реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Оптимальные психологические условия

для развития музыкальных способностей

с точки зрения психологии деятельности

и познавательных процессов.

Реферат по психологии студента 2-го курса

заочной формы обучения группы № 143 МГУКИ

Шевцова А. В.

Москва 2002

План

* Введение .О творчестве и мышлении

* Общие способности. Первичные и вторичные способности

* Внимание и воображение

* Механизмы памяти . Методы её развития

* Мышление. Основные виды

* теоретическое

* практическое

* творческое

* репродуктивное

* наглядно-действенное

* наглядно-образное

* словесно-логическое

* Специальные способности

* Аутогенная тренировка и медитация

1

Возьмите за правило всегда оглядываться

в поисках новых интересных идей, которые

уже успешно используются другими. Ваша

идея должна быть оригинальна только в

смысле её оригинального применения к про-

блеме, над которой вы работаете

Томас Эдисон , изобретатель.

Удивительно то , что начиная с первого класса и даже раньше детей обучают

чтению ,

письму и счёту , с помощью которых затем усваиваются все последующие

школьные пред-

меты , а такой же необходимый навык , более того , обуславливающий собой

все иные зна-

ния и умения - навык культурного , осознанного мышления остаётся пока в

полном небре-

жении . Такой учебной дисциплины до сих пор нет , возможно , потому , что

умение мыслить

кажется само собой разумеющимся .

Определённые действия формируют определённые навыки , и принято считать ,

что все

действия ума в достаточной мере проявляются по ходу воспитания и общего

развития ре-

бёнка , а в дальнейшем в полной мере развиваются в процессе обучения в

общеобразова-

тельных и специальных учреждениях.Но на самом деле это не так , и

подтверждением то-

му являются многие и многие люди , окончившие школу и институт , а мыслить

самостоя-

тельно и независимо от существующих стереотипов так и не научившиеся .

Способность управлять своими мыслями у подавляющего большинства людей

очень мала,

даже ребёнок к первому году жизни овладевает навыками свободного действия

руками го-

раздо лучше , чем взрослый - сознательными действиями в пространстве для

разумного ре-

шения вполне насущных жизненных задач . К примеру , любое простейшее

движение рук

так , а не иначе , или их неподвижность в нужный момент времени может быть

легко осу-

ществлено сознательно любым здоровым человеком . Но попытки мысленно

оперировать с

любой , произвольно выбранной , темой для размышления или же , по желанию

, достичь со-

стояния немыслия вряд ли приведут кого -либо к успеху .

Всё дело в том , что никого из нас не учили искусству мыслить , красоте

мысли , само

понятие культуры редко применяется к основной человеческой категории -

мышлению .

Сейчас принято заниматься физической культурой , обращать внимание на

культуру речи

и поведения , но мало кто всерьёз обеспокоен крайне низким уровнем

ментальной культу-

ры в психической жизни и деятельности любого отдельно взятого человека , и

в первую

очередь самого себя .

Ведь проблема заключается в том , что научные дисциплины , как и

общеобразовательные

предметы , сейчас не принимают в расчёт реальной и живой основы своих

построений -

конкретных всякий раз мыслей , которые появляются и развиваются по своим

вполне опре-

делённым законам . Законам , независимым от предмета и науки ,

пользующейся ими , и быть

может , только в силу уже существующих в природе законов мышления науки

способны

открывать свои правила и закономерности . Законы мышления объективны ,

скрытыми узора-

ми они намечают вехи человеческой культуры целых эпох , и , познавая их ,

можно осознать

глубокие связи между всеми проявлениями человеческой жизни , где в начале

основ всегда

пролегают человеческие мысли .

Это та исконно природная , человеческая почва , на которой может вскоре

произойти ин-

теграция науки , включающей на сегодня огромный список прикладных и

академических ,

гуманитарных и технических дисциплин , и возможно , слияние их в одну

фундаментальную

науку - науку о Человеке , когда-то предсказанную ещё научными классиками

. А это значит,

что далёкие и неприметные , на первый взгляд , связи и закономерности

между различными

проявлениями внутренней , психической жизни личности и многими сторонами

внешней об-

щественной жизни станут , наконец , очевидны в своей неразрывной

целостности и осознанно

применимы в повседневной жизни каждого человека . Люди просто думают , но

вопрос ,как

они это делают , ставится немногими , а он давно назрел , став болезненным

в кризисных

явлениях общества .

