реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Баптизм

Баптизм

Государственный Университет Управления

Институт социологии и управления персоналом

Специальность «связи с общественностью»

Реферат

по дисциплине «религиоведение»

на тему:

«Баптизм в России»

Выполнила студентка 1-го курса

2-ой группы

Якушева Юлия Владимировна

Проверил к.и.н. доц.

Муравьев Виталий Викторович

Москва, 2002

План:

I. Введение

1. Баптизм: краткий исторический очерк, «общие» и «частные»

баптисты

2. Баптизм в России:

2.1. Религиозно-духовные предпосылки российского баптизма

2. «Штундизм» и российские баптисты

2.3. Положение баптистов в России в конце XIX и в XX веках

3. Особенности культа баптистов

4. Толкование социальных и нравственных проблем:

4.1. Отношение к знанию

4.2. Выбор духовных ценностей, отношение к войне и миру

3. Проблема сущности человека, ценности и достоинства личности в

баптизме

4. Представления о смысле жизни, нравственной цели и счастье

человека

4.5. Ценность жизни и религиозное призвание

Заключение: современное положение баптизма в России и его

влияние на жизнь общества

I. Ввведение

Религия всегда играла и играет важную роль в системе общественных связей и

отношений. Ею регулируются как жизнь отдельного человека, так и взаимные

отношения людей, поэтому общество не должно относиться равнодушно к

религиозным вопросам и движениям. Все эти движения показывают недовольство

установленными догматами и искание вечной истины, которая одна может

удовлетворить запросы человеческого духа.

Оценивая религиозную ситуацию в сегодняшнем российском обществе, мы

отчетливо видим две тенденции: стремление вернуться к духовным истокам

национального самосознания, что для русского человека неразрывно связано с

православием, и противоположное устремление - выйти за пределы культурно-

исторического бытия своего народа в поисках иной духовности.

Сам факт религиозного брожения в истории России не является приметой только

наших дней, т.к. Россия издревле была страной многоконфессиональной. На

пышном древе русского христианства росли не только православные, но и

заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. После отмены

крепостного права Россия пережила мощную волну сектантского движения, в

котором баптизм занял лидирующее положение. При этом на баптизм, пришедший

с Запада, неизгладимое влияние оказала самобытная русская культура, в

рамках которой баптизм пошел по особенному, не сравнимому с западным, пути

развития.

Я решила остановиться на проблеме баптизма, потому что, на мой взгляд,

проблема сектантства, как и в XIX веке приобретает сегодня тревожное и

злободневное звучание. В самом деле, едва ли не общепризнанной стала оценка

религии как главного пути духовно-нравственного возрождения России. Но

тогда рано или поздно встает обоснованный вопрос: о какой религии идет

речь? Он тем более оправдан, что налицо практически бесконтрольное

нашествие насаждателей чуждых православию религиозных воззрений. Так какая

же вера может способствовать национальному возрождению, укреплению, а не

разрушению древней и неповторимой отечественной культуры? Ответ на этот

вопрос все больше волнует сегодня мыслящих людей России. Для того, чтобы

ответить на него, необходимо, прежде всего проанализировать исторические

предпосылки и условия возникновения и развития сектантства в России, а

особенно его самого жизнестойкого направления – баптизма.

История российского баптизма запутанна и извилиста, хотя и длится менее

полутора веков. За этот период внутри общего евангелического потока

совершались многочисленные преобразования, размежевания и сближения. На

примере Запада мы видели, что ветвистость родословного древа характерна для

этой церкви. Но там она обычно вызывалась внутренними, вероисповедными

обстоятельствами. Российский же баптизм, прошедший через многострадальное

прошлое страны, постоянно оказывался жертвой бесцеремонного вмешательства

государственных властей.

В своей работе я хотела бы последовательно рассмотреть вопросы о

происхождении баптизма, причины его возникновения и распространения в

России, а также основные принципы веры и современное положение баптистов в

мире.

II. 1. Баптизм: краткий исторический очерк, «общие» и «частные» баптисты

Первая баптистская община появилась в 1609 г. в Амстердаме. Ее основателем

считается Джон Смит (1550 – 1612) – англиканский священник, перешедший в

конгрегационализм. В начале XVII он бежал от преследователей англиканской

церкви в Амстердам, где принял обряд водного крещения, призвав к этому и

своих приверженцев. В 1606-1607 гг. две группы английских

конгрегационалистов во главе со Смитом переселились в Голландию, где в силу

исторических обстоятельств попали под влияние меннонитов, позаимстовав у

них обряд "крещения по вере", что означает крещение только взрослых, так

как младенцы не могут "сознательно верить". При этом они ссылались на

Библию: там нет ни единого упоминания о детокрещении. А в Евангелии

говорится, что апостолам заповедано крестить наученных и верующих, но никак

не младенцев. По-гречески «baptizo» означает «крещу», «погружаю в воду» -

отсюда и название общины.

