реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных)

Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере онкологических больных)

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра общей психологии

Дипломная работа

Влияние эмоциональных отклонений на внутреннюю картину болезни (на примере

онкологических больных)

Специализация: «Специальная психология»

Выполнила: студентка 6 курса

группа ПЗ - 607

Костиченко И.В.

Научный руководитель:

канд. психол. наук,

доцент каф. Общей психологии

Конева О.Б.

Челябинск- 2004 г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические предпосылки

исследования………………………………………………………………….…...6

1.1. Понятие о «психосоматике».………………………………………………...6

1. Внутренняя картина болезни …………………………………..…………8

2. Типы реакции на болезнь ………………………………………………..10

3. Динамика и временная характеристика переживания болезни………..15

1.2 Психологические аспекты психоэмоционального напряжения онкологических

больных ………………………………………………….15

1.2.1 Стресс как психотравма онкобольных …………………….…………….19

1.2.2 Тревога как ведущий компонент стрессового состояния онкобольны..21

1.3 Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного

тракта……………………………………………………………………………..29

Глава 2. Организация и методы исследования. ……………………………….33

2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………...33

2.2 Описание выборки…………………………………………………………...33

2.3 Описание методов исследования…………………………………………...34

2.4 Организация психодиагностического обследования……………………...38

Глава 3. Описание результатов исследования…………………………….…...40

3.1 Результаты метода клинического интервью………………………………40

3.2 Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал»...42

3.3 Результаты исследования по методике «Интегративный тест

тревожности»…………………………………………………………………….45

3.4 Результаты исследования по методу цветовых выборов….……………..47

Выводы…………………………………………………………………………...50

Заключение………………………………………………………………………52

Литература……………………………………………………………………….54

Приложение.

Введение.

Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и

интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных

условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение

темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур,

социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности

современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и

отчаяния.

Эмоции человека изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь

чаще подавляются, встраиваются в специальный контекст, а со временем

извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной

разрушительных процессов в организме.

Известно, что эмоциональное состояние человека является причиной

многих заболеваний. Ещё ученые древности подразумевали неразделимость

телесного и психического. Каждый орган был описан в тесной связи с

соответствующей органу эмоцией. Болезнь органа влияет на эмоциональное

состояние человека, неотреагированные чувства способствуют заболеванию

органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут

иметь личностный смысл.

В настоящее время взаимоотношением психических и соматических

процессов занимается психосоматическая медицина (психосоматика).

Психосоматическая медицина начинается тогда, когда пациент перестает быть

только носителем больного органа и рассматривается целостно. Психосоматика

дает возможность понять причины некоторых заболеваний и соматических

реакций человека.

С развитием онкологии стали особенно актуальны вопросы о

психоэмоциональном состоянии онкологических больных. Становится очевидным,

что злокачественные опухоли или рак - это одно из заболеваний, которое

несет в себе мощную стрессовую нагрузку. Эта исключительная тяжесть

объясняется тем, что для большинства пациентов и их родственников слово

«рак» является прямым синонимом обреченности, своего рода смертным

приговором.

Онкологические, как и все другие тяжелые заболевания у многих больных

вызывают психологический хронический стресс. Их волнуют мысли о том, как

будет проходить болезнь и насколько она опасна для жизни, поскольку среди

людей бытует ошибочное мнение, что рак - болезнь неизлечимая. Сопутствующие

психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность или депрессия

могут усугубить течение болезни. Имеющиеся в мировой научной литературе

сведения о влиянии психологического стресса на онкологических больных

свидетельствуют, что не только течение заболевания, но и социально-

психологическая реабилитация больного, возвращение его к активной

полноценной жизни в семье и обществе, снижение риска повторного

заболевания, во многом зависит от отношения человека к болезни, его

душевного состояния, воли, активной позиции, направленной на борьбу с

недугом.

Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике

является проблема реакции личности на болезнь. От того, как больной

относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.

Купирование на первых этапах терапии неблагоприятных эмоциональных

воздействий, представляется не менее важной задачей, чем непосредственное

лечение соматического заболевания.

Таким образом, целью работы является исследование особенностей

влияния эмоциональных нарушений на отношение к своей болезни у

онкологических больных.

Задачи:

1. Исследование исходного уровня социально-психологического стресса

онкологических больных, поступивших в онкодиспансер.

2. Исследование особенности эмоционального реагирования на болезнь у

пациентов с онкологическими заболеваниями в процессе лечения и уточнения

диагноза.

3. Исследование чувственного содержания внутренней картины болезни у

онкологических больных.

4. Исследование эмоциональных нарушений у испытуемых в связи с

подтверждением онкозаболевания.

Объект исследования: пациенты с онкологическими заболеваниями (рак

желудка и рак прямой кишки).

Предмет исследования: особенности эмоционального состояния и

внутренней картины болезни онкологических больных.

Гипотеза исследования: Эмоциональные нарушения онкологических больных

неблагоприятно воздействуют на их отношение к своей болезни.

Исследование проводилось на базе Кустанайского межобластного

онкологического диспансера в абдоминальном отделении с помощью следующих

методов: клиническое интервью; методика «Личностный дифференциал»;

интегративный тест тревожности (ИТТ), метод цветовых выборов Люшера.

Глава 1 данной работы содержит аналитический обзор литературных

источников по изучаемой проблеме и состоит из трех параграфов: понятие о

«психосоматике» ; психологические аспекты психоэмоционального напряжения

онкологических больных; характеристика онкологических заболеваний

желудочно-кишечного тракта.

Глава 2 данной работы содержит подробное описание особенностей

организации и методов исследований, а также содержит 4 параграфа: цели и

задачи исследования, гипотезу; описание выборки; описание методов

исследования и особенностей их применения в данном исследовании; описание

специфики проведения психодиагностического обследования.

