реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Номотетическое моделирование социально-психологической процессов

Номотетическое моделирование социально-психологической процессов

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ОРЕХОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

НОМОТЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

19.00.05 – социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

МОСКВА

2005

Актуальность исследования

Термин «номотетический» используется в современной психологии для

обозначения исследований выявляющих, согласно В.Н.Дружинину, «общие законы

развития, существования и взаимодействия объектов». Есть основания

полагать, что этот смысл – выявление общих законов развития, существования

и взаимодействия - особенно значим для социально-психологических построений

на данной стадии развития науки.

Но прежде, чем обсуждать указанные основания, рассмотрим другие

используемые в названии термины, так как они в значительной степени

выражают суть предлагаемого исследования.

В настоящее время термины «модель», «моделирование», не говоря уже о

термине «социально-психологические процессы» используются в психологии

довольно часто.

Причем, как и других отраслях знания, эти термины используются в

психологии, по крайней мере, в двух смыслах. Согласно первому, в

соответствии с английской (Webster’s new twentieth century dictionary

second edition p. 1154) и русской (Словарь иностранных слов второе издание

с. 422) словарными традициями, «модель» понимается, как уменьшенная копия

или образец изучаемых психических процессов. А «моделирование» - как

построение таких копий или образцов.

Некоторые авторы, в частности В.Н.Дружинин, называя подобные модели

«физическими», полагали, что хорошими примерами их применения в психологии

являются попытки «…исследовать особенности элементарных форм научения и

познавательной активности у человека, используя для этого «биологические

модели»: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней».

Другой распространённый в науке смысл терминов «модель» и

«моделирование» - формальное (обычно формально-логическое) - описание

основных свойств объекта или явления - используется в современной

психологической литературе гораздо реже.

В частности, такое использование термина встречается в работах Д.

Т.Кэмпбелла, Р.Готсданкера, В.Н.Дружинина. Правда, последний предпочитал

употреблять понятие «знаково-символическое моделирование» применительно к

формально-логическим, математическим или компьютерным моделям. Большинство

авторов, использующих термины «модель» и «моделирование» в указанном

значении, имеют ввиду, прежде всего, математическое моделирование, т.е.

описание основных свойств психологических явлений языком математических

выражений.

Известно довольно много моделей отдельных психических процессов и

состояний разработанных отечественными исследователями (Гаазе-Рапопрот

М.Г., Поспелов Д.А., Журавлев Г.Е., Завалишин Н.В., Мучник И.Б., Келасьев

В.Н., Крылов В.Ю., Дрынков А.Б., Савченко Т.В., Орехов А.Н., Семенов Д.В. и

др. ). Ещё больше моделей разработали зарубежные психологи (Piajet J.,

Levin K., Stevens S. S., Osgood C.E., Anderson J.R., Hayes-Roth B., Hayes-

Roth F., Miller N.E., Gilinsky A. S., Patchen M., Tversky A., Nicholson

M., Kelly G.A.)

Среди исследователей (Журавлев Г.Е., Завалишин Н.В., Челышкова М.Б.) в

настоящее время распространено мнение, что математическое моделирование в

психологии предполагает не только построение, но и верификацию, т.е.

проверку, полноты и адекватности, строгих моделей психических процессов и

состояний. Кроме того, с помощью математических моделей обычно стремятся

найти новые свойства моделируемых объектов (Г.Е.Журавлев, В.Н.Дружинин).

Это становится возможным, когда модели заставляют функционировать в

тех условиях, в которых моделируемый объект никогда не был. Последнее, по

мнению ряда авторов, в частности М.Г.Гаазе-Рапопрот, Д.А.Поспелова и др.,

отличает математическое моделирование от простого формального описания

объекта.

Согласно распространенному мнению, ясно выраженному теми же авторами

«под моделью некоторого объекта понимается другой объект (реальный,

знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает

существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей

полностью заменяет исходный объект».

Разные модели одного и того же объекта обычно отличаются одна от

другой полнотой и адекватностью.

Полнота модели – степень соответствия элементов модели и их отношений

элементам и отношениям моделируемого объекта.

Адекватность модели – способность модели демонстрировать то же

поведение, что и моделируемый объект. Последнее качество модели ряд авторов

(Р.Готсданкер, В.Н.Дружинин и др.) называют «внешней валидностью».

