реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения

Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения

На правах рукописи

РОМАНОВА Анжела Валерьевна

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПОДАЧИ ОБРАЗА «Я»

НА КОНФЛИКТНОСТЬ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ

Специальность 19.00.01 – общая психология, история психологии,

психология личности.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва 2002

Работа выполнена на кафедре прикладной психологии

Московского государственного открытого педагогического университета

им.М.А.Шолохова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Петрова Елена

Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

профессор Яковлева Евгения

Леонидовна

кандидат психологических

наук ,

Котлярова Марина

Николаевна

Ведущая организация: Университет Российской академии образования

Защита состоится: 12 ноября 2002 года в 14 часов на заседании

диссертационного совета Д-212.136.05 в Московском государственном

открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109004,

г.Москва, ул.Верхняя Радищевская, 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского

государственного открытого педагогического университете им.М.А.Шолохова.

Автореферат разослан «11» октября 2002г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.психол. н., доцент

Шляхта Н.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Данная диссертация посвящена проблеме влияния визуальной самоподачи

образа «Я» на конфликтность субъекта общения.

Актуальность исследования обусловлена логикой развития научного знания

в данной проблематике и практическим интересом к вопросам конфликтологии,

построения оптимального общения.

Область общепсихологического изучения визуальной самоподачи образа «Я»

субъекта общения обозначена в современной отечественной психологии в рамках

визуальной психосемиотики общения. В работах Е.А. Петровой и ее

последователей (Р.Э.Варданян, 2000; М.Н.Котлярова, 2000; И.И.Петрова, 2001;

А.А. Родионова, 2001; А.Н.Муханова, 2002 и др.) показаны как основные

направления изучения визуальной самоподачи, так и разработан оригинальный

психодиагностический инструментарий ее изучения. Визуальная самоподача

образа «Я» в общении рассматривается как необходимое коммуникативное умение

человека, эффективность которого определена уровнем развития у субъекта

общения психосемиотической компетентности и рефлексии (Е.А. Петрова, 1999);

связана с развитием ряда индивидуально-психологических (М.Н. Котлярова,

2000; А.А. Родионова, 2001) и профессиональных качеств человека (М.Н.

Котлярова, 2000; А.Н. Муханова, 2002). Визуальная самоподача образа «Я»

характеризуется различными половозрастными особенностями, проявляющимися в

мере представленности различных стратегий и способов самоподачи,

доминировании тех или иных предъявляемых другим качеств образа «Я»

(Р.Э.Варданян, 2000; И.И.Петрова, 2001).

Логика развития данного направления позволяет подойти к более

углубленному анализу влияния различных особенностей визуальной самоподачи

на процесс построения межличностного общения, в целом и конфликтность, в

частности.

Роль невербальных характеристик общения в протекании конфликтности

достаточно осознана в современной науке, однако проблема взаимосвязи

визуальной самоподачи образа «Я» и межличностной конфликтности людей

присутствует во многих работах лишь имплицитно (Г.М.Андреева, 1998;

А.Я.Анцупов, 2000; А.А.Бодалев, 1994; Н.В.Гришина, 2000; А.И.Донцов,

1984; Е.А.Доценко, 1997; Я.Л.Коломинский, 1999; В.А.Лабунская, 1996;

В.Н.Панферов, 1982; Л.А.Петровская, 1982; Е.А.Петрова,1998; А.А.Реан,

1999; Л.Б.Филонов, 1982; А.У.Хараш, 1981 и др.).

На современном этапе развития психологии необходимо получение новых

научных знаний о роли семиотических компонентов внешнего облика в

возникновении и развитии межличностных конфликтов, выявление тех

особенностей самоподачи субъекта, которые являются «конфликтогенными».

Изучение проблемы не только углубит общенаучное понимание механизмов

возникновения конфликтности, но и позволит осуществлять профилактику,

коррекцию и поиск путей конструктивного разрешения конфликтов на

невербальном уровне, подойти по новому к поиску путей коррекции лиц с

повышенной конфликтностью.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с

одной стороны, практической значимостью сферы общения и ее оптимизации в

жизни человека; с другой стороны, важностью общенаучного изучения

невербального пласта конфликтности, в частности выявления влияния

особенностей визуальной самоподачи образа «Я» на возникновение и развитие

конфликтного взаимодействия в ситуации общения.

Объект исследования – самоподача образа «Я» субъекта общения.

