реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Основные стороны процесса общения и их характеристика

Основные стороны процесса общения и их характеристика

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал Волжский

Курсовая работа

По дисциплине "Социальная психология"

Тема: "Основные стороны процесса общения и их характеристика".

Выполнил студент: Бузуверова Оксана Викторовна

№ контракта:

Направление: психология

№ группы: ОП-809-01

Подпись студента: ______________Дата сдачи работы: _____________

Работа принята: _______________________________________

________

Ф. и. о. ответственного лица, должность

подпись

" " 200 г.

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал Волжский

Задание на курсовую работу

по дисциплине "Социальная психология"

Студента: Бузуверова Оксана Викторовна

1. Тема: "Основные стороны процесса общения и их характеристика".

2. Срок сдачи курсовой работы: " " 200 г.

3. Краткое содержание курсовой работы:

- Введение.

- Гл. I. Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

- Гл. II. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

- Гл. III. общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона

общения)

- Заключение.

- Библиографический список использованной литературы.

- Приложения.

4. Дата выдачи темы: " " 200 г.

Задание выдано: ____________________________________ ________

Ф. и. о. ответственного лица, должность

подпись

" " 200 г.

Оглавление

Введение.

............................................................................

.......................................................................

Стр....

Глава I.

............................................................................

......................................................................

Стр....

1.1.

............................................................................

............................................................................

.......... Стр....

1.2.

............................................................................

............................................................................

.......... Стр....

1.3.

............................................................................

............................................................................

........... Стр....

Глава II.

............................................................................

.........................................................................

Стр....

2.1.

............................................................................

............................................................................

............ Стр....

2.2.

............................................................................

............................................................................

............ Стр....

Глава III.

............................................................................

...........................................................................

Стр....

3.1.

............................................................................

............................................................................

............. Стр....

3.2.

............................................................................

............................................................................

............. Стр....

3.3.

............................................................................

............................................................................

............. Стр....

Заключение……………………………………………………………...........................................

...................... Стр....

Библиографический список использованной литературы. . ……………………………………………...

Стр. ...

Приложения..................................................................

............................................................................

.............. Стр....

Введение

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить

его

структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре

общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я

предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех

взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле

слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между

общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и

действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и

познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе

взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в

более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в

общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-

коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том,

чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне,

содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной

действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух

других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для

построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь

стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях

непосредственного контакта между людьми

Глава1

Общение, как обмен информацией

(коммуникативная сторона общения)

1. Специфика обмена информацией в коммуникативном

процессе.

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во

время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями,

и интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения

теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация

передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не

только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в

самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации

между двумя людьми:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-

то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие

от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду

отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом:

взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной

деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает

активность также и в своем партнёре. Направляя ему информацию необходимо

ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д.,

«обращаться» к нему.

По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен

информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не

просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это

возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята,

осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное

информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков

партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации

предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет

состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние,

которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие

одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.

Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это

воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа

отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно

лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен

информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные

за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только

принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров

понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому

у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно

специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия

понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на

котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более

глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные,

политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают

различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры

возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам.

Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она

есть лишь сторона общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно

воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет

выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены

единичным приемником информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный

коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных

адресатов

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух

типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она

рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою

очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация,

т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть

интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных

действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть

дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм

повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет

место в различных образовательных системах и не предполагает

непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может

варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст

сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается

коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.

1.2. Средства коммуникации. Речь

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее

знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются

в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить

классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают

вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые

системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного

процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы

человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических

знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь

является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче

информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда,

этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации

всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

Вообще относительно использования речи как некоторой значковой системы в

процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности

коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все

время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие

определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой

«активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это

предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность,

скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее

условие успешности вербальной коммуникации — понимания смысла того, что

говорит другой, в конечном счете — понимания, познания другой личности. Это

означает, что посредством речи не просто «движется информация», но

участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга,

ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь

определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в

ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как

личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО),

что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько

преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие

может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим

человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может

способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-

то новых возможностей.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности

речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на

основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика —

искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных

в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей

коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого

коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл

построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при

повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента

процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое

время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего

воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель

коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2) Что? (передается) — Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) — Канал

4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5) С каким эффектом? — Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных

исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора,

способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы

его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть

три: открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой

точки зрения, оценивает различные факты 'в подтверждение этой точки зрения;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.