реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Виды и роль эмоций в жизни человека

Виды и роль эмоций в жизни человека

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет

Реферат по дисциплине

«Основы психологии и педагогики»

на тему:

'Виды и роль эмоций в жизни человека'

Выполнил: ст. гр. ФФ-01-3

Петренко Виталий

Проверила:

Хоминич Елена Николаевна

Днепропетровск

2003

Содержание

1. Общее представление об эмоциях - 2 -

2. Роль эмоций - 3 -

3. Проявление эмоций - 5 -

4. Механизмы эмоции - 6 -

5. Управление эмоциями - 7 -

6. Эмоции и личность - 8 -

7. Расположение эмоций по выражению лица - 11 -

8. Список литературы - 14 -

1. Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления

отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную).

Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций,

событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме

переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный

момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к

другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в

виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только

психический компонент - переживание, но и специфические физиологические

изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у

животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество

оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos -

сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие

её.

Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и

неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания

удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений),

которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником

удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и

отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные

эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и

отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в

«комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок,

опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой

они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени

осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения,

собственно эмоции и аффекты.

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние,

причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у

человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность

в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно

выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они

возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и

имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное

эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека

стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда

проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению

внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на

объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия

совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.

Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в

беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему

окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в

нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо

об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

2. Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску

происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же

событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.

Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование,

огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное

произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные

эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас

действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного

прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или

ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к

нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека

действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию

эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из

психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того

или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия

решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические

изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.

Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции

выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую,

санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую

(стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он

предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем

самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному

определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх

защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от

гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх

может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь

дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной

его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и

воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации,

недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.

Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому

объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в

связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью

эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и

ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что

ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает

возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с

объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного

на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение

(экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о

своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению

агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию

потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией:

устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого

человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления,

стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные

эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей

ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного

результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот,

предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина,

эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который

удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает

разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека,

связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-

оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения

задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек

стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же

действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными

эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить

стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для

самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности

человека, от условий его воспитания.

3. Проявление эмоций

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о

переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и

физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным

реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений,

артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать

различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел

описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и

гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего

появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в

ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего

кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы

начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает

происходить интенсивнее.

При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение

кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких

сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается

поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток

воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние,

начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает

печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос

слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же

побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в

кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о

такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает

человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем

больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления

эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои

переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного

психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.

Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально

реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек

может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям,

общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье,

так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их

способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый

вид памяти — эмоциональную память.

4. Механизмы эмоции

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.

Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули

периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с

определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому

смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что

произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению

соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами

начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно;

попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой

спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится

настроение.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием

эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не

сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при

исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное

переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при

многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для

мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею

страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе

напряжения.

У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса -

Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,

возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не

отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти

физиологические изменения развертываются медленно, в то время как

эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют

физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда

последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и

физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов.

Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка

сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень

эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной

дефицита информации, необходимой для достижения цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения

чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,

приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает

извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут

быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в

спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы

достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность

которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно

важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

5. Управление эмоциями

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.