реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Воображение

Воображение

Реферат по обществоведению

на тему:

«Воображение»

Выполнила: ученица 9 «В»

класса

Плышевская Светлана

Преподаватель: Лихач Галина

Владимировна

Гимназия №12

Минск, 2002 г.

Оглавление:

Вступление: значение воображения 3

1. Определение воображения 6

2. Функции воображения 9

3. Виды воображения 11

4. «Техника» воображения 14

5. Воображение в творчестве 16

6. Воображение и талантливость 18

7. Роль воображения в науке и природе 22

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Вступление: значение воображения

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно

от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное

положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что

воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом

связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым

"психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее

означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный

и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение,

желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в

древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству

до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том

числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу

человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных

структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы

можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии,

внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается

в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и

понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций

замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения.

Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний,

текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих

образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение,

когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности

(гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение

становиться опосредованным и преднамеренным.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что

человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий

и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть

во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без

воображения? Проще сказать : лишите человека фантазии- и прогресс

остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей

способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в

особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в

возрасте от 5 до 15 лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е.

наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем

наступает быстрое снижение активности этой функции. К примеру, один

школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и

как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует математику», —

услышал он в ответ.

Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется

личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к

искусству и науке.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою

деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и

духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного

существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе

с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,

снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и

науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает

действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный

отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача —

представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью

воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не

существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни

человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на

организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.

1.Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у

человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир,

преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький,

говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что

только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует

мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что

не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в

мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что

дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том,

что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст,

себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например,

сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины

фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд

и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить

полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой,

еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности,

который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от

действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту

действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей

мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же

учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его

особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе

существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к

некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это

преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.

Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые

накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных

впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и

изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не

существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы

называем воображением”.

Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения

заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого

опыта, в результате чего получается новое представление”.

А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать

новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе

преобразования полученных от действительности впечатлений”.

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается

способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому

что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь

мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов,

обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с

воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить

и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания

новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит

воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что

воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует

новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано

не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без

мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда

предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и

преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается

при органическом единстве чувственного и рационального.

2. Функции воображения

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”.

Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не

поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно

в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по

своему желанию не может.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в

образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция

воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных

состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы

отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими

напряженность. Данная жизненно важная функция особенно

подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной

регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности

восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых

образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством

образов он получает возможность управлять восприятием,

воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего

плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция – это планирование и программирование

деятельности, составление таких программ, оценки их правильности,

процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими

состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью

воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические

процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление, температуру тела (индийская йога).

3. Виды воображения

Рассмотрим теперь различные формы и виды человеческого воображения.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет

существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена

образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет

сознательное человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в

непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием

малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то

сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы

самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания

человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в

очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще

называют пассивным воображением.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно

формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими,

человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя

соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма

воображения носит название активной.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и

преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести

реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также

присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает

восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным

воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое

натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам

И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все

растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность

сознательно конструируется человеком, а не просто механически

копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески

преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства,

чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические

средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается

через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют,

пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к

точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на

геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого

направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи

продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы

встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория,

иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова

“Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом

подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная,

т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а

не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом

развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует

столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой

деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное,

музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность

высшего уровня – творческого воображения.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.