реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Министерство образования Российской Федерации

Чувашский государственный педагогический институт им.И.Я.Яковлева

Филологический факультет

Кафедра литературы

Библейские мотивы

в творчестве М.Ю.Лермонтова

Дипломное сочинение

студентки V курса

Михайловой Ирины Петровны

Научный руководитель -

доцент кафедры литературы

Агапова Н.Г.

Чебоксары - 1996

Содержание

| |страница |

|Введение |3 |

|Глава I. Лермонтов и Библия |10 |

|( 1. М.Ю. Лермонтов и мир Ветхого Завета |10 |

|( 2. Апокалипсис, его основные мотивы в творчестве |29 |

|Лермонтова | |

|Глава II. Молитвенная лирика Лермонтова |38 |

|Заключение |57 |

|Библиография |60 |

Введение

М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни

России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое

литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не

понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с

прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую

борьбу мнений, подчас полностью противоположных, искусственные

выпрямления, идейные затемнения и неизбежное проявление исторической

ограниченности - черты, в которых отразился ход развития русской истории

и русской культуры со всеми его противоречиями.

Гоголь, со слов Жуковского, определил существо лермонтовской поэзии

словом "безочарование" [30, 1]. Люди различных эпох, различного душевного

строя, умственных сил, религиозных устремлений сходились в общем

"безочаровании" от Лермонтова. Гоголь в статье о русской лирике уделил

Лермонтову места менее, чем Языкову. Ценитель и друг Жуковского, Пушкина,

Гоголя Плетнев дал такую оценку Лермонтова: "Это был после Байрона и

Пушкина фокусник, который гримасами своими умел толпе напомнить своих

предшественников. Придет время, и о Лермонтове забудут" [30,2]. Такое

мнение разделялось едва ли не большинством знавших Лермонтова людей. Иван

Аксаков: "Поэзия Лермонтова - это тоска души, болеющей от своей собственной

пустоты вследствие безверия и отсутствия идеалов" [30,2]. Достоевский

выразился про своего Ставрогина: "в злобе выходил прогресс даже против

Лермонтова"[30,2]. Вл.С.Соловьев только завершил историю всеобщего

“безочарования” Лермонтовым, устрашась за религиозную судьбу того, в

котором "демон кровожадности" к концу жизни уступил "большую часть своей

силы своему брату, "демону нечистоты". Он определил религиозную судьбу

Лермонтова, как гибель, а долг читателей увидел в том, чтобы обличением

демонизма, обуявшего Лермонтова "демона гордости", "уменьшить хоть сколько-

нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе” [30,2]. Из приведенных мнений

следует, что вопрос о своеобразном религиозном мировоззрении Лермонтова

возник, уже по мере выхода в свет его произведений.

В.Г.Белинский, поначалу также принадлежавший к этому лагерю,

впоследствии переменил свое мнение о Лермонтове. Собственно с его работ и

началось изучение творчества Лермонтова в литературоведческом плане.

Очень важны в раскрытии лермонтовского творчества статьи о нем

Аполлона Григорьева, боровшегося с Лермонтовым, тяготевшего к нему и во

многом глубоко его постигавшего. Также как и Шевырев он боролся с

"гордыней духа", занесенной с Запада.

Детализированное изучение Лермонтова в духе старой академической

науки началось главным образом в последние десятилетия ХIХ века и было

продолжено в нашем столетии. Сторонники этого воззрения видели в

Лермонтове крайнего индивидуалиста, выразителя "чисто отрицательного

взгляда", скептического романтика, сомневающегося во всех человеческих

ценностях и опирающегося на чужие - отечественные и западноевропейские -

образцы, в которых такое миропонимание представлялось художественно

закрепленным. Работы о жизни и творчестве Лермонтова представителей этой

науки А.Н. Пынина, П.А. Висковатова, В.Д. Спасовича, Д.И. Абрамовича, Н.А.

Котляревского и др. знаменуют новый этап в исследовании поэта. Среди

различных тем и разработок рассматривается и вопрос о религиозности поэта и

его байронизме, демонизме. Затрагивается также проблема религиозного

воспитания Лермонтова в доме его бабушки Е.А. Арсеньевой. Трудами

названных выше ученных (особенно трудами Висковатого) был накоплен и

частично, по мере сил, обобщен большой материал фактов и наблюдений, без

которого наше знание о Лермонтове и общее представление о нем были бы

значительно беднее.

В 1892-1894 г.г. в Казанском университете А.А. Царевский читает

лекции и произносит торжественные речи о Православии и о значении русской

словесности в национальном русском образовании. Царевского интересует,

почему в России наблюдается недостаточная читаемость произведений

Лермонтова? Совместимы ли понятия религиозности и народности

Лермонтова [92,13]?

