реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Здоровый образ жизни и психология

Здоровый образ жизни и психология

Содержание

Введение....................................................................

....................... 2

1. Проблема здорового образа жизни в психологии...................... 4

1.1. Понятие о здоровье и его

критерии....................................... 6

1.2. Понятие о здоровом образе

жизни......................................... 15

2. Изучение социальных представлений в социальной психологии 25

3. Анализ результатов

исследования............................................... 30

2.1. Описание методики и организации исследования................ 30

2.2. Анализ результатов и их

обсуждение..................................... 32

Заключение..................................................................

..................... 45

Литература..................................................................

...................... 47

Приложения..................................................................

..................... 51

Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и

смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства

технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап

развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением

продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья

населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов

(6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную

направленность действующей системы здравоохранения на выявление,

определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей

социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что

медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно

влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает

необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и

развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:

наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности

системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с

последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 %

его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни

человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и

формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни,

его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и

отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве

случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он

фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье

своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою

душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а

лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время

увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности

же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью

каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании,

загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи.

Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет

прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий

над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной

задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а

сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и

развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за

собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

“Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В.

Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в

отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений

о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их

корректировки, а также формирования новых представлений и установок на

здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет

значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное

здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали

представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для

плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в

направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие

соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом

образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у

медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также

практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.

Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные

исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того,

даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования,

посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни,

так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в

направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и

создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более

соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у

студентов – немедиков.

1. Проблема здорового образа жизни в психологии

1.1. Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и

общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в

древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной

деятельности человека, его совершенства.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие

“здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в

настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом,

большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский,

1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991;

В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь

в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное

понятие “здоровье индивида” (54).

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет

своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония

противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как

правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы

ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению

ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это

полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.

Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность

реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания".

Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей

самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в

сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как

подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции,

независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально

актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни.

Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям,

терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).

Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что

психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в

способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному

поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за

самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне

свободна.

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто

способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По

К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего

бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки

В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как

следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние

характеризуется свободным протеканием энергии.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что

здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических

дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В

соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние

организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с

внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу

данного определения положена категория состояния здоровья, которое

оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному

(Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме,

гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей

среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности,

деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает

стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни

(32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего

развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с

окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все

время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с

условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая

человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся

пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и

духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной

системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы

(3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие

определения здоровья исходят из того, что организм человека должен

сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои

возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья

человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в

агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не

порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то

такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи

предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма

человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы,

инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и

приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может

быть определено как способность взаимодействующих систем организма

обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных,

инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и

фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы

жизни (32).

Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно

отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это

случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная

медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не

здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (9).

И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья

следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой

по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо

болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на

котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у

тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало.

Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти” (10, с. 27).

В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное

здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-

биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в

конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными

условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.

Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья,

прослеживающихся в прикладных иследованиях (54). Одним из них является

подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие

болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской

психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками.

Естественно, такое рассмотрение феномена “здоровье” не может быть

исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого

понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально

заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не

может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем

здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за

бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет

описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность

феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику ( 32; 54). Ю.

П. Лисицын отмечает: “Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем

отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться,

отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно

жить” (32; с. 13).

Второй подход характеризуется Н. В. Яковлевой как комплексно-

аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета

корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на

здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в

жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается

заключение о его здоровье. Автор указывает на следующие минусы такого

подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о

здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как

суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности

отдельного признака, характеризующей здоровье человека.

В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем

здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:

отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не

изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здороья

человека); обязательное изучение динамики системы, выделение зоны

ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при

различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или

коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному

моделированию (54).

А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1)

биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.