Справедливо считается, что модель тем удачнее, чем более она полна и

чем выше ее адекватность (внешняя валидность).

Поскольку психические явления сложны и многообразны, постольку

большинство полных моделей их описывающих должны выражаться крайне сложными

и, поэтому, требующими гигантских усилий по созданию, преобразованию и

интерпретации математическими конструкциями.

Большинство известных в настоящее время математических моделей в

психологии адекватно описывают лишь очень небольшие совокупности ситуаций,

возникающих главным образом в лаборатории, вопрос об их полноте обычно

вообще не рассматривается. Поэтому такие модели здесь и далее будут

именоваться частными. Основной недостаток практически всех частных моделей

в психологии состоит в том, что они обычно несопоставимы друг с другом, а

классы явлений, для которых такие модели адекватны либо не описываются

вообще, либо описываются так, что различить их невозможно.

Указанное обстоятельство обозначает первое основание использования

термина «номотетическое» применительно к моделированию социально-

психологических процессов. А именно, моделирование, использующее общие

законы, и само позволяющее выявлять общие законы сделает возможным, если и

не объединение частных моделей, то, по крайней мере, использование

полученных с их помощью данных для объяснения явлений, с которыми ни одна

из этих моделей, ни любая их совокупность «справиться» не в состоянии.

Работ посвященных построению частных формально-логических и

математических моделей в социально - психологических исследованиях

(Schwarts S.H., Van de Vajver F., Leung K., Tindal R.S., Vollrath D.A.,

Davis J.H., Nagao D.H., and Hinzs V. B.) известно гораздо меньше, чем

подобных работ в общей и экспериментальной психологии.

В имеющихся моделях содержательные психологические описания обычно

«подгоняются» под математический аппарат, которым более или менее владеет

автор исследования. И, к сожалению, такой подход является типичным в

математическом моделировании и в общей и в социальной психологии.

В результате получающиеся формально-логические модели имеют малую

научную ценность и непригодны с практической точки зрения.

Между тем, благодаря усилиям нескольких поколений социальных

психологов и теоретиков, и особенно экспериментаторов, накопилось огромное

количество нематематических теоретических схем и фактического материала.

Причем часть экспериментальных фактов выглядит противоречащими друг –

другу. В частности, есть основания полагать, что экспериментальные факты,

полученные в рамках работ по когнитивному диссонансу противоречат ряду

фактов, полученных в исследованиях по сдвигу риска или лидерскому

поведению. Похоже, в ситуациях, когда происходил сдвиг риска, например,

испытуемые стремились не к уменьшению, а, напротив, к увеличению

диссонанса.

Подобные явные или кажущиеся противоречия будут, по-видимому,

устранены, если удастся найти общие законы, объясняющие возникновение

разнородных социально-психологических феноменов.

В этом – второе основание использования термина «номотетическое» для

характеристики данного типа моделирования.

В современной социально – политической ситуации не только в Российской

Федерации, но и в остальном мире, общественные институты и социальные

нововведения все более настоятельно требуют взвешенных психологических

оценок и рекомендаций.

Бедность, наркомания, терроризм, социальная, национальная и

религиозная нетерпимость на фоне невиданных научных достижений и огромной

экономической мощи наиболее богатых государств, почти неограниченные

возможности военного подавления и манипулирования массовым сознанием

порождают у представителей правящих элит много ранее подавляемых, часто

самоубийственных соблазнов. Например, соблазн ««вбомбить» в каменный век»

страну представляющую реальную, но чаще мнимую, потенциальную опасность,

или захватив средства массовой информации, обеспечить себе полный контроль

сначала над законодательными органами страны, а затем и над всеми её

ресурсами.

Весь исторический и современный опыт показывает, что попытки

предотвратить или остановить опасное развитие событий с помощью моральных,

религиозных и иных увещеваний аналогичных в случаях оказываются тщетными.

Иное дело, если те представители элиты, которые в силу личностных

качеств особенно падки на подобные соблазны, получат возможность заранее

представить затрагивающие персонально их последствия развития событий в

краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Тогда, если

источники прогнозов развития событий, основанные на учете социально -

психологических закономерностей будут внушать необходимое доверие, велик

шанс остановить опасное развитие.

Источники подобных прогнозов не могут снискать ни необходимого

общественного доверия, ни должного уважения, если их основания не будут в

значительной степени разделяться большинством профессиональных социальных

психологов вне зависимости от национальной или политической принадлежности.