В последние предреволюционные годы публикуют свои работы такие

исследователи творчества Лермонтова как С.Н.Дурылин "Судьба Лермонтова",

Л.П.Семенов "Лермонтов и Библия", М.Никитин "Идеи о боге и судьбе в

творчестве М.Ю.Лермонтова”, С.В.Шувалов "Религия Лермонтова"[см.библ.].

Все эти работы можно назвать первыми основательными,

специализированными исследованиями, в которых авторы решают один и тот же

вопрос, обозначившийся еще при жизни поэта. Каково же действительное

отношение Лермонтова к Богу, к Библии; верит ли он в судьбу; откуда берет

свои истоки воинствующая богоборческая, демоническая лирика, и как в то же

время появляются лучшие образы традиционной молитвы ко Всевышнему в его

творчестве?

Л.Семенов отмечает в своей работе серьезное влияние Библии на

творчество Лермонтова. Она помогает поэту "в минуту жизни трудную", к ней

он обращается в поисках новых мотивов. С.Н.Дурылин считает, чтоЛермонтов

в конце своего творческого пути устает от демонического начала в своей

душе и приходит к написанию "чудных молитв", чистых, светлых, полных

веры, надежды и любви.

Параллельно с такими воззрениями продолжает набирать обороты

богоборческая, антирелигиозная направленность в исследованиях творчества

Лермонтова. Начало свое она берет из высказываний Герцена и Добролюбова.

Еще одним крайним выражением поляризации мысли в подходе к Лермонтову

явился формализм. Формалисты стали рассматривать стихотворения лишь с их

структурной и звуковой стороны (те же самые молитвы ими оценивались с точки

зрения строфики, размера, совершенно не обращалось внимание на их

идейно-эмоциональный план). Такой подход можно наблюдать и в советском

литературоведении. К формалистским относится книга о Лермонтове

Б.Эйхенбаума (1924 года).

Второе и третье десятилетия ХХ века (повлияла Октябрьская революция)

характеризуются исключительно острым столкновением идеологий и

методологий. Но приблизительно к концу 30-х годов острый антагонизм в

толковании Лермонтова исчезает: точки зрения и подходы исследователей

сближаются. Начинается синтетическое, многостороннее изучение поэта с

учетом всех прежних достижений, но идейно однобокое. Лучшие лермонтоведы,

такие как Л.Я. Гинзбург, Е.Н. Михайлова, И.Л.Андроников, В.А. Мануйлов

предпочитают не затрагивать тему библейского влияния на поэта. А если и

касаются ее, то лишь бегло, поверхностно, с точки зрения богоборческой

направленности. Архипов в своей книге "М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и

действия" пишет об атеистическом мировоззрении поэта. "При всех видимых или

кажущихся противоречиях и отступлениях у Лермонтова была стройная

атеистическая философия, нашедшая в лирике и поэмах богоборческую формулу

выражения. В русской поэзии всегда велись ожесточенные схватки с Богом

(Полежаева, Есенина, Маяковского). И едва ли будет ошибкой сказать, что

поэзия богоборчества имела в виду не столько царя небесного, сколько

земного"[7,65].

В 60-х же годах появляются исследования, названия которых говорят

сами за себя: "Антирелигиозные и антиклерикальные идеи в русской литературе

ХIХ века" Н.В.Карпова и М.Ю.Попова [40] и "М.Ю.Лермонтов - обличитель

церкви и религиозных догматов" А.П.Рубановича [ 80].

В1981 году выходит в свет "Лермонтовская энциклопедия", где

появляются отдельные статьи: "Религиозные мотивы", "Библейские мотивы",

"Богоборческие мотивы" и "Демонизм", все они тесно соотнесены друг с

другом [47].

В постперестроечное время вновь стали появляться статьи и заметки в

журналах, комментирующие связь Лермонтова с Библией на примерах одного или

группы стихотворений. Появились новые исследования: Котельникова

"Христианские мотивы у русских поэтов"[43]; Т. Жирмунской "Русские поэты и

Библия"[34]. Кроме этого стали публиковаться в литературных газетах статьи,

изданные на западе нашими русскими эмигрантами (статья И. Лукаша о цикле

стихотворений-молитв у Лермонтова).

Таким образом, не трудно заметить, что в литературоведении

(лермонтоведении) вновь возникает пристальный интерес к этой проблеме,

делаются попытки, пусть пока на материале отдельных произведений,

исследовать вопрос, интересующий многих. Для критиков здесь открывается

поле для дальнейшей деятельности. И данная работа- это лишь маленькая

попытка на основе всего имеющегося на сегодняшний день материала обозначить

и рассмотреть основные, наиболее важные, моменты противоречивого

лермонтовского отношения к Библии.

