реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Церковь и Государство в Республике Беларусь

Церковь и Государство в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА

На правах рукописи

УДК.................

Давыденко

Светлана Семеновна

Современная вероисповедная политика в Республике Беларусь

(политико–исторические аспекты)

Специальность – 23.00.01. – теория политики, история и методология

политической науки

аспирантки кафедры социологии и экономических дисциплин

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

доцент

Божанов В.А.

МИНСК, 2002

| | |стр.: |

| |ОГЛАВЛЕНИЕ | |

| |Введение |3 |

| |Общая характеристика работы |5 |

|1. |Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь|15 |

|1.1. |Взаимоотношения государства и церкви: |15 |

| |историко-методологический аспект | |

|1.2. |Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь |52 |

|2. |Основные направления реализации религиозной политики |74 |

|2.1. |Политико-правовое обеспечение религиозной политики в |74 |

| |Республике Беларусь | |

|2.2. |Социальные проблемы |90 |

| |Заключение |106 |

| |Список использованной литературы |114 |

| |Приложение |124 |

Введение

Государство Республики Беларусь делает первые шаги в новом тысячелетии.

В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации

белорусского общества. В прошлом остался обвал старой политической системы,

крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных

ценностей. В новом тысячелетии в эволюции Республики Беларусь все более

заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и

экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на

политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является

закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные

принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров

нравственного возрождения.

Построение и эффективное функционирование государства находится в

непосредственной зависимости от содержания и направленности политики.

Формирование политики, адекватной потребностям государства, является

необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно

особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект

проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование

культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во

многих областях общественной жизни.

В суждениях крупнейших ученых постоянно встречаются выводы,

подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в

сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся

условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка

которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы.

По мнению Э.А. Позднякова в самой глубинной основе уникальности каждого

государства «среди наиболее фундаментальных причин первенство, без

сомнения, принадлежит культуре и соответствующей ей религии, поскольку эти

два понятия по сути своей неразделимы и содержательно и

генетически»[120,с.126]. Правомерность такого подхода находит свое

подтверждение в истории белорусского государства, и государств

постсоветского пространства. Причины, вызвавшие катастрофические

последствия для СССР, кроются не только в социально–экономических проблемах

прошлого, но прежде всего в духовно–идеологической сфере жизни общества: в

неэффективности официальной идеологии, игнорировании доминанты в культурном

развитии, принижении значения нравственных ценностей и в конечном счете

утрате объединяющего общественного идеала.

В настоящее время целый комплекс объективных условий и субъективных

факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные

с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций,

суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет

теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных

отношений государства и религии в Республике Беларусь.

Христианское учение способно указать величайшую социальную истину –

внутреннее сплочение на основах мелких общественных организаций. Оно

указывает выход людям, удерживая их от отчаяния и безысходности, готовит

способы и для возрождения государства. Внутреннее сплоченное общество

является важным условием для стабильности государства.

В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений

государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как

в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются

выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии.

Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической,

социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных

системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была

источником традиционалистских ценностей и частью образа жизни. Не

преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует

отметить, что она является важным звеном в построении гражданского

общества.

Общая характеристика работы.

Актуальность темы диссертации.

Исследование проблемы вероисповедной политики государства в Республике

Беларусь является одним из важных направлений в научной деятельности в

рамках политической науки. Это обстоятельство способствует осмыслению

объективных явлений, выявляющих положение и роль религии в белорусском

государстве, а также в современном мире.

Процессы обновления государственности в Республике Беларусь повлекли за

собой изменение отношений между государством и религией. Политики, ученые,

изучающие нюансы общественной жизни и массового сознания последнего

десятилетия, отмечают, что происходит активизация религиозных учреждений,

участвующих в решении целого ряда проблем. Эта тенденция характерна не

только для Республики Беларусь, но и для стран постсоветского наследия,

которые ощущают потерю идеологических ориентиров, утрату ведущей роли

государства в функционировании экономики, социальной защите населения,

развитии культуры, образования, православной традиции, что и вызвало поиск

новой модели которая отвечала бы потребностям общества, переживающего

процесс трансформации.

Об актуальности проблемы вероисповедной политики свидетельствует

появление новых публикаций в многочисленных научных изданиях Республики

Беларусь, Российской Федерации, а также в странах СНГ. Это является

свидетельством того, что проблема имеет место, что есть множество спорных

вопросов, которые необходимо решать. Взаимоотношения государства и религии

на разных этапах общественного развития определялись разными

обстоятельствами, в силу этого существовали различные взгляды на проблему

взаимоотношений государства и религии. Взгляды и подходы диктовались

социокультурными обстоятельствами, доминирующим мировоззрением в тот или

иной период. Проблемами взаимодействия государства и церкви занимались

многие духовные и светские мыслители.

В Средние века был доминирующим теологический подход, согласно

которому источником власти являются божественные силы. Эту идею

провозглашали Августин Блаженный и Фома Аквинский. Попытку освободить

общественное сознание от излишнего засилья религиозных догм и фактической

власти церкви сделал Никколо Макиавелли. В центр своего политического

учения он ставил проблему государственной власти, придавая ей светский

характер. В критике религиозных догм и традиционализма формировался

рационализм. Новое время провозгласило незыблемый авторитет науки над

религией, но не смотря на это в «Энциклопедии»[58] Дидро и Д,Аламбера в

статьях «Религия» и «Христианство» говорится, что государство извлекает

пользу из религии, ибо она прививает «народу уважение к данным им законам»,

наиболее приемлемой для государства является христианская религия, прежняя

религия была связана с государственным строем, а новая не связана совсем.

