реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Влияние цвета на жизнедеятельность человека

Влияние цвета на жизнедеятельность человека

Московский Государственный Открытый Педагогический Университет

Факультет психологии

Курсовая работа

По курсу «Общая психология»

На тему: «Влияние цвета на жизнедеятельность человека».

Работу

выполнила

студентка 2

курса

вечернего

отделения

1 потока, 1

группы

СОХА ЮЛИЯ

Научный руководитель:

академик,

профессор

Матюшкин А.М.

Оценка:

Москва, 2001

Оглавление.

Введение.

Стр.3

Наития древних и современные открытия.

Стр.5

Феномен цветопредпочтения. Функциональная психология.

Стр.8

Психологическое воздействие цветов.

Классификация цветов по их психологическому воздействию.

Стр.18

Иллюзии и ожидания.

Стр.23

Цвет поверхности, создающий радость труда.

Стр.25

Характеристика и воздействие красного цвета.

Стр.27

Характеристика и воздействие синего цвета.

Стр.33

Характеристика и воздействие желтого цвета.

Стр.35

Характеристика и воздействие зеленого цвета.

Стр.38

Характеристика и воздействие фиолетового цвета.

Стр.41

Характеристика и воздействие коричневого цвета.

Стр.43

Характеристика и воздействие белого цвета.

Стр.44

Характеристика и воздействие черного цвета.

Стр.46

Характеристика и воздействие серого цвета.

Стр.47

Астральный план.

Стр.49

Цветовые ауры.

Стр.51

Магическая символика цветов.

Стр.54

Заключение.

Стр.55

Литература.

Стр.56

Введение.

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого

организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние

эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи – сотни

поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на

внутреннюю жизнь человеческого микрокосмоса. Древние индусы считали

человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство

цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов,

человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов,

мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет

жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Цвет воистину всемогущ. В сочетании с направленным музыкальным

воздействием он может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях.

Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах.

Цвет таинственен, ибо позволяет за считанные минуты по характеру

предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не

догадывается и сам человек. Цвет жизненно необходим всякому, ибо питает

тело и поддерживает душу. Цвет глубочайшим образом включен в культурные

традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека.

Это было известно издревле. День сегодняшний требует перевода веками

накопленных знаний на язык современной науки. Цвет жизненно важен для

медиков и художников, психологов и строителей, педагогов и рекламщиков,

учёных и политиков. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен

психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому,

наиболее истинному в наших душах.

Наития древних и современные открытия.

Издревле ясновидящие отмечали наличие глубинных соответствий,

наблюдаемых между различными энергоцентрами и энергоканалами и

определенными цветами. Учение Живой Этики содержит множество указаний на

прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами расцветками ауральной

энергооболочки человека и определенными психическими состояниями. Гете была

выработана концепция цвета: все темные цвета успокаивают, светлые

возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это

основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое и

психическое воздействие. Существует даже школа исцеления с помощью цвета.

Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма, цвет

разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который

хотел. В древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов

оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. Если человек

устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть

состояние меняется на противоположное. Цвет оказывает влияние на кровяное

давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному, при

обратном предъявлении происходит обратный процесс. Не следует

злоупотреблять темными тонами – углубление в цвет вызывает тревогу.

Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия».

Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки

посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по

которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные

исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность

восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и

практически любыми клетками организма.

Известный российский психолог А.Н.Леонтьев разработал методику

развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему

удалось выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие

цветовых потоков, которое осуществлялось с помощью ладони. Цветной луч

падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной

специфической реакции, причем ее характер точно соответствовал

спектральному составу падающего на ладонь луча. Более того, испытуемые

Леонтьева научились различать цвета ладонью, при полном исключении

возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз.

Аналогичные эксперименты проводились в 70-е годы в Чехословакии.

Испытуемый, обвешанный датчиками, связанными с многочисленными

регистрирующими устройствами, обнаженным заходил в «цветную комнату».

Предметы в комнате были выкрашены в один определенный тон, и приборы

регистрировали совершенно определенную реакцию человека на воспринимаемый

всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было легко

различить, в какую именно комнату – синюю или красную, желтую или зеленую –

зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научались по каким-то еле

уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать цвета, в

поле действия которых они попадали. Самым удивительным в этом эксперименте

оказалось получение достоверных значимых результатов при полном отсутствии

освещения в «цветных комнатах». Люди заходили в темное помещение, в котором

и глаз бы не различил превалирующий цветовой тон. Тем не менее, организм

четко реагировал на «поставленную задачу» – происходило ясное определение

характера цвета, в пространстве которого оказался человек.

