реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Наше восприятие мира

Наше восприятие мира

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Отличие восприятия от ощущений 2

1.2.Физиологичеокие основы восприятия 4

2. Теории восприятия 5

3. Свойства восприятия. 8

3.1. Активность 8

3.2. Историчность 9

3.3. Предметность 10

3.4. Целостность 10

3.5. Константность 11

3.6. Осмысленность 12

4. Виды восприятия 12

4.1. Осязательное восприятие 13

4.2. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии 15

4.3. Слуховое восприятие 22

5. Восприятие времени 23

6. Восприятие пространства 24

7. Восприятие движения 26

Заключение 27

Литература 28

Введение

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных

материальных элементов: камень – это камень, дерево – это дерево, кошка –

это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.

Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими

человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе,

единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки,

летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в

основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других – из

звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает

рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая

наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого

вида есть собственное восприятие реальности.

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных

сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть.

Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки,

тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь.

Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн –

от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных

(радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку

спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету». Какой бы

нам представилась реальность, если бы мы были способны различать другие

формы энергии? Каково было бы наше видение мира, если бы наши глаза были

способны улавливать рентгеновские лучи и мы видели насквозь то, что сейчас

кажется непроницаемым? Но какой мозг понадобится бы нам, чтобы осмысливать

окружающее, от которого мы получали бы такое множество сигналов?.

1. Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают

субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной

активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим

нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде

образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается

и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие

всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде

предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас

самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в

пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от

ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его

развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения

ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости,

равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия

складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений,

приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того

чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его

какую-либо встречную активность, направленную на его исследование,

построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к

специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их

периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ,

складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает

взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий

принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных

ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как

целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или

явления, который складывается в ходе активного их отражения.

«Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы

чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях

процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего

мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании

эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным

ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к

которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных

материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то,

что в настоящее время называется в психологии восприятием» (N6 с.211).

«Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни

существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий

воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс

отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием»

(N8 с.46).

«Восприятие является чувственным отображением предмета или явления

объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.

Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание

выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание

чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную

отличительную черту восприятия» (М9 с.242).

1.2.Физиологичеокие основы восприятия

Для того чтобы мы осознали какой – либо элемент окружающей

действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая,

химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего

была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из

наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших

органов чувств возникнут электрические импульсы, может начаться процесс

восприятия. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала осуществляют

рецепторные клетки, а затем уже этот закодированный сигнал передается по

сенсорным нервам к нервному центру в спинном или головном мозгу. Если

сигнал обусловлен стимулом, угрожающим вызывать повреждение организма, или

же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу

же вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого,

низшего центра, и это произойдет раньше чем мы осознаем данное воздействие

(одергивание руки при ожоге, сужение зрачков при ярком свете). Сигнал

продолжает свой путь по спинному мозгу, а затем идет по двум различным

путям: один ведет к коре головного мозга через таламус (скопление ядр

серого вещества в головном мозге, расположение между средним мозгом и корой

больших полушарий, центр, в котором собираются импульсы от всех органов

чувств, кроме органов обоняния, и где осуществляется их первичный анализ и

синтез), а другой проходит через фильтр ретикулярной формации (это

образование тянется вдоль всей оси мозгового ствола). Выполняет функцию

фильтра, который позволяет важным для организма сенсорным сигналам

активировать кору мозга, но не пропускает привычные для него или

повторяющиеся сигналы), которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии

и решает, достаточно ли важен сигнал, переданный прямым путем, чтобы его

расшифровкой занялась кора. Если сигнал будет сочтен важным, начнется

сложный процесс, который и приведет к восприятию в собственном смысле этого

слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих, тысяч,

нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать

сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл. Прежде всего внимание коры мозга

к стимулу повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это

позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией идущей от

сенсорного органа, а также, возможно, подключить другие органы чувств. По

мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных

событий, сохранившимися в памяти. Если сигнал оказывается похожим на что-то

уже известное, восприятие приводит к узнаванию. В противном случае оно

выражается в осознании какого-то нового аспекта реальности, фиксации его в

памяти и создании новых следов которые в свою очередь будут укреплены

другими актами узнавания. Таким образом, мозг с начала и до конца жизни

создает себе образ реальности, из которого исключены элементы, не связанные

с интересами и нуждами индивидуума.

И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы,

временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий при

воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. По

сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-

синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное

восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной

звуковой поток. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с

анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные

звуки, а слова. Основу синтеза составляет процесс установления временных

нервных связей. Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия,

складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений

внешнего мира. Таким образом, в основе сложного процесса построения образа

восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей,

обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет

взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

2. Теории восприятия

Ассоциативная теория восприятия достигла наибольшего влияния во второй

половине 19-го века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые

И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г.Э. Мюллер и

американский психолог Э.Б. Титченер. Несмотря на значительные различия в

объяснении частичных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов

на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на

самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений.

При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств,

подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.

Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством

ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм

определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.

Некоторые из этих авторов, как например, В. Вундт и Г. Гельмгольц,

привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и

внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции (апперцепция в

понимании В. Вундта, обозначает некоторую внутреннюю силу, направляющую

мысли и ход психических процессов) или интеллектуальных бессознательных

умозаключений. Основная ошибка ассоциативной теории заключалась в том, что

она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем

самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступала в

работах структуралистской школы (В. Вундт, Э.Б. Титченер).

Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом

ощущений, то задача состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем

субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их.

Этот метод был назван методом аналитической интроспекции.

С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов:

М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие. Они исходили из положения,

что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия

определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем»

действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации

в целом. Данное направление стало называться гештальтпсихологией. Методу

аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили

феноменологический метод, сущность которого в непосредственном описании

наблюдателем содержания своего восприятия.

Психология восприятия, по их мнению, должна отвечать на вопрос –

почему мы видим мир таким, каким мы его видим?. Гештальтисты, подобно

структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им

функцией. Еще один недостаток – отрицание историчности восприятия. Прошлый

опыт не способен, по их мнению, изменить восприятия объектов, раз они

образуют «хорошую» структуру. Гештальтпсихологи собрали большое количество

экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности

возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в

структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство,

замкнутость, симметричность и так далее. Были открыты закономерности

разделения зрительного поля на фигуру и фон. Новые пути теоретического

анализа восприятия были намечены в работах ряда зарубежных психологов,

согласно которым восприятие является результатом активной деятельности

субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире. Дж. Гибсон,

восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в

результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается.

Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы

раздражителей. Например, несколько точек, расположенных в порядке

уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют так называемый

градиент величины и плотности, несущий информацию о протяженности

рассматриваемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем уходящую

вдаль, поверхность.

Восприятие по Дж. Гибсону – активный процесс. Основное ударение в

теории Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке

стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей

среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие

осуществляется. Близкие положения сформулированы в теории восприятия

канадского психофизиолога Д.О. Хэбба, которая основана на многочисленных

клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории

восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах

развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали

сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д.О. Хэбба, восприятие в своих

основных чертах представляет собой прижизненно формулируемый навык,

которому надо обучаться.

Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к

частям фигуры, а затем уже всей фигуры. Таким образом, в работах Д.О. Хэбба

восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей.

Отсюда, однако, не следует, что теория Д.О. Хэбба является возвратом к

ассоциатизму, т.к. если ассоцианиоты говорили, что восприятие начинается с

осознания отдельных раздражителей, то у Д.О. Хэбба речь идет об активном

выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей

теорий восприятия. В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы,

как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и так

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.