В 1612 г. группа последователей Смита вернулась в Англию и образовала

первую баптистскую общину у себя на родине. Эти баптисты были известны как

общие, генеральные, или баптисты свободной воли (general baptist). Они

придерживались арминианских взглядов на искупление, т.е. считали, что Бог

дарует возможность спасения всем людям, и признавали наличие у человека

свободной воли. Кроме того, они практиковали крещение обливанием. Однако

количество последователей общих баптистов в Англии росло очень медленно,

преодолеть укоренившийся в англиканстве догмат о "частном искуплении" было

нелегко. Таким образом, общие баптисты не оказали существенного влияния на

главный поток формирования мирового56баптизма.

Другая ветвь баптистов, так называемые "частные баптисты" (рarticular

baptists), оставшиеся верными кальвинистскому учению о спасении, возникла

независимо от группы Джона Смита в среде пресвитериан, которые в 1616 г.

окончательно отделились от Англиканской Церкви. В 1633 г. под руководством

проповедника Джона Спилсбери в Лондоне сложилась община, желавшая принять

крещение через погружение. Члены общины отправили в Голландию

уполномоченного, который в 1640 г. в Лейдене крестился погружением у

коллегиантов – небольшой группы, восстанавливавшей обычаи апостольского

века. Вернувшись на родину, он окрестил около 50 человек. Эта новая община

и дала начало частным, или партикулярным, баптистам, которые приняли точку

зрения Кальвина на спасение только избранных. Некоторые исследователи

склонны считать, что именно эта община оказала решающее влияние на развитие

баптизма. В 1644 г. было уже 7 общин частных баптистов, которые приняли

"Лондонское исповедание веры", состоящее из 50 статей. Оно было составлено

в духе кальвинистской теологии, но включало два отличительных признака,

унаследованных от общины Джона Смита: "крещение по вере" и принцип

конгрегации в отношениях между отдельными баптистскими общинами. Следует

отметить еще одну черту, выделяющую баптизм среди устоявшихся к тому

времени протестантских конфессий: лютеран, реформатов (кальвинистов),

англикан (епископальная церковь Англии), - идею "миссии", т. е. активную

пропаганду своего учения баптизм возводит в догмат. "Благовествовать"

обязан каждый член общины. Реализовать эту задачу в Англии было практически

невозможно из-за жесткого давления государственной власти, поэтому группа

баптистов переселяется в Северную Америку, где баптизм пускает глубокие

корни. США становятся второй родиной баптизма и центром, откуда в начале

XIX в. он начинает быстро распространяться45в56Европе,34приближаясь78

к45границам34 Российской империи.

Распространение баптизма в Европе началось с Германии, где в 1834 г.

американский проповедник Сирк крестил семь человек, первым из которых был

Онкен, сыгравший видную роль в распространении баптизма в Прибалтике. К

1851 г. в результате активной миссионерской деятельности в Германии и

соседних странах существовала уже 41 баптистская община, объединяющая 3746

членов, а в 1849 г. в Гамбурге состоялась первая генеральная конференция

европейских баптистов, на которой было принято баптистское вероизложение,

составленное Онкеном. На этой же конференции был основан Германский

баптистский союз. Онкен основал баптистское книгоиздательство, перешедшее в

1878 г. в ведение союза, и Гамбургскую баптистскую проповедническую

семинарию, в которой будет

учиться23ряд78русских89проповедников45баптизма:оПавлов,67Балихин78идр.

Далее баптизм проникает в Данию, где в 1839 году проповедник Ю. Кебнер

крестил 11 человек, которые и образовали ядро датских баптистов. К 1929

году их число выросло до 6 тысяч. В 1847 году И. Онкен окрестил первого

шведского баптиста. В Швеции баптизм развивался быстрее, чем в других

европейских странах; в 1866 году в Стокгольме была открыта баптистская

семинария — первая на континенте. К 1905 году в стране было 578 баптистских

общин, а к 1929 году число шведских баптистов возросло до 62 тысяч.

С 1857 года баптизм существует в Норвегии, в 1858 году первые баптисты

появляются в Польше, в 1873 году — в Венгрии, где к 1905 году их число

превысило 10 тысяч. Большую роль в распространении баптизма в европейских

странах (особенно в Швеции, Болгарии, Греции, Франции) сыграли американские

миссионерские общества. Именно они организовали Союз баптистов в Италии

(1884). Но сопротивление католиков давало о себе знать, и к 1905 году в

стране имелось лишь 54 общины с 1456 членами. В 1867 году баптисты

появились в Чехословакии.

Таким образом, баптизм неуклонно приближался к границам Российской Империи.

