реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Воображение (WinWord, ТХТ)

Воображение (WinWord, ТХТ)

"Я повернул кресло к камину и

погрузился в

дремоту. Атомы мелькали у меня перед глазами.

Их

длинные ряды, переплетенные самым

причудливым

образом, находились в движении, извиваясь и

крутясь, как змеи. Но что это? Одна из

змей

ухватила себя за хвост, и этот образ

насмешливо

завертелся у меня перед глазами. Я очнулся

как

бы от вспышки молнии; весь остаток ночи я

потратил, работая над следствиями моей

гипотезы... Давайте учится грезить,

господа!"

Ф.А.Кекуле, немецкий химик. (Из описания

открытия кольцевой структуры бензола)

1. ВВЕДЕНИЕ.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно

от

остальных психических процессов и вместе с тем занимающая

промежуточное

положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой

формы

психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно,

характерно

только для человека и странным образом связано с деятельностью

организма,

будучи в то же самое время самым из всех психических

процессов и

состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения,

не

проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать,

что

именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло

внимание к

психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его

стимулировать

и ниши дни. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в

том,

что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме

воображения, в

том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу

человека

локализовано воображеиие? С работой каких известных нам нервных

органических

структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего

конкретного

ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо

меньше,

чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, что, конечно,

не

говорит о небольшой значимости данного феомена в психологии и

поведении

человека. Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно:

мы

знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни

человека,

как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.

Это

и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения.

Благодаря

воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и

управляет

ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является

продуктом

воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет

для

психического развития и совершенствования вида , мы

уже

достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы

его

сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает

будущее.

Обладая богатым воображением, человек может в разном времени, что

не

может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Прошлое

зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,

будущее

представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является

основой

наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в

ситуации

и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Оно

во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия

или

невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От

восприятия воображение отличается тем, что его образы не

всегда

соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Если

воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало

что

соответствует в действительности то оно носит название фантазии. Если,

кроме

того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

2. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

2.1 СВОЕОБРАЗИЕ ВООБРАЖЕНИЯ КАК ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

2.1.1. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

Воображение может быть четырех основных видов: активное,

пассивное,

продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем,

что,

пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у

себя

соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают

спонтанно,

помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем,

что в

нем действительность сознательно конструируется человеком, а не

просто

механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все

же

творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится

задача

воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь

также

присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает

восприятие

или память, чем творчество. С феноменом воображения в

практической

деятельности людей прежде всего связан процесс художественного

творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено

направление в

искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно,

что

по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так

как

все растения на его полотнах выписаны с точностью.

Работы

художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина,

В.Петрова

при всей их социальной заостренности также являют собой поиски

формы,

максимально приближенной к копированию действительности. Источником

любого

направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в

качестве

первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести

нечто

такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно

реальность

становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет

творческой

фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более

натуралистические

средства выражения. Но эта реальность пропускается через

продуктивное

воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом,

цветом,

наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм),

прибегая к

точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке),

разлагая

объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже

произведения

такого некоммунистического модернистского направления искусства,

как

абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко

создавались

при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное

полотно

П.Пикассо - это не хаотическое нагромождение геометризованных

тел

или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в

Испании

1936-1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую

отдельную

деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне

конкретный

образ, конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным

воображением в

искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание

действительности

реалистическим методом художника не устраивает. Его мир -

фантасмагория,

иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом

такого

воображения является роман М.Булгакова ,

фантастика

братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе

(Е.Замятин,

О.Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентаврицы и кентаврята

четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 1).

Обращение к

столь необычным, причудливым образам позволяет усилить

интеллектуальное и

эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще

всего

творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде

чем

запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе,

художник

создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые

усилия.

Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он

утрачивает

связь со своим временем, своим , в создаваемый им образ.

Немало

свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во

время

работы над романом Гюстав Флобер, описывая отравление

своей

героини, почувствовал во рту вкус мышьяка. Реже импульсом творческого

процесса

становится пассивное воображение, так как , независимые от

воли

художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы

творца,

скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим

процессом,

описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли

пассивного

воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную

роль

в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих

фантастически

мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь,

как

правило,с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно

настолько

захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он

творит

образы. а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их

логике. В

этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М.До- стоевского. Через все

романы

писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми

и

страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их

творческом

воображении писателя. Работа человеческого воображения, разумеется,

не

ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она

проявляется в

научном, техническом, других видах творчехтва. Во всех этих случаях

фантазия

как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие

виды

воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения

можно

отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная

их

роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно,

что в

сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно

важные

потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в

жизни.

Галюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому,

почти

никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они -

результат

тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают

многие

болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне

нормальное

психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с

желанием,

чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается

тем,

что она несколько более реалистична и в большей степени

связана с

действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у

человека

занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для

большинства

людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых

встречаются и

тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

2.1.2. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть

.

Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не

поступает

новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это

время и

начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию

не в

состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В жизни

человека

воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в

том,

чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность

пользоваться

ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и

органически в

него включена. Вторая функция воображения состоит в

регулировании

эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен

хотя

бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую

ими

напряженность. Данная жизненно важная функция особенно

подчеркивается и

разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с

его

участием в произвольной регуляции познавательных процессов и

состояний

человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С

помощью

искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные

события.

Посредством образов он получает возможность управлять

восприятием,

воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения

состоит в

формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в

уме,

манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это

планирование и

программирование деятельности, составление таких программ, оценки

их

правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем

управлять

многими пси- хофизиологическими состояниями организма, настраивать его

на

предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том,

что с

помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на

органические

процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление,

температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга,

широко

используемого для саморегуляции. При помощи специальных упражнений и

приемов

можно развивать воображение. В творческих видах труда - науке,

литературе,

искусстве, инженерии и других - развитие воображения, естественно,

происходит

в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке

нужный

результат достигается путем специальной системы упражнений, которые

нацелены

на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц

(рук,

ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать

давление,

температуру тела (в последнем случае используются упражнения на

воображение

тепла, холода).

2.1.3. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.

Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, я уже

коснулся в

начале реферата. В данном параграфе речь пойдет в основном о том, как

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.