реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Зрелость

Зрелость

Зрелость

Введение

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная

проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство

человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до

старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные

курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической

печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего

времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология

детей.

Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем

возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и

самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и

разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в

межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная

позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно

возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические

конференции, круглые столы и т.п. В 1997 году вышел новый журнал

«Психология зрелости и старения», в котором находят отражение социально-

психологические, медико-социальные и возрастно-психологические проблемы

людей зрелого, пожилого и преклонного возраста. Вместе с тем,

систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте

явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в

ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых

ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих

учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как

нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей

стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности

и в межличностных отношениях.

В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так

как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной

периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь

старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. Во второй главе

изложено развитие психофизиологических функций в данном возрасте. Большое

внимание уделено профессиональному, нравственному и духовному становлению

(глава 3), а также межличностным (глава 4) и семейным (глава 5) отношениям.

При этом изложение характеристики «личности в зрелом возрасте»

затруднительно, так как определений личности великое множество, но ни одно

из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека.

Термин личность был придуман Н.М.Карамзиным. Он полагал, что человек

способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.

Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек

весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за

свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой,

учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них,

конкретная личность будет уникальной.

1. Общая характеристика зрелого возраста

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой

продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В

период после ранней юности процесс созревания индивида и личности

продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости,

старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется,

может наступить и на более ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой

болезни, несчастного случая, суицида и т.д.).

1.1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития

взрослого человека

Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии. Это

зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в

нём. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов

созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность.

Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как

отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности

жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в

других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и

физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных

специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и

по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации

зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в

брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50

- познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период

творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и,

соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г.

Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода.

Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60

для мужчин, 36-55 для женщин.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к

четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25

лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4)

предпенсионный возраст 55—65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю

взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и

позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит

зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя

два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый

возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35

лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45

лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для

мужчин, 41-50 — для женщин.

Видный отечественный психолог, специалист в области разработки к

реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь

человека — это история формирования и развития личности в определённом

обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого

поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими

событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы

отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом

жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются

на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее

время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного

пути,…» (2).

И, наконец, ещё одна из специфических проблем — это определение

объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это

существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не

совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти

трудности привели к тому, что в современной психологической литературе

довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что

позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

Ранняя взрослость от 20 до 40

Средняя взрослость от 40 до 60

Поздняя взрослость от 60 и старше

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими

особенностями и характеристиками. Возраст – этап развития человека,

характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования

организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и

психологическими особенностями. Данное определение не рассматривает

изменений социального статуса личности и её ролей, связанных с изменением

количества прожитых лет и накопленным социальным опытом. Рассматривая

данную категорию в зависимости от цели исследования можно пользоваться

различными её аспектами. Так, например, календарный возраст показывает

количество лет, прожитых индивидом от рождения до данной точки отсчёта.

Данный аспект, безусловно, важен при исследованиях, т.к. значительное

количество прав и обязанностей граждан, с точки зрения действующего

законодательства, привязано именно к календарному возрасту. Однако такой

общей характеристики зачастую бывает недостаточно для изучения и

определения статуса и условий и форм жизнедеятельности конкретного

индивида. Условия жизни (политические, экономические, социальные,

экологические и пр.), в которых проходило формирование, развитие,

жизнедеятельность индивида, могут иметь общие черты в условиях социума в

определённый конкретно-исторический период, но они при этом не идентичны.

Большое значение имеют также наследственный фактор и образ жизни, избранный

индивидом или навязанный ему извне его социальным окружением или жизненной

ситуацией. Следовательно, с учётом влияния внешних и внутренних по

отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма,

процессы развития и старения, а значит, и их итоги к определённому периоду

времени будут сугубо индивидуальными. Поэтому при необходимости

используются и другие характеристики возраста.

Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст

указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма

человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде

жизни в конкретных культурно-исторических условиях. Причём в значительном

количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным

возрастом, что объясняется как медико-биологическими, так и

психологическими и социальными причинами.

Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и

также варьируется в зависимости от конкретных исторических условий, уровня

развития общества, принадлежности к социальной группе, а также

индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту

категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его

индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид может

ощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от

темперамента, характера, эмоциональности, состояния здоровья и

самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних по отношению к

нему обстоятельств и других причин.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения

человека существующим в данной культуре нормам, с ожиданиями и требованиями

общества по отношению к социальной роли индивида, его статусу в данном

возрастном периоде. Определяя сущность данного понятия, Г. Крайг приводит

следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят иначе, чем

на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в баре, в поисках

партнерши...» (8).

Очень часто в отношении взрослого человека используют понятие

возрастных часов - внутренний временной график жизни, используемый в

качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько

человек в своём развитии опережает ключевые социальные события, или

опережает их. К ключевым событиям относят обучение в ВУЗе, вступление в

брак, рождение детей, достижение определённого социального статуса. Однако

в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение

хронологии возрастных событий.

Вывод. 1. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой

стадии развития индивида.

2. Для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и

гетерохронность.

3. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду

причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и

старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо

индивидуальными.

1.2. Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным

включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи,

проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей,

творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

Взрослый человек стремится занять ключевое место в обществе (7).

Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся

тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и

физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого

возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных

областей знаний, что обусловило развитие акмеологии — науки о периоде

максимального расцвета, личностного роста, высшего момента проявления

духовных сил. Название науки сформулировано Н.А.Рыбниковым в 1928 году,

когда он предложил включить в предмет возрастной психологии фундаментальный

раздел - психология развития зрелости или взрослости (4).

В период молодости (18—25—30) деятельность человека достигает

значительного прогресса в общественной производственной и личной сферах.

Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25

лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане

осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением

своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они

не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности

кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все

новых и новых возможностей. Главная цель молодости подчеркивает А.В.

Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека (5).

Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные проблемы с развитием

самосознания. Как отмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как

индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не

совпадают во времени (гетерохрония). Самосознание, которое полвека назад

уже развивалось к 17-19 годам, формируется в настоящее время к 23—25 годам.

Затягивающийся период учёбы приводит некоторых молодых людей к

безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной

трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей, склонны к пустому

времяпрепровождению и т.п. Игнорирование определённой частью молодежи

системы социальных ценностей и запретов — это не только проявление

конфликта поколений (это всегда было, есть и будет), но и следствие

кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного

сознания.

К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает

кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что

представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не

удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы,

человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни

личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что

он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и т.п. Иными словами,

происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек

обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.