Название работы - "Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова"

- весьма распространенно и многозначно. Сам термин "мотив" несет на себе

отпечаток условности и недостаточной определенности. В литературоведческих

словарях нет единого, точного определения этого термина.

В Лермонтовской энциклопедии (1981г.) дается следующее определение:

"Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой

элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных

(где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-

художественных произведений".

Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного или

нескольких писателей, какого-либо литературного направления или

литературы целой эпохи, а также отдельного произведения. В поэзии

воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах [47 ].

Распространившись на сферу исследований индивидуального творчества и

став актуальным аспектом современного литературоведческого анализа, термин

"мотив" все более утрачивает свое прежнее содержание, относившееся к

формальной структуре произведения: из области "строгой" поэтики он

переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя (или даже

психологии творчества). Мотивами стали называть и характерные для поэта

лирические темы или комплекс чувств и переживаний, а также константные

свойства его лирического образа, независимо от того, находили ли они

соответствующее выражение в какой-либо устойчивой формуле. В этом смысле

термин "мотив" широко используются в исследованиях поэзии и в современном

лермонтоведении. Именно в таком расширенном варианте и будет использоваться

этот термин в данной работе.

Творчество Лермонтова представляет собой несомненное и органическое

единство, естественно, что и мотивы его лирики взаимосвязаны, тесно

переплетены друг с другом, часто “просвечивают” один через другой.

Формулировка "Библейские мотивы" включает в себя, на правах

обобщающей, такие мотивы, как христианские, евангельские, т.к. эти

названия берут свое начало из книг Нового Завета. Здесь же пойдет речь и

о религиозных и богоборческих мотивах, которые в Лермонтовской

энциклопедии выделены в отдельные статьи, но без которых анализ влияния

Библии на Лермонтова будет неполным, потому что только в совокупности

микроанализов раскрывается объемность и целостность миросозерцания поэта,

его отношение к жизни и Богу.

Библейские мотивы относятся к философско-символическим мотивам.

Библейские мотивы могут быть также своеобразным историко-культурным

комментарием к лермонтовским текстам.

Библейские мотивы входят в поэзию разными путями, получают разную

художественную разработку. Но они всегда дают творчеству духовно восходящее

направление, ориентируют его на абсолютно ценное.

У наших поэтов это принимало и принимает несколько форм, зачастую

сочетающихся в одном произведении.

Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и

настроений в многообразии и их интимно-психических оттенков. Стихи

рождаются или могут рождаться из молитвенных движений души. Точно так же

покояние, вера в милосердие Божие, надежда на спасение, христианская

любовь, мистическое созерцание, пророческое прозрение - всему этому поэзия

умеет дать богатое смыслом и эмоциональными красками выражение.

Во-вторых, форму поэтического воплощения идей о Боге, о мироздании,

о человеке как образе и подобии Божием.

В-третьих, форму художественного истолкования лиц и сюжетов из

Библии.

В-четвертых, форму отображения живой религиозной жизни нации, ее

религиозно-мистического опыта, нравственных и эстетических идеалов,

воспринятых русским сознанием из библейских источников (из православия).

Конечно, черты мировосприятия, умственного склада, литературного

вкуса налагают свою печать на разработку этих мотивов каждым поэтом. В ней

может преобладать гармоническое, примиряющее звучание или, наоборот,

драматически обостряться противостояние истины и лжи, праведности и

греховности, веры и неверия. Один поэт благоговейно приемлет мир Божий,

другой, как библейский Иов, обращает к Богу вопросы о причинах и целях

творения, вопросы, нередко исполненные сомнений и скорби.

Именно таким противоречивым, религиозным и борющимся, пытающимся

понять непознанное и был М.Ю.Лермонтов.

И кто знает, не скажет ли Бог судьям Лермонтова, как друзьям Иова:

"Горит гнев Мой за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб

мой Иов"-раб Мой Лермонтов" (Мережковский).

Итак, целью данной дипломной работы является исследование

библейских мотивов, их места и роли в творчестве Лермонтова.

Цель определяет задачи работы:

1. Выявить основные библейские темы, образы, сюжеты, идеи и

определить их место в поэтической системе Лермонтова.

2. Проанализировать функции сюжетов, образов, цитат из Ветхого

Завета и последней книги Нового Завета - Апокалипсиса в творчестве

Лермонтова.

3. Рассмотреть влияние Библии не только на содержание произведений

(образы, мотивы, сюжеты), но и на форму литературных творений Лермонтова.

Произвести целостный анализ стихотворений-молитв поэта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.