В годы Крымской войны финский остров Алланд был занят английским флотом. И

швед С. Маллерсвард в 1855 году стал первым проповедником баптизма среди

шведов, живших в Финляндии. Вскоре баптизм стал распространяться и среди

финнов: в 1905 году была создана Финская баптистская национальная

конференция.

11 февраля 1884 года любопытствующая толпа наблюдала как немецкий пастор

А.Р. Шиве крестил 9 эстонцев в ледяной воде Балтийского моря; в 1896 году

была создана Эстонская баптистская ассоциация, которая в 1929 году

объединила свыше 6 тысяч человек. Но первая баптистская церковь на

территории Российской империи возникла немного раньше в Латвии: в 1861 году

8 латышей под покровом ночи в лодке переправились в соседний немецкий

Мемель и приняли крещение от И. Онкена.

Однако появление баптизма в прибалтийских странах осталось во многом

эпизодом местного значения, и исторические маршруты распространения

баптизма на обширной российской территории определялись в иных регионах

страны. Именно об этом и пойдет речь в следующих главах моей работы.

2. Баптизм в России

2.1. Религиозно-духовные предпосылки российского баптизма

Прежде чем рассказать о фактической истории, я хотела бы обратить внимание

на другую сторону дела. Распространение любого религиозного течения на

новые территории совершается далеко не автоматически. Чтобы обрести

самостоятельность, церковь должна вписаться в культурные традиции страны,

причем не вообще в “социальную идеологию”, а в сознание конкретных людей,

стать их собственной внутренней верой. Речь идет о внедрении в

преимущественно православную культуру Руси с ее “загадочной русской душой”

и достаточно стойким антизападным иммунитетом. Как же на сей счет обстояло

дело с иноземным баптизмом, имелись ли какие-либо предпосылки, послужившие

питательной почвой для распространения баптизма в нашей стране?

Начнем с того, что баптизм был не первой протестантской церковью, с которой

знакомилась Россия: со времен Екатерины 11 в стране обосновались меннониты,

которые, спасаясь от преследований на Западе, образовали многочисленные

колонии на русской земле. К 1867 году — официальной дате рождения

российского баптизма — их насчитывалось 40 тыс. человек.

Но главное в другом. В самой России давно стали привычными выступления

против православной церкви. Первоначально это были язычники, которые

отстаивали свои традиции против натиска официальных миссионеров. В XIV веке

возникают “ереси” (стригольники, антитринитарии и др.). В середине XVII

века происходит потрясший всю церковь раскол, связанный с реформами Никона.

Наконец, появляются так называемые сектанты, которые по своим социально-

экономическим корням и по характеру вероисповедных новаций сходны с формами

европейской Реформации. Так что с самого начала баптизм формировался в

определившемся русле антиправославной традиции.

Важно обозначить течения, которые составили предысторию российского

баптизма, то есть течения, как принято говорить, “евангелические”, или

“рационалистические”. В России они были представлены именно “сектантством”,

исходной формой стала “христовшина” (“христоверие”, или, по официальной

лексике, “хлыстовщина”), возникшая в XVII веке преимущественно среди

оброчных крестьян. В сумбурных, не всегда друг с другом связанных

высказываниях и обрядах христовцев мы находим многие элементы, которые

впоследствии будут воспроизводиться в сектантских вероучениях. Наиболее

характерным для них было представление о Христе как простом человеке,

исполнившемся “духом Божиим”, что каждому, кто получил соответствующий

“духовный дар”, давало возможность уподобиться Спасителю.

Христовщина была переходной формой к “духовному христианству”: христоверы

фактически отвергали догмат Троицы, уставы и обряды православной церкви, но

внешне еще не порывали с ней. Они посещали православные богослужения,

сохраняли в быту иконы, кресты.

В дальнейшем выделилось еще одно направление, основанное Перфилом

Катасоновым. Его последователи осознавали себя в качестве избранного народа

“Израиля”, сплотившегося вокруг живого Христа и во всем подвластного его

волю.

Постепенно именно “духовное христианство” приобретало все большее влияние,

вскоре представшее в форме двух знаменитых сект: духоборов и молокан. Они

знаменуют целый этап в религиозно-общественной жизни России, и даже беглое

их сопоставление позволяет выявить характерные особенности последней.

Последователи духоборов полностью порывали с официальной церковью. Именно

им принадлежит классическая фраза, достойная быть эпиграфом ко всему

“духовному христианству”: “Не надобно ходити к церквам молитися... Церковь

не в бревнах, но в ребрах”. Отвергая православные иконы, они поклонялись

“живой иконе — образу Божему в человеке”. Столь же радикальны они были и в

социально-политической области: не признавали царской власти, “ненужных и

неправедных” светских правителей, отказывались служить в армии,

провозглашали равенство всех сынов Божьих. Не случайно духоборы

подвергались постоянным преследованиям, а в 1830 году были причислены к

“особо вредным сектам”.

Параллельно духоборам возникло молоканство, которое, будучи близким

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.