реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Взаимосвязь психической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

Взаимосвязь психической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ /Куб.ГУ/

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Работу выполнила студентка Шкрабкова Т.Б.

Группа 3-I ОЗО факультет социально-педагогический институт

Отделение Дошкольная педагогика и психология

Специальность 030900

Руководитель работы ст.преподаватель Балабанова Н.В.

Нормоконтролер методист кафедры Селиванова Т.И.

Краснодар 2000

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

1. Психическое здоровье как психолого–педагогическая проблема.

1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.

1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.

1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье.

2.Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в

семье и уровнем психического развития ребенка.

2.1. Организация и методы исследования.

2.2. Исследование психологического климата в семье.

2.3. Исследование уровня психического развития ребенка.

2.4 Определение коэффициента ранговой корреляции.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня

психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по

своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях

психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских

дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у

которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.

Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между восприятием

ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития

ребенка.

Целью работы является изучение влияния психологического климата в

семье на уровень психического развития ребенка.

Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития

ребенка в семье.

Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и

тревожности.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка,

как условия и средства формирования психического здоровья;

- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья

дошкольников;

- определить степень зависимости между восприятием ребенком

психологического климата в семье и уровнем психического развития

ребенка.

Проблема психического здоровья привлекала внимание многих

исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков,

психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году

Всемирной организацией здравохранения было введено понятие «психического

здоровья».

Рассмотренная тема приобрела актуальность в последнее время и вызвала

повышенный интерес как у отечественных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной,

Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и

др.) специалистов, что явилось причиной появления большого количества

научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и

нездоровья детей.

1.Психическое здоровье как психолого – педагогическая проблема.

1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих

исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков,

психологов, педагогов, философов, социологов и др.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам

термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы

связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина

«психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно,

что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного,

физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и

физических дефектов» [22].

В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое

здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья

объясняется условиями психосоциального развития детей.

В «Кратком словаре по социологии» [12] дается толкование термина

«здоровье населения», который означает:

1. состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений

человека;

2. состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических

дефектов;

3. естественное состояние организма, характеризующееся его

уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо

болезненных изменений;

4. состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и

социальной общности), наличие предпосылок и условий его

всесторонней и долговременной активности в сферах социальной

практики;

5. количественно-качественную характеристику состояния

жизнедеятельности человека и социальной общности.

Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления

жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью

социальной активности и гармоничностью развития личности.[12]

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией

здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое

здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения

психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или

дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными

факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с

социальными условиями.[5]

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо

здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная

обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или

замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным

потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину,

осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными

средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует

предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему

возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать

соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий»,-

констатируется в докладе. [5]

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований

в различных странах убедительно показали, что нарушения психического

здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от

недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у

детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования

обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные

характерные черты:

. во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от

нормального процесса психического развития;

. во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на

специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные

затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими

ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в

детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.[5]

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных

ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения.

Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения,

связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных

характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к

социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как

психические расстройства.

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало

входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин

«психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией

А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского [16] сделана попытка определить это

понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается

в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся

отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную

условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с

переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей

ребенка, приводящей к депривации.[15]

Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с

точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах

А.Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья.

Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь

свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие

самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного

представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу

импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим

себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства,

вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая

психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу

считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как

принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному,

чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к

творчеству [15].

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает

внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в

себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей,

интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим

общественным событиям, к жизни как таковой и пр.[1]

1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей

зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во

многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым.

Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества

становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике

детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для

ребенка. [14]

Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая

авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства

собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества,

осложняющие благоприятное становление личности [21].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление

тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое

здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе

взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как

личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает

отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить

ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный

дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и

ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к

нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального

неблагополучия [14].

Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только

формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная

способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и

радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые

осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и

начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в

признании окружающих людей [14].

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и

мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим

психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где

важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может

не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных

стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и

представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте.

Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е.

переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие

памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности

– игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию

Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от

мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» [21].

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В

дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и

регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и

грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только

прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и

задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем

месте в мире.

Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано

появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника [21].

Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые

происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если

не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении

развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со

взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок

встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них

знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает

овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и

постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало

примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться

со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли

научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в

социальной среде [7].

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором

взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за

детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между

ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.