Их заключение сводится к тому, что религия должна соответствовать

политическим интересам и самым лучшим законодательством является то,

которое основано на уже имеющейся религии.

По поводу места религии в обществе высказываются многие мыслители, в

частности Д. Локк дает позитивную оценку роли религии в жизни общества. В

эпоху Просвещения эта тема нашла свое дальнейшее развитие и из сферы

гуманитарных исследований перешла в сферу социальных, а затем и

политических изысканий. Были заложены основы идеологий.

С середины ХIХ века наряду с теологическим и философским формируется

научный подход к анализу религии, суть которого заключается во взгляде на

религию как одну из сторон общественной жизни. Религия рассматривается как

явление, дающее образец поведения, формирующее в обществе систему

ценностей, выполняющее определенные функции в обществе. В ХIХ веке этот

процесс завершился. Выделяются три основных типа идеологий: либерализм,

консерватизм, социализм. Каждая идеология выдвигает свою систему ценностей.

Социалогический подход представляет группу концептуальных положений, в

русле которых дается объяснение политики через действие социальных

факторов. Сторонники данной концепции (А.Токвиль, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс,

Г.Спенсер, В.Парето, М.Вебер, Ж.Сорель и др.) использовали научный подход в

объяснении религиозного феномена, согласно которому религия является

источником формирования гражданственности и патриотизма.

В частности Э. Дюркгейм рассматривал религию как фактор социальной

интеграции общества, подчеркивая ее значение в укреплении социального

единства, поддержании традиции. Он видел в культовой деятельности

конституирующее начало, готовящее индивида к социальной жизни

[См.128,с.49]. Рассмотрение религии как средства социальной интеграции,

сплачивающей людей, продолжил французский социолог Ж. Сорель [139, c. 25].

На конструктивную, созидательную функцию религии, функцию стимулятора

социальных изменений особое внимание обращал видный немецкий социолог М.

Вебер.[ ]

Американский социолог Т. Парсонс сделал теоретическое обоснование

понимания религии как важного условия стабильности общества, так как она

выступает основой ценностно–нормативного порядка [114,с.49].

К. Манхейму [85,с.185]. принадлежит классификация политических

идеологий ХХ века. Он ближе всех подошел к проблеме взаимодействия религии

и политики.

О месте религии в политической культуре можно сделать вывод исходя из

работ Г.Алмонда и С. Вербы, которые дали наиболее известную в науке

классификацию политических культур, базирующихся на ценностных

представлениях человека о власти [143,с.67].

В. Парето уделил много внимания изучению верований, лежащих в основе

идеологий [113,с.22].

Таким образом, представителями социальной концепции дано теоретическое

обоснование религии как важного условия стабильности, как важнейшего

фактора социальной интеграции общества. Они рассматривали религию как самый

древний и самый простейший социальный феномен, из которого произошли все

другие формы общественного сознания.

Представители социологического направления исследовали религию с точки

зрения проявления в ней социальных закономерностей, но в конце ХIХ – начале

ХХ века оформляется психологическое направление, поскольку религия наряду с

социальными, имеет и психологические корни. Психоаналитики З. Фрейд и К.

Юнг рассмотрели вопрос о влиянии религиозного и политического на психологию

людей. З. Фрейд [147, с.48]. отмечал значение участия личности в

политическом процессе и о психологических особенностях этого вида

деятельности. К.Г. Юнг открыл коллективное бессознательное и доказал, что

именно там заложена общность религиозного и политического сознания. По

Юнгу, чтобы овладеть настроениями масс, идеолог должен постоянно

осмысливать вереницу архетипов. Тогда он сможет использовать разнообразную

символику для определенной настройки коллективных переживаний, для

управления эмоциями и представлениями людей будь то в религиозной или

политической сферах [160, с.82].

Таким образом, представители психологии религии выносят «за скобки»

источники религиозных переживаний и связывают наличие религиозных чувств с

врожденными инстинктами (З.Фрейд) или исторически обусловленной

предрасположенностью (архетипы, К. Юнг).

Среди русских религиозных мыслителей конца ХIХ – ХХ века вопрос о

соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно.

В науке он получил название «русской идеи». Сегодня весьма актуально

наследие И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л. Франка, В.С.

Соловьева, Н.О Лосского и других. К их работам обращаются современные

политики, обосновывая свои политические действия, выбирая наиболее

приемлемые для своих доктрин и позиций. При этом одни абсолютизировали в

«русской идее» объединительную роль православия, другие – нации, третьи –

государства. В. С. Соловьев выступал с идеей всеединства: церковь,

государство, общество. В основе общества должна лежать нравственность,

воплощенная в церкви. Н.А. Бердяев считал, что русский коммунизм – продукт

русского национального характера, подчеркивая общность христианства и

коммунизма. «Коммунизм не как социальная система, а как религия,

фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам

хочет быть религией, идущей на смену христианству, ...поэтому его

столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость,

фанатизм всегда имеют религиозный источник» [11,c.129]. Бердяев идет от

религиозного к политическому, но суть его выводов – одна, христианство и

коммунизм – это идеологии

К.Маркс и Ф. Энгельс рассматривали религию как временное, переходящее

явление, которое изживет себя по мере развития свободы и самостоятельности

человека. Они считали, что установление коммунистических отношений приведет

к отмиранию религии. Раскрывая социальную природу религии, они не

предлагали насильственного навязывания атеизма, а призывали к созданию тех

условий, в которых человек мог бы проявлять себя как свободный субъект.

Для данного исследования является важным, что классики

социально–политической мысли не отрицали участия религии и церкви в

политическом процессе. Они анализировали проблему взаимоотношений

государства, религиозных организаций и общества, тенденции формирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.