Предмет исследования – особенности самоподачи образа «Я» у лиц с

разной конфликтностью.

Цель исследования – изучить влияние особенностей визуальной самоподачи

образа «Я» на конфликтность субъекта общения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что: если в

визуальной самоподаче образа «Я» субъекта общения наблюдается полоролевая

неадекватность, на невербальном уровне преобладают «самоконструирующая»

стратегия самоподачи, склонность к «самомаскировке» образа «Я» и

недостаточно развита психосемиотическая рефлексия, то особенности такой

самоподачи повышают конфликтность субъекта общения.

Задачи исследования:

в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа

выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной

психологии, обосновать программу эмпирического исследования;

в методическом плане – осуществить подбор психодиагностических методик

с целью изучения особенностей визуальной самоподачи образа «Я» и

конфликтности у испытуемых, создать методический инструментарий для

исследования влияния неадекватной статусно-ролевым ожиданиям самоподачи

образа «Я» на конфликтность;

в эмпирическом плане – выявить меру влияния визуальной самоподачи на

конфликтность субъекта общения.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования

сложилась из положений: социально-перцептивного подхода об индикативной

роли внешнего облика человека в межличностном познании (А.А.Бодалев, 1994;

В.Н.Панферов, 1982 и др.); психологии невербального поведения об

интерпретационной природе экспрессии человека (В.А.Лабунская, 1996), теории

управления впечатлением о самопрезентации как факторе его формирования

(И.Гоффман, 2000); визуальной психосемиотики общения о предпосылках,

условиях, психологических основаниях, стратегиях и способах визуальной

самоподачи (Е.А.Петрова); конфликтологии о социально-перцептивных

регуляторах поведения человека в конфликте (А.Я.Анцупов, 2000; А.И.Шипилов,

2000; Н.В.Гришина, 2000 и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методики

исследования:

1) для диагностики различных особенностей визуальной самоподачи образа «Я»

в общении: опросники «Визуальная самоподача образа «Я» в общении»

(Е.А.Петрова, 1998); «Стратегии визуальной самоподачи образа «Я» в

общении» и «Особенности содержания визуальной самоподачи образа «Я» в

общении» (Е.А.Петрова, И.И.Петрова, 2000);

2) для диагностики влияния неадекватности визуальной самоподачи на

конфликтность человека нами (в соавторстве) была разработана методика

«Неадекватная самоподача» (Е.А.Петрова, А.В.Романова, 2001);

3) для диагностики особенностей конфликтности применялись: адаптированный

вариант методики «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

(К.Томаса,1998); проективный тест С.Розенцвейга «Методика рисуночной

фрустрации» (в адаптированной обработке Н.В.Тарабриной,1984); опросники

по изучению конфликтов (М.М.Безруких, 1998) и (А.Н.Сухова, А.А.Деркач,

1998); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в

различных жизненных сферах» (Е.Б.Фанталовой, 1999);

4) для диагностики индивидуально-психологических свойств личности

использовались: личностный опросник (16 PF) (Р.Кеттелл, 1999), опросник

«Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д.Спилберг в адаптации

Ю.Ханина, 1980), опросник PEN (Г.Айзенк, С.Айзенк, 1963) и «Опросник

формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ, В.М.Русалов,

1997).

Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается

теоретической обоснованностью, рассматриваемой в диссертационном

исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и

задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд

независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки

испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми

параметрами.

При обработке данных экспериментального исследования использовались

методы корреляционного анализа (Т – критерий Стьюдента, коэффициенты

корреляций Кенделла); метод углового критерия Фишера (сравнение 2-х выборок

по % - ой доле эффекта) и другие инструменты статистического анализа

данных.

Выборка для проведения эмпирического исследования формировалась на

базе Московского государственного открытого педагогического университета

им. М.А. Шолохова. В эксперименте приняли участие студенты в возрасте 18–20

лет. Общее число испытуемых составило 111 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Неадекватная статусно-ролевым ожиданиям визуальная самоподача образа «Я»

субъекта общения является фактором, провоцирующем межличностную

конфликтность, поскольку у воспринимающего (реципиента), повышаются

негативные тенденции в отношении к партнеру, а именно: увеличивается

склонность к внешнеобвинительным реакциям и реакциям самозащитного типа

(по С.Розенцвейгу, 1984).