Глава 3 состоит из результатов исследования и их анализа, а также

делаются основные выводы по полученным результатам. Работа завершается

заключением.

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования.

1.1. Понятие о «психосоматике»

Термин «психосоматика» от греческих слов psyche - дух, душа и soma -

тело. Понятие «психосоматическая медицина» в своей истории имело различное

содержание, описание и определение. В современной медицине раздел

психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические

и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в

этиопатогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и

поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к

определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь

(«поведения» в болезни) от типа личностного склада [30].

В психосоматике рассматривается классическая триада:

«предрасположенность – личность - ситуация». Предрасположенность - это

врожденная, а при определенных условиях и приобретенная готовность, которая

выливается в форму возможного органического или невротического заболевания.

Люди с определенными личностными особенностями склонны к тем или иным

заболеваниям. Невротические или соматические заболевания развиваются по

собственным закономерностям, которые тесно связаны с факторами окружающей

среды. Для диагностики как психосоматического, так и невротического

заболевания необходимо понимание ситуационного

характера его происхождения.

Можно назвать для примера восемь основных источников

психосоматических заболеваний:

1. внутренний конфликт частей личности, сознательного и бессознательного

в человеке, единоборство между которыми приводит к разрушительной

"победе" одной из них над другой.

2. мотивация или условная выгода. Часто симптом несет условную выгоду для

пациента. Например, избавление от мигрени может "открыть глаза" на

многие проблемы, которые "мешает видеть" головная боль, и тогда

пациент окажется перед необходимостью их решения.

3. эффект внушения (другим лицом). Известно, что если ребенку в детстве

часто повторять: "дурочка, дурак, остолоп, жадина" и т.п., то очень

часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее

внушенному, которое автоматически переходит во взрослую жизнь.

4. "элементы органической речи". Болезнь может быть физическим

воплощением фразы. Например, слова "у меня сердце за него болит", "я

от этого с ума схожу" могут превратиться в реальные симптомы.

5. идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Но, постоянно имитируя

другого, человек как бы отстраняется от собственного тела.

6. самонаказание. Если человек совершает неблаговидный со своей точки

зрения поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию.

Самонаказание – очень распространенная причина многих травм и

соматических нарушений.

7. травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы

раннего периода детства

8. алекситимия.

В современной классификации к соматическим заболеваниям и

расстройствам отнесены:

1. Психосоматические реакции (сильные психологические переживания,

получающие соматический ответ, например, влюбленность).

2. Конверсионные симптомы (невротический конфликт человека соматически

перерабатывается и превращается в телесный симптом, который сам по

себе символичен, например, психогенная слепота, глухота, рвота или

болевые феномены).

3. Органные неврозы: разнообразные нарушения в органах как телесные

проявления, сопровождающие аффект:

- ком в горле - внутреннее беспокойство

- затруднение дыхания - депрессивные проявления

- ощущения в области сердца - симптомы страха и т.п.

3. Органические психосоматозы (бронхиальная астма, эссенциальная

гипертония, язва двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит,

язвенный колит, нейродермит) [2].

1.1.1 Внутренняя картина болезни

Внутренняя картина болезни (ВКБ) как «продукт» собственной внутренней

творческой активности субъекта формируется в своих более или менее

развернутых формах при любом соматическом страдании – начиная от

однократных эпизодов боли, дискомфорта до грубых проявлений соматической

патологии (при тяжелых хронических заболеваний). Изучение сущности этого

процесса - важнейшее условие успешного изучения личности и ее изменений у

онкологических больных.

Изучение ВКБ позволяет в значительной степени рассмотреть весь

сложный процесс самопознания заболевшего человека, выявить те средства,

которые использует человек для осуществления этого познавательного

процесса. В то же время изучение ВКБ открывает возможность понимания

особых способов, приемов преодоления, овладения собственным поведением,

используемых человеком в сложной жизненной ситуации. Тем самым анализ

внутренней картины болезни открывает возможность проникновения в

компенсаторный потенциал личности.

Болезнь, как патологический процесс в организме двояким образом

участвует в построении внутренней картины болезни:

1. телесные ощущения местного и общего характера приводят к

возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Степень

участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни

определяется тяжестью клинических проявлений, астений и болевыми

ощущениями.

2. болезнь создает для больного трудную психологическую ситуацию. Эта

ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и приемы

лекарств, общение с врачами, перестройка отношений к близкими и коллегами

по работе.

Эти и некоторые моменты налагают отпечаток на собственную оценку

болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

В научной литературе для описания субъективной стороны заболеваний

используется большое количество терминов, которые были введены различными

авторами, но часто употребляются весьма сходным образом. Е.К.Краснушкин

субъективную сторону болезни раскрывает в термине «сознание болезни»,

Р.А.Лурия называет ее «внутренней картиной болезни», а Е.А.Шевалев –

«переживание болезни». Немецкий интернист Гольдшейдер писал об

«аутопластической картине болезни», выделяя две взаимодействующие стороны:

сенситивную (чувственную) и интеллектуальную (рассудочную,

интерпретативную) [19].

Углубление знаний о психической стороне заболеваний в отечественной

теории и практике медицины привело к появлению к настоящему времени

множества различных концептуальных схем, раскрывающих структуру внутреннего

мира больного человека.

В большинстве современных психологических исследований внутренней

картины болезни [19], при различных нозологических формах, в ее структуре

выделяется несколько взаимосвязанных сторон (уровней):

1. Болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) -

локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.д.

2. Эмоциональная сторона болезни связана с различными видами

эмоционального реагирования на отдельные стороны, симптомы, заболевание в

целом и его последствия.

3. Интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный

уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании,

размышлениями о его причинах и последствиях.

4. Волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с

определенным отношением больного к своему заболеванию,

необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.