые и постигнутые формы бытия, — всех их должен я

привести к Нирване(» (Алмазная Сутра в /2, с. 164/).

Сострадание — великая добродетель Бодисаттвы, результат истинного

чувствования страданий всех других как собственных. С точки зрения Махаяны

это и есть просветление. В опыте просветления преодолевается не мир, а

эгоистическое эго.

«Изучая буддизм, человек изучает себя; изучая себя, человек забывает

себя; забывая себя, человек получает просветление от всего, и это

просветление разрывает цепи привязанности к телу и уму, не только для себя,

но и для всех существ». (Доген в /II, с. 142/)

Путь Бодисаттвы подразумевает отказ от мира, но не от существ в мире.

Понятие Архата подчёркивает стремление к духовному совершенству и отказ от

мира, без внимания к служению. Предполагается, что тот, кто хочет помочь

другим, должен сначала работать над собой. Человек, потерянный в иллюзии,

мало чем может помочь или мало чему может научить других, так что

естественно начинать с развития себя.

Эти идеалы скорей дополняют друг друга, чем противоречат друг другу.

Понятие Архата центрируется на самодисциплине и на работе над собой, идеал

Бодисаттвы подчёркивает служение другим; и то и другое необходимо для

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.