Знания и навыки в существующей сегодня системе образования - это чёткие

клише

правил и наборы уже застывших форм , которые неизбежно сталкиваются и

быстро разру-

шаются гибкой и динамичной реальностью . \"Наша система просвещения не

ставит перед

собой задачу как научить человека думать , но внушает ему , что именно он

должен думать.\"

(Дж . Кришнамурти ).

Вы даёте решать школьную задачу , полагая , что это автоматически

тренирует мышление и

развивает навык решения любых задач .Но при этом знаете , что путь к

решению всего один , или только несколько , и существует вполне жёсткий

алгоритм , который и следует найти , чтобы её решить . И этот логический

алгоритм , как наперёд заданная траектория ,

заложен в структуру любого знания , которому учат , будучи уверенными ,

что само собою

учат ещё и думать . Но как ? Робот-манипулятор способен выполнять

определённые дейст-

вия , это его навыки в рамках вложенной программы ; в отличие от него

человек является

открытой в мир информационной системой и , говоря языком аналогии , ему не

поможет

никакая совершенная и суперуниверсальная программа , если он захочет выйти

за пределы

завода и станет делать то , что пожелает .

В подобное положение попадает каждый человек , когда он выходит из стен

школы или

вуза и пытается самореализоваться в жизни . Только единицы оказываются

способными дей-

ствовать вне стереотипов социального конвейера и создавать нечто

совершенно новое . Их

называют талантами и гениями , и траектории их самостоятельных ментальных

путей часто

служат схемами для новых социальных конвейеров и заводов .

Эта исключительность порою сбивает с толку , только , к счастью , она пока

не распрост-

раняется на детей , и можно быстро убедиться в том , что недостаток

самостоятельности и

творческой активности в мышлении обычного ребёнка пяти-семи лет , пока он

ещё не по-

пал под власть и авторитет взрослых стереотипов , является скорее

исключением , чем пра-

вилом . Несомненно , что присущее большинству детей качество ясного и

нестандартного

мышления проявляется на подобающем их возрасту уровне психического

развития и пото-

му может показаться в сравнении со взрослым примитивным и творчески

абсолютно не-

продуктивным . Но только основное отличие взрослого от ребёнка заключается

не в от-

сутствии , как, увы , принято считать , фантазии , а в неспособности

претворять свои

мечты во взрослую жизнь . Творчество ребёнка воплощается в его игре , и

непосредствен-

ная реализация замыслов на уровне его возможностей материализуется среди

игрушек и в

песочнице , тогда как у взрослого человека творческая мысль обретает плоть

в видимых

формах окружающей действительности , имея в наш век ограничения в

масштабах уже всей

планеты и ближнего космоса .

Примечательны в этой связи слова выдающегося русского психолога Л . С.

Выготского :

\"…Научное понимание этого вопроса заставляет нас , таким образом ,

смотреть на творчес-

тво скорее как на правило , чем как исключение . Конечно , высшие

выражения творчества

до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества , но в

каждодневной

окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования , и

всё , что

выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового , обязано

своим происхож-

дением творческому процессу человека\".

Если согласиться со словами Гегеля о том , что \"всё действительное разумно

, а всё разу-

мное действительно \", то можно пртйти к ясному пониманию критерия

творчества разумно-

го человека : мыслить так , чтобы мысли воплощались в действительность ,

то есть попросту сбывались , как мечты . Как раз в этом заключается

искусство и магия целостного мышления, и как и в любой деятельности ,

специальное обучение и сознательные усилия в этом нап- равлении могут

привести к мастерству . А мастер всегда отличен тем , что он творец

нового, которое совершенно .

Необходимость нового в жизни является законом самой жизни . Живёт всегда

новое , за-

тем оно взрослеет , а потом стареет и , становясь старым , естественно

уходит , снова уступая дорогу новому . Сама интенсивность психологического

переживания жизни ,единой в воспри- ятии , чувствах и сознании личности -

вкус и запах , прикосновения и движения ,музыка и свет, чувства и красота

, вся внутренняя значимость и осознанность происходящего - обусловлена

степенью свежести и новизны . Таким образом , вопрос творчества есть

вопрос самой жиз-

ни . То , что не может творить , не может меняться , проявляя себя ,

всякий раз в новом не-

избежно умирает , утрачивая природу самой жизни .

Творчество - это чистая энергия рождения , проявляющая себя в движениях

тела , чувств

и ума ребёнка . Потом , когда появляются привычки , складывается характер

, формируются

общепризнанные стереотипы , энергия уже не бьёт ключом переполненной

радости , а пос-

тепенно и размеренно направляется на колёсики сложных механизмов личности

.

