реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Основы психодиагностики

Основы психодиагностики

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет: психологический.

Специальность: психология.

Реферат по дисциплине: Основы психодиагностики.

Тема: Требования к методам психодиагностики.

Студентка 3 курса: Мозжерина Лилия Владимировна.

2003 год

План:

Введение.

1.Общее представление о психодиагностике.

2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые

к ним требования.

2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

2.2.Методы психодиагностики, их классификация.

2.3.Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и

ситуациям.

2.4.Тесты и тестирование.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка

психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения

о наличном психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два

его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика»

относит его к специальной области психологических знаний, касающейся

разработки и использования в практике различных психодиагностических

средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в

русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1.Какова природа психологических явлений и принципиальная

возможность их научной оценки?

2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные

основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки

психологический явлений?

3.В какой мере применяемые в настоящее время средства

психодиагностики соответствуют принятым общенаучным,

методологическим требованиям?

4.Каковы основные методические требования, предъявляемые к

различным средствам психодиагностики?

5.Каковы основания достоверности результатов практической

психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям

проведения психодиагностики, средствам обработки полученных

результатов и способам их интерпретации?

6.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности

методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на

специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической

постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько

теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к

организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1.Определение профессиональных требований, предъявляемых к

психологу как к психодиагносту.

2.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он

должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей

работой.

3.Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых

является гарантией того, что психолог действительно успешно и

профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4.Разработка программ, средств и методов практической подготовки

психолога в области психодиагностики, а также оценки его

компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным

образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой

квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо

овладеть как научными, так и практическими основами

психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь

научных основ методики или знание методики без понимания ее научного

обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой

области.

1. Общее представление о психодиагностике.

Практически психодиагностика используется в самых разных

областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как

автор или участник прикладных психолого-педагогических

экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим

консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по

крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика

выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности.

Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е.

оценка наличного психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном

эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени

развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства,

закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах,

проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного

психологического исследования могут быть некоторые особенности

мышления человека - такие, относительно которых утверждается, что

они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным

образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев

требуется точная психодиагностика, соответствующих интеллектуальных

свойств, ориентированная, во – первых, на прямое доказательство их

существования, во – вторых, на демонстрацию постулированных

закономерностей их изменения, в – третьих, на показ того, что они

действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в

гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных

исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах

необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в

результате нововведений действительно и в нужном направлении

изменяются оцениваемые психологические особенности.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием,

прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить

правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей

клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с

клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование

представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога

с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а

практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и

одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно

возникает задача осуществления «входной» и «выходной»

психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале

консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования,

психодиагностика является в практической психокоррекционной работе.

Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых

психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или

экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь

доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом

работы в его собственной психологии и поведении действительно

произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать чтобы

усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в

успех – один из важнейших факторов эффективности любого

терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного

состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой

психокоррекционный сеанс.

Кроме названных областей научной и практической психологии,

психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в

медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в

психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание

степени развития тех или иных психологических свойств человека.

Во всех описанных случаях научная и практическая

психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся

следующие:

1.Установление наличия у человека того лили иного

психологического свойства или особенности поведения.

2.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение

в определенных количественных и качественных показателях.

3.Описание диагностируемых психологических и поведенческих

особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике

решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от

целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях,

за исключением качественного описания результатов, требуется

владение методами количественного анализа.

2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые

к ним требования.

2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных

значения. Одно из них соотносит данное слово с названием

соответствующей области научных психологических знаний и

исследований, а другое указывает на специфическую область

практического применения психологических знаний. Как сфера науки

психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы

проверки научности различных методов психодиагностики. Как область

практики она ориентирована на профессиональные знания и умения,

связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом

случае речь идет о способах оценки психологических процессов,

свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно

обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика

показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов

психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно

обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и

собственно психодиагностические методы. Последнее название

относиться только к той группе методов, которые используются в

оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и

качественные характеристики изучаемых психологических свойств.

Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для

изучения психологических процессов, свойств и состояний человека,

носят название исследовательских. Они обычно применяются в

эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная

цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера,

показывающих разницу между психодиагностическими и

исследовательскими методами.

Пример 1. Метод психодиагностики личности.

Это 16 – факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой

стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений,

разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал

оценивается какая – либо отдельная черта личности, причем оценки

даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест,

инструкция, процедура его применения, способы получения,

интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и

применяется одинаково во всех случаях тестирования.

Пример 2. Метод исследования личности.

Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для

того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека,

наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким

образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека,

связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее

отчетливо, т. е. так, чтобы их можно было детально изучить.

Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью

эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод

об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы

поведения.

Исследовательским, к примеру, также является метод включенного

наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми,

позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных

условиях.

Эти методы психодиагностики применяются в самых разных областях

психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В

научной психологии они обычно используются в процессе организации и

проведения исследовательских экспериментов, а в практической

психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а

также в других областях деятельности профессионального психолога,

таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная

подготовка.

В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо

точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных

психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы

установить. Повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих

свойств. Сказанное касается также психологического консультирования

и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический

психолог должен оценить степень развитости у клиента различных

психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то

напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику

больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его

лечения.

Примерно то же самое приходится делать психологу, если он

выступает в роли диагноста и, поставив свой, психологический,

диагноз состояния клиента. Занимается консультированием или

коррекцией.

Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и

поведению человека. Здесь также необходима точная диагностика

разнообразных психологических и поведенческих качеств, определяющих

профессиональную пригодность человека. Применение

психодиагностических методов в данном случае связано с

профессиональным отбором и профессиональной подготовкой людей

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и

разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему,

практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации

психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она

следующим образом:

1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2.Опросные психодиагностические методы.

3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ

поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4.Экспериментальные методы психодиагностики.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.