реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

Глава I Индивидуальность учащихся

и индивидуальный подход…………………………………………….5

1.Индивидуализация как один из способов

повышения эффективности процесса обучения ………….5

2.Индивидуальность человека. Темперамент:

его типы и свойства ……………………………………….10

3.Психодинамические свойства личности

и индивидуальный стиль деятельности ………………….18

Глава II Индивидуальный подход в процессе

обучения иностранному языку …………………………….26

1.Проявление свойств темперамента на уроке

и общие рекомендации по их учету …………………… 26

2.Организация индивидуализации в процессе

обучения иностранному языку.

Индивидуализированные упражнения ………………….. 33

Глава III Экспериментальная проверка влияния

психодинамических свойств учащихся

на успешность формирования навыков

и умений речевого общения ……………………………….40

1.Психологический констатирующий эксперимент …….40

2.Опытное обучение диалогической речи с учетом

психодинамических свойств учащихся ………………….42

3.Контрольный срез ……………………………………….54

Заключение ………………………………………………………….. 59

Библиография ……………………………………………………….. 61

Приложения …………………………………………………………..64

Введение

Повышение эффективности обучения в школе является одним из

центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-

педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится

учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную

деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого,

учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать

их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода

к школьникам.

Особенно важно соблюдение этих положений для учителей иностранного

языка, т.к. преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для

усвоения: некоторые школьники с трудом преодолевают языковой барьер, не

решаются говорить из боязни допустить ошибку. Это приводит к неверию в свои

силы, к мнению, что иностранный язык изучить невозможно. Вот почему у

школьников пропадает интерес к данному предмету.

Задача учителя заключается в том, чтобы убедить учеников, что каждый

из них способен овладеть иноязычной речью. Затем, учитывая способности и

возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять

соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие

разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т.е. осуществлять

индивидуальный подход в обучении учащихся.

Но понятие индивидуальный подход - очень широкое. Невозможно в одном

исследовании осветить все аспекты этого подхода. Поэтому нам представляется

целесообразным сконкретизировать нашу тему, которая может быть представлена

как “Учет психодинамических свойств в организации совместной речевой

деятельности учащихся на уроках английского языка”.

Итак, объектом нашего исследования являются психодинамические

свойства (свойства темперамента) учащихся.

Предметом исследования стал факт влияния индивидуализации на

эффективность в обучении английскому языку.

Цель заключается в том, чтобы изучить принципы учета

психодинамических свойств учащихся в процессе обучения иноязычной

диалогической речи.

Наша гипотеза звучит следующим образом: учет специфики

психодинамических свойств в процессе обучения диалогической речи на уроках

английского языка способствует повышению активности и успешности учащихся в

обучении иноязычной речи.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

основные его задачи:

1. На основе изучения и анализ психолого-педагогической литературы

определить основные теоретические понятия проводимого исследования и

осветить основные проблемы, связанные с нашей темой.

2. Разработать методику экспериментального исследования, направленного на

учет психодинамических свойств в обучении английскому языку.

3. Провести экспериментальную работу для подтверждения гипотезы.

4. Сделать анализ результатов эксперимента.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научно-методической литературы;

2) наблюдение;

3) опытно-экспериментальная работа.

Глава I Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход

1. Индивидуализация как один из способов повышения эффективности

процесса обучения

Еще Я.А.Коменский отмечал, что воспитание и образование возможно для

всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого

необходимо поставить в центр обучения ребенка с его интересами и

способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и

наблюдательностью. Ведь учитель учит не абстрактного «среднего» школьника,

а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со

специфическими природными качествами. Хрестоматийными стали слова

К.Д.Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех

отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Хорошо известно, как неодинаков бывает уровень знаний учеников, которых

учит один и тот же педагог. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и

те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит

к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения приводит к

неодинаковым успехам и переживается, оценивается детьми по-разному.

По данным психологических исследователей лишь незначительная часть

учащихся подростков (от 2,1% до 4,7%) не испытывает затруднений в процессе

обучения. Причины этих трудностей сами подростки в первую очередь видят в

самих себе, в собственных качествах – слабой памяти, недостаточном

внимании, неумении думать и т.д., а также в отсутствии воли, трудолюбия.

Интересно, что и педагоги в слабой успеваемости обвиняют в первую очередь

учеников, отмечая их недобросовестность, лень, безответственность. Кроме

того, помимо мотивационных причин неуспеваемости учащихся педагоги называют

и отсутствие способностей к обучению, то есть познавательный фактор. Именно

этот фактор и будет интересовать нас в ходе нашего исследования.

К психологическим причинам отсутствия способностей к обучению относят

недостатки познавательной деятельности, а именно – несформированность

приемов учебной деятельности, недостатки развития психических и

неадекватное использование ребенком своих природных особенностей.

Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один:

трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его

личности. Не добиваясь нужного эффекта, он приобретает опыт беспомощности;

испытав неудачу в решении одной задачи, он может и остальные воспринимать

как непосильные. Следовательно, падает интерес к учению, возникает

нежелание учиться. Именно поэтому неуспеваемость является вечной

проблемой, главной болезнью школы. Решение этой проблемы и является целью

индивидуального подхода.

В педагогической науке под индивидуализацией понимают «учет в процессе

обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах,

независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются» [ ;8] Унт

При использовании любых форм и методов в школе нельзя учесть все

индивидуальные особенности детей. Во внимание принимаются те их черты,

которые оказываются важными в процессе обучения. Попытаемся выяснить: какие

черты учащихся непосредственно влияют на процесс и успешность обучения и

привлекают к себе внимание учителей.

