реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Введение в психоанализ

Введение в психоанализ

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Факультет психологии

Реферат по курсу “Введение в психоанализ”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

Содержание

Введение

1. Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

2. Психосексуальные стадии развития

3. Психоаналитическая терапия

4. Развитие психоанализа

Список использованной литературы

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом.

Основополагающим понятием его является представление о бессознательных

психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических

методах. Психоанализ включает теории общего психического развития,

психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии,

являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях

детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата

(“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические

типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми

являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом

конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате

столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые

действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и

поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы

характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её

функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие

психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он

называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов

и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников

Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от

психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории

(аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно).

Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль

в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным

факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и

формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен

Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов

представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная

глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда

Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу

психоанализа и психоаналитической терапии.

Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и

психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод

изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Рассмотрю сначала

взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его структурной модели, в

психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я)

и суперэго (сверх-Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами,

нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как

предпосылке психоаналитической теории.

Ид (от латинского “оно”) означает примитивные, инстинктивные и врожденные

аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое

центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет

каких либо ограничений. Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает

первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку

психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями,

сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.

Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому

принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для

индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между

соматическими и психическими процессами.

Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет

личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения,

и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические

образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные

процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она

характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и

нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к

гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения

потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком,

возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за

принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и

реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая

безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления

руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение

целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения

возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго

было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей

психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества

энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.

Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности –

система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в

окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности,

являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго

подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается

сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно

пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над

реалистическими.

Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы

телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет

ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения

является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном

месте. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти.

Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания

жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например,

сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название

либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил,

что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной

зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы. Вторая группа

– инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений

агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой

активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более

распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

Одной из функций эго является тревога, и её назначение состоит в том,

чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, давая возможность

личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая

теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревога – это

эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего

мира. Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что

неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Моральная тревога

возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных

мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.

Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять

удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго:

вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование,

регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные

психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят

к искажению реальности.

Психоаналитическая теория Фрейда – это пример психодинамического подхода

к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым

от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует,

что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего

детства. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической

терапии.

2. Психосексуальные стадии развития личности

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек

рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем

развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития.

Психосексуальное развитие – биологически детерминированная

последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем

людям, независимо от культурного уровня. С современной точки зрения,

“психосексуальное развитие человека продолжается всю жизнь, в ходе решения

задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания

детей... В конечном итоге, последней стадией психосексуальной развития

человека является продуктивная и здоровая старость”.[1]

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной,

фаллической и генитальной. В психоанализе учитывают ещё несколько факторов,

введенных Фрейдом. Например, в случае фрустрации психосексуальные

потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, не находя

оптимального удовлетворения; при сверхзаботливости ребенок не имеет

возможности сам управлять своими внутренними функциями. Но в любом случае

происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к

“остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась

фрустрация или регрессия. Также важными понятиями в психоаналитической

теории являются регрессия и фиксация:

. регрессия – возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого

поведения, характерного для этого периода;

. фиксация – задержка или остановка развития на определенной стадии.

Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В

этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с

сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических

потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на

протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда

прекращается кормление грудью. Фрейд описал типы личности, возникающие при

фиксации на данной стадии:

. Орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает “материнского”

отношения к себе. Он (она) характеризуется доверчивостью, пассивностью,

незрелостью и чрезмерной зависимостью.

. Орально-агрессивный – выражается в таких чертах как любовь к спорам,

пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать

других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

Основным результатом оральной стадии является открытие ребёнком значимого

другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с

матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство

базисного доверия (или его отсутствие) к другому человеку определит, как

будут складываться эмоциональные контакты с другими людьми.

Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до

третьего года жизни. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится

разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и

социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль

над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и

саморегуляции берут начало в этой стадии.

В результате фрустрации в этот период (например, родительского требования

“немедленно сходить на горшок”) возможно формирование анально-удеживающего

типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп,

методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации –

анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к

разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.

Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению и щедро

хвалят за это. Считается .что подобный подход воспитывает позитивную

самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии характеризуется

амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви и ненависти,

агрессивности и потребности в близости. В это время ребёнок часто

становится упрямым, всё отрицающим, агрессивным по отношению к матери, как

бы проверяя её чувства на прочность. Негативным последствием эмоциональной

травмы, полученной на этой стадии, может быть тенденция к отреагированию

агрессивных импульсов взрослым человеком в адрес наиболее эмоционально

значимого лица. Задача овладения своими агрессивными импульсами, решение

проблемы собственной амбивалентности есть итог анальной стадии развития

ребёнка[2].

Фаллическая (Эдипова) стадия – период между тремя и шестью годами.

Интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении

фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые

органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением

и половыми отношениями. По мнению Фрейда, дети имеют хотя бы смутное

представление о сексуальных отношениях и, как правило, понимают половой акт

как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт

этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у

девочек – комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном

желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и

устранении родителя одного с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-

разному у мальчиков и девочек.

С момента рождения главным источником удовлетворения для мальчика

является мать или фигура её замещающая. Мальчик хочет обладать матерью,

хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как делают старшие. В

тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального

удовлетворения. То есть чувства к родителям носят амбивалентный характер.

Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, так как мальчик чувствует,

что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате

чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это

заставляет отказаться от стремления к инцесту.

Разрешение эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития,

примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои

сексуальные желания и начинает идентифицировать себя с отцом. Этот процесс,

получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.