реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Высшие психические функции

Высшие психические функции

Введение.

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли,

чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического

отражения человеком действительности, окружающего мира.

Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой

высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений

и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность,

благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или

иначе виз действует на окружающий мир.

Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое

заключается в отражении объективного мира.

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления,

изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания

природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство

высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания

(рефлексия) [1].

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности

выражается в:

1. индивидуальных различиях;

2. зависимости от общего развития личности;

3. превращении в сознательно регулируемые действия или

операции.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические

функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации

и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как

высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В

целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и

высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и

реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ)

могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном

взаимодействии.

1. Высшие психические функции.

1.1. Теория ВПФ.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и

др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема

культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский

совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как

"источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует

как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного

созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и

мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления,

которые человечество создало в процессе своего исторического развития,

являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления

и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи

в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией,

систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые

принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями"

характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в

начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда

имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в

интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что

человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением

ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной

функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя

данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его

объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе

(как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к

нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая

функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная

деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими

двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции

вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и

"сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и

произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних

преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс –

процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной

деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в Культурно

-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных

видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс

обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних

индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его

сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная

догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка

позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то

обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность

является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние

психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную

природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно

Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая

клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм

человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем

представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все

признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным

ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в

результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет

отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает

собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса

является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда

производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих

стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития

вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной

социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными

периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование

психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством

негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют

роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития

ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом

возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство

неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой

педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности

ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют

психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у

подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это

новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с

первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и

вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные

признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия

(рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу

самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в

личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.

Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и

состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в

обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

2. Сущность и составляющие ВПФ.

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке

зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря

усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как

средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому

использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями

организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и

высшие.

Память.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия

оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое

время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание,

сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в

нашем прошлом опыте, называется памятью.

В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или

явления с другими предметами или явлениями.

Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и

процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и

устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность

существования человеческого "я" и выступает, таким образом, в качестве

одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Речь.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не

имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в

частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о

себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные

понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.

п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили,

что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы

возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как

средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным

опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени,

чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого,

непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств:

восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология

и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их,

способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она

является не только средством общения, но и средством мышления, носителем

сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления

поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной

деятельностью, т. е. в своих различных функциональных назначениях

представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога,

письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их

жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном

роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще

всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает

процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Мышление.

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно

представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого

отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает

такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на

данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах оно

имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний,

творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том,

что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,

которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача

задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно

данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной

информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно

отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и

определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего

непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и

явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде

законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно

незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии,

внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов

обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих

познавательных процессах определяет и уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является

не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может

выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее

общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность,

предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно

- исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Внимание.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические

и физиологические процессы, способствует организованному и

целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с

его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную

сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или

деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных

процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный

момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации

интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация

восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и

продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты

функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,

позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание

выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в

кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода

запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления

внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения

задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему

взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.

Восприятие.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления

объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.

Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание

выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание

чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.