2. Доминирующая стратегия самоподачи (по Р.Баумейстеру, 1982) на визуальном

уровне влияет на уровень конфликтности субъекта общения и тактику

поведения человека в конфликте (по К.Томасу, 1998). При преобладании

«самоконструирующей» стратегии визуальной самоподачи наблюдается высокая

конфликтность и отсутствие склонности к тактике «компромисса», низкая

степень социальной адаптации и приспособления; при «ублажающей» - низкая

конфликтность и склонность к тактике «компромисса», высокая степень

социальной адаптации и приспособления.

3. Особенности предъявления своего образа «Я» партнеру по общению,

проявляемые в мере его «самораскрытия», «самомаскировки» и

«самопрезентации» на визуальном уровне (Е.А.Петрова, И.И.Петрова, 2001)

не влияют на меру конфликтности личности, хотя и связаны с особенностями

общения человека. Лица, у которых «самопрезентация» является ведущим

способом самоподачи, отличаются низкими показателями «сотрудничества»,

высокой нормативностью поведения, ответственностью и деловой

направленностью. «Самомаскировка» свойственна субъектам с

проницательностью, расчетливым подходом к событиям и окружающим.

Выраженная тенденция к «самораскрытию» (на визуальном уровне) связана с

низким уровнем самозащитных реакций, редким проявлением

внешнеобвинительных реакций.

4. Развитие психосемиотической компетентности и рефлексии (по Е.А.Петровой;

1999) влияет на меру конфликтности субъекта общения. Наименее

конфликтными являются лица «компетентно-рефлексивного» типа, наиболее -

«некомпетентно-нерефлексивные» и «компетентно-нерефлексивные».

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем

психосемиотическая концепция общения обогащена новыми положениями, фактами,

инструментарием и доказательствами, а именно:

- выявлено повышение негативных тенденций в отношении к воспринимаемому

лицу при неадекватности его визуальной самоподачи полоролевым ожиданиям

воспринимающего партнера;

- обнаружена взаимосвязь стратегии визуальной самоподачи, уровня

конфликтности и тактики поведения человека в конфликте:

«самоконструирующая» стратегия прямо связана с конфликтностью и обратно

с «компромиссом», «ублажающая» - обратная зависимость с конфликтностью

и прямая с «компромиссом»;

- обнаружены связи уровня развития стратегии «самораскрытия»,

«самомаскировки» и «самопрезентации» образа «Я» на визуальном уровне и

таких особенностей общения, как мера сотрудничества, нормативность

поведения и др.

- выявлена обратная зависимость между развитием уровня конфликтности и

мерой сформированности психосемиотической рефлексии человека (на

визуальном уровне);

- разработана методика «Неадекватная самоподача», позволяющая

диагностировать показатели отношения к партнеру (по С.Розенцвейгу) в

ситуациях адекватной и неадекватной самоподачи.

Теоретическая значимость работы состоит в определенном вкладе в

развитие психосемиотической концепции самоподачи образа «Я» в общении,

которая дополняется положением о конфлитогенной природе неадекватной

визуальной самоподачи в общении, обогащается выводами о взаимосвязи

конфликтности личности и таких особенностей импрессии субъекта общения,

как: стратегии и способы визуальной самоподачи, уровень развития

психосемиотической рефлексии в общении.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней

теоретические положения, экспериментальные факты и выводы могут

использоваться в практике психологического консультирования и тренинговой

работы, при чтении курсов лекций и проведении практических занятий со

студентами педагогических специальностей, а также для людей, занятых в

социальной сфере, для коррекционной работы с людьми, испытывающими

трудности в общении.

Апробация. Результаты исследования были представлены на первой

международной научно-практической конференции «Социальное познание в эпоху

быстрых политических и экономических перемен», г. Москва, 20-24 октября

1999г., на международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и

перспективы» г., Москва, 25-27 октября 2000г., на V всероссийской

конференции Российского психологического общества «Психология и ее

приложения», 30 января – 2 февраля 2002г., Москва.

Материалы работы обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях

кафедры психологии МГОПУ им. М.А.Шолохова в течение 1998 –2002г.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,

заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Теоретическое обоснование изучения влияния

особенностей визуальной самоподачи на конфликтность субъекта общения»

представлен теоретико-психологический и методологический анализ проблемы

межличностной конфликтности и визуальной самоподачи.

Несмотря на то, что в современной психологии проблематика, связанная с

конфликтами относится к разряду интенсивно изучаемых, вопросы влияния

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.