Феномен цветопредпочтения. Функциональная психология.

Многие авторы полагают, что за долгую историю развития человечества

в культурной традиции сложились неосознаваемые соответствия между

отдельными цветами и определенными символическими значениями. При встрече

человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование

физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции

символическим смыслом.

Однако сомнения в состоятельности данной концепции вызывает факт

существования различий символических значений, связанных с одними и теми же

цветами в различных культурных традициях. Конечно, влияние культуральных

конструктов на цветовосприятие имеет место, когда глубоко укоренившиеся в

психике социальные конвенции и те или иные этнопсихологические особенности

налагаются на «физиологический» смысл цвета. К примеру, коммунистические

страны находились под превалирующим давлением красной гаммы цветов, а

страны фундаментального ислама отмечены предпочтением зеленого. Но к

раскрытию сущности процесса психологического воздействия цвета эта гипотеза

значения не имеет. Остается открытым вопрос о возникновении самих

символических значений. Они не могли появиться на основе «социального

договора», ибо фундаментом процесса «осмысления» и «означивания» цвета

является глубинная связь, существующая между особенностями тех или иных

световых вибраций и неосознаваемой психической динамикой. Нужны иные

объяснения, которые и предложил М.Люшер.

Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и

создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой

тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и

предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности

и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта

методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов,

психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении

особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов

и субкультурных объединений.

Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом

являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них – 73 цветных поля и

25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь

протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации,

вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По

нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного

равновесия, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический

тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и

соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение

для врача и психотерапевта. Тест представляет собой «систему раннего

предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных

заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного

тракта и при других соматических заболеваниях.

При первом знакомстве с цветотестом Люшера прежде всего поражает

явное несоответствие между предельной простотой методики и колоссальной

сложностью информации о процессах, протекающих в бессознательном

тестируемого Простотой эта методика обязана принципу ранжирования.

Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее

приятных до наиболее неприятных. Цвет, который ей нравится больше всех,

стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним, и который

стоит на восьмом месте, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую

склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется

«функцией». В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное

предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона

индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

Сильное предпочтение цвета: «+» (знак плюс);

Симпатия к цвету: «*» (знак умножения);

Безразличие к цвету: «=» (знак равенства);

Неприятие цвета: «-» (знак минус).

Функция (разрядное значение) цветов.

Первое место: решительно предпочитаемый (наиболее приятный) цвет.

Оно обозначает «обращение к чему-либо» и обозначается знаком «+». Оно

показывает «тактический метод» человека, избираемый им, и средства, на

которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели.

Второе место: также помечается знаком «+», оно показывает истинную

цель.

Третье и четвертое места: оба характеризуются знаком «*». Цвета в

этих разрядах показывают состояние, в котором мы себя ощущаем, или

собственную диспозицию, самочувствие.

Пятое и шестое места: перед ними стоит знак индифферентности «=».

Цвета в этих разрядах не отвергаются, они соответствуют состоянию

избравшего их. Они определяют собой свойства, которые в настоящий момент

для него прекратили свое действие и сейчас более не действуют.

«Индифферентный» цвет – это, следовательно, свойство, не используемое

актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим, «приостановлено»

в своем действии, но которое снова может быть быстро «отозвано из отставки»

и снова начать свое действие.

Седьмое и восьмое места: они имеют перед собой знак «-» и означают

«противонаправленность». Цвета, которые избирающий отвергает как

несимпатичные, представляют собой ту самую потребность, которая тормозится

целесообразным преимуществом.

В зависимости от характера субъективного предпочтения, в

соответствии со специально разработанными таблицами интерпретаций

психодиагност может реально судить о структурной динамике психических

процессов. В основе теста лежат фундаментальные закономерности связи между

разнокачественными цветоэнергиями и определенными психическими процессами,

состояниями и явлениями.

Исходной точкой построения цветопсихологической диагностической

системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с

определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с

окружением.

Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у

любого человека, у любого культурного слоя не только то же самое

восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения

субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий

успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость

психологии цвета. Индивидуально различной является, однако, личная

симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь

цвету.

Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о

психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них

перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в

настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и

специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему.

Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.