реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Общая характеристика социализации детей

Общая характеристика социализации детей

Глава 1. Социализация в семье

1.1 Понятие социализации.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает

поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его

культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами

социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот

процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители,. церкви,

телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое

влияниесемья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.

По этой причинеона обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный

агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и

мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и

норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен

приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, -

варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы,

используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре

ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий

интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение

защищать свои права. В японсокй культуре, наоборот, ценится преданность

своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость,

готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели,

обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении

социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка

пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают

другие люди?».

1.2 Детерминанты воспитательного процесса.

Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются

функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из

них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских,

считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В

американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах,

родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание,

тогда как в других соцальных группах родители прибегают к этому крайне

редко.Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является

уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже

родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление

любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и

одобрения. С совершенствованием речевых навков ребенка растет эффективность

применяемых родителями словесных указаний, разьяснений и рассуждений.

Согласно Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают

под три большие категории: 1) воздействие родителей (личностные

особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого

ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные

характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный

контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и

супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных

контактов.

Личностные качества и убеждения родителей.

Стиль воспитания и используемые дисциплинарные методы с неизбежностью

отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально

зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на

проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием,

чем родители, менее благополучные в психологическом плане; сензитивное

воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости,

социальной компетентности и интелектуальных навыков.

Помимо личностных особенностей на формирование стиля

дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителй о

мотивации и способностях ребенка. Пытаясь социализировать своих детей таким

образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно

оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые,

желательные или нет.

Некоторые родител уверены, что ребенок конструктивен и адаптивен в

своем познании мира через эксперементирование. Они беседуют с детьми и

задают им множество вопросов, таким образом побуждая их к размышлению и

рассуждению. Более того, те кто убежден в естественной одаренности

ребенка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению

к ребенку не следует быть жестко директивным. родители же, которые считают,

что дети пассивны в своем познании мира, напротив, используют наставления и

указания, которые в меньшей мере способствуют когнитивному развитию.

На взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная

направленность родителей, их обобщенные представления о других людях.

Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов и

чувств – в отличии от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их

внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, - склонны

использовать личностно-ориентированные дисциплинарные методы. Они обращают

внимание детей на чувства, мотивы других людей, поощряют их размышления над

собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию

позновательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и

автономности.

Таким образом, представления родителей о поведении и мотивации

ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются

важнейшими детерминантами воспитательного процесса.

Личностные особенности и поведение ребенка.

Принцип взаимного влияния наглядно иллюстрирует отношения между

родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество

и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к

которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка.

Возбудимый, беспокойный ребенок, скорее всего, будет фрустрировать тех, кто

за ним ухаживает, вызывая реакцию раздражения, которая, в свою очередь,

повышает возбудимость ребенка. Матери, считающие своих детей «трудными»,

меньше взаимодействуют с ними, менее чутко реагируют на них.

Взаимное влияние родителей и детей можно обьяснить через концепцию

верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение

выходит за рамки, родитель пытается скорректировать его.

Социальный контекст.

Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение

потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а

прочный супружеский союз связан с сензитивным воспитанием, которое, в свою

очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Совместная

жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромису в умении

считатся с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг

друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистика

бракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают

в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура обшения

предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность,

чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.

Нормальны воспитательные отношения складываются при взаимной

удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах

внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания

детей имеют доверительные отношения в семье, а так же социально-

психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных

норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностей по

отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга,

супруги, отца, матери и т.п.

Взаимная поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс

несколькими способами. Первый из них – опосредованный: взаимная поддержка

супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от

времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким

образом дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более

позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское

поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства, беря на

себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляют особенно

много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет к общему

решению.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические

нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного

доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания

супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, главы семьи, завышение

требования, предьявляемые супругами друг к другу. Но самым

пожалуй,существенными факторами, отрицательно сказывающимся на воспитании

детей, являются несовместимость нравственных позцый супругов,

рассогласование их точек зрения на честь, мораль, долг, обязанности перед

семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Как исоциальная поддержка, получаемая от супружеских отношений,

социальная поддержка родственников и друзей существенным образом влияет на

родительское поведение. У родителей, получающих социальную поддержку,

выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более

отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях

1.3 Методы воспитания и их эффект.

Практически у всех родителей есть ясные или смутные идеальные

представления о том, какими должны быть их дети, т.е. какие знания,

нравственные ценности и формы поведения они должны усвоить в процессе

развития. Пытаясь воплотить в детях эти идеальные образы, родители пробуют

разнообразные стратегии, поскольку для достижения каждой цели необходимы

свои методы. Используя методы подкрепления и наказания, родители пытаются

привести в соответствие с собственными и общественными ценностями и нормами

фактическое поведение ребенка.. Фактически задачей социализации можно

считать развитие у ребенка саморегуляции. То есть конечной целью применения

дисциплинарных методов служит формирование у ребенка внутренней мотивации,

собственного желания вести себя социально приемлемым образом.

Подрепление. Подкрепление (или награда) может быть цоциальным

(похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления). Для маленьких

детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно

после демонстрирования желательного поведения, для старших детей

незамедлительность не столь существенна.

Внешние награды следует использовать с осторожностью, особенно

если поведение ребенка спонтанно, внутренне не мотивированно, так как при

определенных обстоятельствах подобные награды в действительности могут

снизить интерес ребенка к поощряемой деятельности. Наиболее эффективными

являются награды отвечающие принципу минимальной достаточности, который

гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения

поведения ребенка являются награды, необходимые и достаточные для того,

чтобы ребенок усвоил поведение. Минимально достаточные награды в большей

степени способствуют интериоризации норм.

Наказание. Большенство родителей считают, что в некоторых ситуациях

необходимо наказывывать ребенка, особенно когда нужно научить его избегать

опасностей. Наказание необходимо, но лишь тогда, когда поведение ребенка

изменить другим способом практически невозможно. Если все же возникает

нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по

возможности должны следовать непосредственно за заслужившим их поступком.

Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание

может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Правила социального

поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже

всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за

который он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ребенок быстрее

идет на компромис, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок,

которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от

родителей, становится эмоционально индиффирентным, проявляет повышенную

агрессивность. Наказание, получаемое от заботливого, любящегородителя,

скорее приведет к желаемому результату, чем наказание равнодушного или

агрессивного родителя

Рассуждения о проступкахзачастую являются весьма эффективными, приводя

к стойким изменениям в поведении ребенка. Успешное применение индуктивных

методов связано с позитивным общением между родителем и ребенком, с

пониманием ребенком причин, по которым необходимо следовать нормам и

указаниям, и с их интериоризацией.

Подрожание и идентификация. Немаловажное значение в социализации

ребенка в семье имеет родительский пример. Дети перенимают у родителей

стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством

подрожания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители

целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не

связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок

зачастую подрожает не лучшему поведению родителей.

Подрожание можно определить как простое копирование некоторого

вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественное понятие; оно

заимствовано из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством

которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели

поведения другого человека. Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с

родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое

«суперэго», ии совесть, - усваивает нравственные ценности и нормы, с также

формы поведения и отношения, свойственные его полу.

1.4 Семейная структура.

Процесс социолизации обеспечивают не только родители, но и сиблинги. В

психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны

воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено,

например, что со свом первенцем родители оращаются иначе, чем с детьми,

которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привелегии старшего

брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден,

причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в

большей степени обычно обращено на младших детей.

Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек.

Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских

черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживаю у себя

женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко

оказываются более чистолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого братьев нет.

Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые

интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только

старшие сестры.

Дети во взаимодействии со своими братьями и сестрами проводят столько

же времени, сколько и с матерью. Дети 4-6 лет проводят в компании своих

братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во

взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия,

маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.