Ведь именно общие основания делают выводы представителей естественных

наук, например физики, не только достоверными, но и уважаемыми.

В этом третье основание использования номотетического моделирования в

социально-психологическом исследовании.

Приведенные соображения, а именно, недостаточная адекватность и

неполнота известных частных моделей психических и социально-психологических

процессов, во-первых, обилие разнородных фактов теоретических схем и

несопоставимых частных моделей, во-вторых, и осознаваемая потребность

опираться на обще приемлемые основания социально-психологических прогнозов,

оценок и рекомендаций, в третьих, делают работу по созданию практически

пригодной теории номотетического моделирования социально-психологических

процессов особенно актуальной.

Отметим, что термин «социально-психологические процессы» используется

здесь вместо термина «социально-психические процессы» на том основании, что

слово психологические в своём составе имеет указание на возможность

словесного выражения, (логос), что представляется важным в плане достаточно

строгих и практически полезных описаний.

Означенные выше исследования по номотетическому моделированию

социально–психологических процессов должны привести к успеху в настоящее

время, так как имеется уникальная возможность использовать в качестве их

базы, и, вместе с тем, источника общих законов, строгую теорию психических

процессов («Математизированная синтетическая теория психических процессов»,

в дальнейшем МСТ).

Эта теория не только получила в последние годы ряд экспериментальных

подтверждений (Орехов А.Н., Ильясов И.И., Семёнов Д.В.), но и воплотилась в

нескольких компьютерных программах, в частности, в программе понимающей

смыл текстов, вопросов и правил на естественном Русском языке.

Цель исследования.

Создать теоретическую и методическую основу для разработки и

использования номотетических моделей в социальной психологии.

Объект исследования - внешние и внутренние психические проявления.

Предмет исследования - индивидуально-психические и социально-

психологические процессы.

Гипотеза исследования состоит из 7 положений.

1. Математизированная синтетическая теория психических процессов является

достаточно полной, развитой и адекватной, чтобы стать базой

номотетического моделирования.

2. Социально-психологические расширения теории – выделение и описание

основных факторов с необходимостью учитываемых в номотетических

моделях, определение базовых типов социально-психологических

процессов, выделение и строгое определение характеристик социальных

ситуаций, выявление законов и закономерностей, обуславливающих

психические процессы индивидов в социальных ситуациях, построение

алгоритмов использования эмпирических данных при выводе номотетических

моделей конкретных социально-психологических процессов – позволяют

получать верифицируемые и практически полезные номотетические модели

социально-психологических процессов.

3. Выведенные из расширенной теории номотетические модели:

- социально-психологических процессов, обуславливающих поведение людей в

критических социальных ситуациях;

- влияния негативной информации на формирование имиджа в зависимости от

личностных качеств на базе номотетической модели понимания;

- имиджа политического деятеля - покажут совпадение предсказанных на

основе каждой из них параметров психических проявлений с эмпирическими

данными.

4. Номотетическое моделирование социально-значимых личностных

особенностей обозначит новое перспективное направление создания

психодиагностических процедур.

5. Использование номотетических моделей (показано на примере модели

понимания) создаст основу для широкого применения вычислительного

эксперимента в социальной психологии.

6. Номотетическое моделирование намерений, а также моделирование эмоций и

чувств людей в трудных жизненных ситуациях представляются перспективными

направлениями исследований.

7. Номотетическая модель счастья выявляет неизвестные и практически

важные закономерности жизненного успеха.

Задачи исследования, вытекающие из определённого выше предмета и

гипотезы, представляются следующими:

1. Получить значимые данные в пользу или против того, что

Математизированная синтетическая теория психических процессов является

достаточно полной, развитой и адекватной.

2. Вывести следующие социально-психологические расширения теории: набор и

характеристики основных факторов с необходимостью учитываемых в

номотетических моделях; набор и характеристики базовых типов социально-

психологических процессов; критерии характеристики социальных

ситуаций; законы и закономерности, обуславливающие психические

процессы индивидов в социальных ситуациях; алгоритмы использования

эмпирических данных при выводе номотетических моделей конкретных

социально-психологических процессов.

3. Вывести из расширенной теории номотетические модели:

- социально-психологических процессов, обуславливающих поведение людей в

критических социальных ситуациях;

- влияния негативной информации на формирование имиджа в зависимости от

личностных качеств на базе номотетической модели понимания;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.