Во-первых, это уровень умственного развития ребенка, который нередко

отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых

школьник попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, - успехи в

учении, скорость и легкость усвоения знаний, умений оперативно и

адекватно отвечать на уроках и т.д. учитель может разделить класс на

группы, руководствуясь умственным развитием детей, и давать каждой группе

задания соответствующей трудности. Однако такое качество как уровень

умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются

стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей – весьма

ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество

различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. И в

значительной мере на развитие способностей влияют психодинамические

свойства (темперамента), о чем речь пойдет в третьем параграфе настоящей

главы.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно ригидны,

консервативны. Изменить их практически нельзя, но невозможно не обращать на

них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во

взаимоотношениях с окружающими.

В первую очередь к таким особенностям относят черты, связанные с

индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания

основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому

такие свойства часто называют индивидуально- типологическими (подробнее об

этом мы расскажем ниже).

Вследствие стабильности индивидуально-типологических черт с ними нельзя

не считаться, их обязательно нужно принимать во внимание. Тем более что,

как показывают психологические исследования, эти свойства непосредственным

образом влияют на учебную деятельность.

Итак, учет как психофизиологических, так и психологических черт

школьников важен для достижения двух основных целей – повышения

эффективности обучения и облегчения труда учителя. Во-первых, если учитель

имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика,

он будет знать как они влияют на его учебную деятельность: как управляет

своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос;

быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как переживает

порицание и неудачу. Знать эти качества ученика – значит сделать первый шаг

в организации его продуктивной работы. Во-вторых, пользуясь этими данными и

осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель будет более

эффективно трудиться сам, что освободит его от дополнительных занятий с

неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы и т.д..

В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме

индивидуализации и дифференциации. Можно выделить два разных критерия,

которые лежат в основе индивидуализации: 1)ориентация на уровень достижений

школьника и 2)ориентация на процессуальные особенности его деятельности.

Определить уровень достижений, то есть успехи ученика в разных школьных

предметах, несложно. Привычно для педагога и учитывать их в работе с

учеником, ориентироваться на усвоенные им знания и умения и зависящие от

них возможности дальнейшего продвижения. Учитывать уровни развития учащихся

и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто встречающийся вид

индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще

всего учитель выбирает индивидуализацию заданий.

Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные

параметры учебной деятельности школьников, встречается намного реже. И

наиболее важным способом индивидуализации этой формы, на наш взгляд,

является помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной

деятельности. Возможность индивидуализации такого типа изучалась

психологами В.С.Мерлиным, Е.А.Климовым, их учениками и последователями. Они

показали, как индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на

почве типологических свойств, помогает человеку успешно учиться.

Что называется индивидуальным стилем деятельности? Согласно

Е.А.Климову, под ним понимается система индивидуально-своеобразных приемов

и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей

человека. Если у человека выработан индивидуальный стиль учебной

деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился к условиям

обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. И помочь

учащемуся найти свой индивидуальный стиль учебной деятельности – это значит

помочь ему найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к

учебным ситуациям. Именно организация этого способа индивидуализации и

является предметов нашего исследования.

2. Индивидуальность человека. Темперамент: его типы и свойства

Прежде чем перейти непосредственно к проблеме темперамента в

дифференциальной психологии, постараемся выяснить причину того, что он во

многом определяет характер отношений личности, индивидуальный стиль

деятельности и общения, а также самосознания. Для этого необходимо выявить,

какое значение темперамент как подструктура индивидуальности имеет для всей

ее структуры. В традиционном понимании «индивидуальность – совокупность

особенностей отличающих одного человека от другого» (Е.В.Шорохова). Нельзя

сказать, что это определение неверно, но в свете интегративного подхода к

изучению личности оно является недостаточным.

Один из основоположников интегратизма В.С.Мерлин рассматривает

структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма

(биохимических, морфологических, нейродинамических), свойств индивидуума

(психодинамических) и особенностей технических процессов, свойств личности

и метаиндивидуальности (этот термин используется для обозначения

психологической характеристики отношения окружающих людей к данной

конкретной индивидуальности). Для большей наглядности интегральную

индивидуальность можно представить в виде системы, содержащей несколько

уровней:

1.Система индивидуальных свойств организма

Ее подсистемы:

а)биохимические;

б)общесоматические;

в)свойства нервной системы (нейродинамические).

2.Система индивидуальных психических свойств

Ее подсистемы:

а)психодинамические (свойства темперамента);

б)психические свойства личности.

3.Система социально-психологических индивидуальных свойств.

Ее подсистемы:

а)социальные роли в группе и коллективе;

б)социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

Особенность этой структуры состоит в том, что в ней существуют

разноуровневые и одноуровневые связи индивидуальных свойств. Явления,

принадлежащие к разным уровням, связаны между собой «много-многозначно».

Много-многозначная связь заключается в том, что каждая переменная множества

А (одного уровня) связана с несколькими переменными множества В (другого

уровня), а каждая переменная множества В связана с несколькими переменными

множества А.

Явления одного и того же иерархического уровня связаны однозначно.

Своеобразие однозначных связей в том, что в каком-либо из сопоставляемых

множеств А и В всегда имеется один элемент, с которым связаны элементы

другого множества. Существует несколько разновидностей однозначных связей.

При взаимооднозначной связи переменная а связана только с переменной в, а

переменная в только с переменной а. В одно-многозначной связи одна

переменная множества А связана с несколькими переменными множества В. В

много-однозначной связи одна переменная множества В связана с несколькими

переменными множества А (в интегральном подходе математический язык

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.