Мы можем видеть как бы две крайности , обычно недостижимые вместе : знать

, что не-

обходимо , чтобы не выпасть из общественного устройства , и в то же время

не разучиться

мыслить , основываясь…\"ни на чём\". То есть на том , чего ещё нет , это

подобно существу-

ющей в основе всех вещей Пустоте , или изначальному вакууму , из которого

, как утверж-

дает современная физика , когда-то и появилось Всё .

Творчество в мысли - это состояние явленного чуда ,где в каждый

последующий миг ро-

ждается то , чего никогда не существовало в предыдущем . Необходимым

условием творчес-

тва , материализующего мечты человека в реальность дня , является

внутренняя целостность.

Целостность , первоначально присущая всем , в силу самого невыдуманного

факта нашего

природного рождения на Земле . По словам философа Витгенштейна :

\"Целостность бытия

реальна , хотя и не может быть высказана : она противоречит грамматике\".

Мышление это процесс , протекающий во множестве сфер , уровней и планов

бытия ,

можно сказать обобщённо : это целостный , системный процесс в одной

единой системе

Человек-Мир-Человек . Поэтому вместе с уже известными методами и подходами

нам будет

важно задействовать экзистенциальную , мировоззренческую , этическую ,

эстетическую , поэ-

тическую , психотерапевтическую , психофизическую и , по возможности ,

другие стороны ,

без которых нельзя выработать действительного метода развития этой

таинственной , вол-

шебной основы , создавшей все человеческие основы - целостного по своей

природе твор-

ческого мышления .

Очень важным является то ,что, возможно впервые , воплощён сущностный ,

философский

и одновременно практичный подход к познавательным процессам и

психологическим качес-

твам личности , которые можно и нужно сознательно совершенствовать ,

обучаясь и обучая

тому , как делать это самому . Да и как иначе , ведь невидимые , но от

того не перестающие

существенно влиять и определять собою все остальные первоосновы сознания и

мысли ,

чувства самоотождествления \"Я\" не могут познаваться как внешние объекты .

Они настолько

\"мы сами\", что ничего нельзя друг от друга отделить , чтобы рассмотреть по

кусочкам ло-

гическим методом , к которому мы так привыкли . Препарируя анализом

целостную психи-

ку , её нельзя оставить в живых , как только она разделена для внешнего

исследования -

это рана , которая опасна и совершенно не естественна , которая может

погубить саму жизнь.

Ведь жизнь и её самое активное проявление в нас - психика , сознание ,

меняются каж-

дый миг , и мы меняемся вместе с ними .А если что-то живое остановлено

,чтобы быть уви-

денным , оно уже не то , оно уже другое , потерявшее своё главное качество

жизни , которое

и хотели вначале рассмотреть . Но теперь его уже нет , а есть болезнь ,

рана , стресс , разде-

ление , временное отсутствие целостности или мёртвый механический процесс

, в котором

жизни уже не будет . Это механизм , как любое устройство , теперь можно

разобрать по вин-

тикам , изучить извне ,придумать , как его усовершенствовать ,составить

оптимальную програм-

му для его ещё более полезного функционирования . Но именно механизм ,

мёртвый и пос-

лушный , а не живой , извне не познаваемый и логически не предсказуемый

организм .

Именно поэтому познание жизненных основ , а психика прежде всего такая

основа ,

может быть только субъективным .И правы были древние , когда говорили ,

что самое

главное в жизни - \"Познай самого себя\".

2

Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л.

Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С.

Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). В

данном параграфе частично использован материал изысканий указанных

авторов, а в основном материал из книг Р.С. Немова и Л.Д. Столяренко .

Общие способности. Общие способности, о развитии и поддержании которых на

высоком уровне человек должен постоянно заботиться, условно можно

разделить на первичные и вторичные. К разряду так называемых вторичных

общих способностей относятся следующие: способность логически рассуждать и

точно определять понятия, совершать в уме сложные действия в прямом и

обратном порядке, видеть мир в образах, отражать его в системе понятий,

действовать с понятиями и манипулировать в уме образами, способность

совершать тонкие и точные координированные действия руками,

приспосабливаться к разным людям и жизненным ситуациям, добиваться

взаимопонимания, оказывать влияние на людей.

Вторичные способности формируются на базе первичных, к которым относятся

внимание, воображение, память, мышление и речь. И первичные и вторичные

способности в течение жизни человека могут развиваться, достигая весьма

высокого уровня зрелости. Благодаря им люди могут добиваться больших

успехов в различных видах деятельности.

Общие способности не только обеспечивают человеку успех в соответствующих

видах деятельности, но и сами развиваются в процессе деятельности. Поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.