реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Внимание

Внимание

Великолукская Государственная Академия Физической Культуры

Реферат

на тему «Внимание»

Подготовила: Чочиева Е.

Проверил: Сергеева И.В.

Великие Луки

2003

Внимание

ПЛАН.

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Общие понятия о внимании.

2. Основные функции внимания.

а) направленность внимания;

б) сосредоточенность, углубленность в деятельность;

в) контроль и регуляция деятельности.

3. Формы проявления внимания.

а) интеллектуальное внимание;

б) сенсорное внимание;

в) моторное внимание.

4. Теории внимания.

5. Физиологическая основа внимания.

а) ориентировочный рефлекс;

б) закон индукции нервных процессов;

в) принцип доминанты;

г) нейрофизиологические процессы.

6. Виды внимания.

а) непроизвольное внимание;

б) произвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание.

7. Основные свойства внимания.

а) устойчивость внимания;

б) концентрация внимания;

в) распределение внимания;

г) переключение внимания;

д) объем внимания;

8. Отвлекаемость внимания (внешняя и внутренняя).

9. Рассеянность (мнимая и подлинная).

10. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания.

III. Заключение. Развитие внимания и внимательности.

I. Вступление.

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в

своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой,

что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную

тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без

целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа

и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах

работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли

найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять

своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства”

(Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?

II. Основная часть.

1. Общее понятие о внимании.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует

самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя

быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-

либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность

сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания

многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (

зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления,

на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа

внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также

свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на

объекте;

2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности,

умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется количеством одновременно

воспринимаемых объектов;

4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких

действий;

5) переключение - способность менять направленность внимания,

переходить от одного вида работы к другому.

Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.

ВНИМАНИЕ:

Формы проявления:

| |

|Внимание |

|направлено на: |

|движение |моторное |

|мышление |интеллектуальное |

|восприятие |сенсорное |

Параметры :

|концентрация |

|устойчивость |

|объем |

|распределение |

|переключение |

Типы:

|характеризуется |

|непроизвольное |отсутствием целенаправленного волевого акта |

|произвольное |наличием целенаправленного волевого акта |

|послепроизвольное |целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий |

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и

продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем

человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу,

сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить

предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят

присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят,

что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего

остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о

разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный

момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются

для него наиболее важными и значительными.

2. Основные функции внимания.

Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и

поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко

произнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание

на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в

то же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась на вторую

группу отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной

информации, известный под названием “феномен вечеринки”. Именно высокая

значимость сигнала ( а не его интенсивность ), желание узнать, что обо мне

думают другие, определили изменение направления моего внимания.

Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный

характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный

выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение

деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать

ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот

выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной

предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение

необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,

углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача,

тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот,

чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего

постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем

меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но

неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо

предмету, он ( этот предмет ) оказывается в центре нашего сознания, все

остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии

воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым,

представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не

завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым

внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного

слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено

не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании

человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое

несколько отличается от внимания сенсорного ( внешнего ). В некоторых

случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических

действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это

свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного

познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других

познавательных процессов.

3. Теории внимания.

Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды

многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность

внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем

произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание

невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы

чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя,

что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и

У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или

подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в

английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от

интересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или

тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного

опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи

принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение

которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено

увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания -

преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе

первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет

физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,

результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную

трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в

следующем:

1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской

деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на

содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в

психике человека;

2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием.

В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и

контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного

продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого

результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все

конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются

результатом формирования новых умственных действий.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные

феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен

внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-

либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня

сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

4. Физиологическая основа внимания.

Говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить,

что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования

организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней

бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью

электроэнцефалографа ( ЭЭГ ), определяющего по слабым токам мозга его

электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное

состояние, спокойное бодрствование, активное ( настороженное )

бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь

на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других

стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь

отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только

на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции

полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения

ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизация

мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную

формацию и т. д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает

появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга ( явление

десинхронизации ), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги

чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.

Среди “пусковых” механизмов ретикулярной формации следует прежде всего

отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию

организма на всякое изменение окружающей Среды у людей и животных.

Например, у студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь

в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все

студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов

назвал рефлексом “что такое ?”

Но для объяснения избирательного характера внимания этого недостаточно.

Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию

раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим

механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому

звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно,

соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее

чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки

ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка

или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют

обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - это фильтр,

отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил,

что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно

инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при

этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем

было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по

физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы

“предвниманием”, связывая их с относительно грубой обработкой информации (

выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем

поле ).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных

центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение

процессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервных

возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения.

Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые

возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем

направлении.

Для понимания физиологической картины динамики внимания важен

установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым закон

индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.