реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Мужской и женский стили общения

Мужской и женский стили общения

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………....3

2.Значимость общения для мужчин и женщин……………………………….4

3. Половые особенности социальной перцепции…………………….……….4

4. Отношение к противоположному полу…………………………………...6

5. Половые особенности выбора партнера общения детьми……………….9

6. Круг общения у женщин и мужчин………………………………………11

7. Теснота общения и пол……………………………………………………12

8. Мужской и женский стили общения……………………………………..15

9.Список литературы………………………………………………………….27

Введение.

В этой работе обсуждаются результаты исследований особенностей общения

мужчин и женщин. Говорится о том, каких партнеров выбирают дети и

взрослые мужского и женского пола для общения, какие оценки даются

лицами мужского и женского пола представителям своего и чужого пола,

между представителями какого пола выше сплоченность, для кого из них

выше значимость общения, каковы особенности восприятия других людей

мужчинами и женщинами.

Особое место в работе уделяется мужскому и женскому стилю общения,

сходствам, различиям между мужчинами и женщинами.

Цель работы заключается в освещении современных подходов к пониманию

мужчин и женщин друг другом, для ее достижения использовались

исследования разных авторов, занимающихся этим вопросом.

Тема, безусловно, актуальна, так как человек-существо сугубо

социальное и существовать вне общества не может, поэтому каждый должен

уметь общаться, учитывая особенности окружающих. Так же очень большое

и важное место в нашей жизни занимает общение с противоположным полом.

Работа разбита на восемь пунктов, каждый из которых освещает вопросы,

обозначенные в цели работы.

1. Значимость общения для мужчин и женщин.

Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения

между людьми (N. Chodorow, 1989; J. Miller, 1986; С. Gilligan, 1990),

что проявляется и в большей для женщин значимости общения.

Имеющаяся уже у детей младшего ясельного возраста (1,5 года) половая

эмоциональная дифференциация (большая эмоциональность девочек) и

различие в интересах влияет и на различия общения детей мужского и

женского пола. Так, играя в детском саду, мальчики проявляют интерес к

предметам, а девочки — к личностным взаимоотношениям. Девочки

обнаруживают больше ответственности и «материнского поведения» по

отношению к другим детям. В любом возрасте девочки чаще мальчиков

бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей.

Большая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения

является косвенным проявлением их интереса к мнению о себе окружающих.

Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях

(W.Johnson, L. Termal, 1940; L. Terman, L. Tyler, 1954). Вследствие

этого девочки больше готовы к общению, чем мальчики. О. А. Тырнов

(1996), например, выявил, что юноши чаще, чем девушки, используют

шаблонные типы взаимодействия. Они в меньшей степени владеют приемами и

способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении.

Большее стремление девочек к общению показано и другими

исследователями. Такая же закономерность была обнаружена и для взрослых

(Психологические..., 1977; С. М. Петрова, 1995). А. А. Бодалевым

(1983), например, установлено, что объем общения у мужчин в полтора

раза меньше, чем у женщин. Большая значимость общения для женщин

подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет

общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием

счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин

(W. Johnson, L. Termal, 1940).

2. Половые особенности социальной перцепции.

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и

вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее

развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей:

женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в

тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют

эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Так, по данным А. А. Бодалева (1976), девушки-студентки все основные

стороны, в которых выражается внешний облик человека, фиксировали чаще,

чем юноши-студенты. При этом различия в частоте фиксирования таких

характеристик физической наружности, как рост и глаза, оказались

достоверными.

Преимущество девушек было выявлено по точности фиксирования таких

характеристик, как оформление внешности воспринимаемых людей,

пропорциональность телосложения, цвет волос и глаз и некоторых других.

В. С. Агеев (1985) показал, что, несмотря на кросскультурные

различия между русскими и вьетнамскими студентами при оценке деловых,

коммуникативных и личностных качеств незнакомого человека оценка

представителей своего пола обнаруживает меньше различий, чем

представителя противоположного пола (табл.)

|Объект восприятия |Юноши |Девушки |

|Вьетнамская |16,2 |5,4 |

|девушка | | |

|Русская девушка |12,6 |5,4 |

|Вьетнамский юноша |5,4 |16,2 |

|Русский юноша |7,2 |12,6 |

Лица женского пола дают более детализированное описание другого

человека, чем лица мужского пола. Это выявилось, в частности, в

исследовании А. А. Бодалева. Девушки отмечали все качества личности (за

исключением отношения к труду) чаще, чем юноши, при этом половые

различия в частоте фиксирования коммуникативных черт характера и

интеллектуальных качеств были достоверными. В то же время

характеристику личности в целом юноши давали в 2 раза чаще, чем

девушки.

Та же закономерность показана А. И. Донцовым и Ш. В. Саркисяном

(1980). Испытуемым предъявлялось по одной фотографии мужчины и женщины

с нейтральным выражением лица. Мужчины при индивидуальном составлении

портрета использовали меньше элементов, чем женщины. При этом при

создании мужского портрета мужчины использовали больше элементов, чем

при создании женского, независимо от отношения к описываемому объекту;

женщины же при индивидуальном описании женщины использовали больше

элементов, чем при описании мужчины, если отношение к ней было

положительным, и меньше элементов, если отношение к женщине,

изображенной на фотографии, было отрицательным.

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского

пола. Это следует из данных Ж. Лендел (1978): при оценке любимого

учителя почти в каждом классе (с 8-го по 10-й) девочки указали больше

позитивных качеств, чем мальчики (на 15,2 %), а при оценке нелюбимого

учителя мальчики на 14,5 % указали больше негативных качеств, чем

девочки.

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические

признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются

как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные (J. Tucker, H. Friedman,

1993).

А. А. Бодалев (1983) приводит данные, согласно которым низкие и высокие

голоса у мужчин и женщин вызывают совершенно разные ассоциации по

поводу личностных качеств владельцев голосов у слушающих их впервые

людей. Напряженность в голосе женщины не привела к приписыванию ей

негативных характеристик, в то время как напряженность в голосе мужчин

обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает

невысоким интеллектом, уязвим и т. д.

Многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у

женщин — как норма.

3. Отношение к противоположному полу.

Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола

оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола. И

эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста.

При изучении Т. А. Репиной эмоционально-личностных отношений

дошкольников выявилось, что взаимные выборы между детьми одного пола

составили 84,8 %, а между детьми разного пола — только 15,2 %. При этом

устойчивость выборов у девочек была большей, чем у мальчиков.

Как отмечает В. Е. Каган (2000), дети обоего пола 4-6 лет считают, что

девочки лучше мальчиков, с той разницей, что у мальчиков имеется

эмоциональная установка «мальчики хуже девочек, и я плохой», а у

девочек — «девочки лучше мальчиков, и я хорошая».

Эта же тенденция выявлена и у школьников. Д. Хартли (D. Hartley, 1981)

изучал, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе

представителей своего и противоположного пола. Выявилось, что мальчики

оценивают поведение девочек только с положительной стороны, а свое

собственное — как с положительной, так и с отрицательной. Девочки же

определяют свое поведение как хорошее, а поведение мальчиков — как

плохое. Авторская интерпретация этих фактов сводится к тому, что роль

школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми.

стереотипами. Представления о «хорошей» школьнице и «настоящей» женщине

не противоречат друг другу, в то время как быть хорошим (прилежным)

школьником и в то же время «настоящим» мужчиной в сознании учащихся

выступают как противоречивые представления.

|Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания |

|негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего |

|врага. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно |

|отпускают острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу |

|представителей противоположного пола (Ш. Берн, 2001, с. 226). |

В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке

школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка

представителей своего и противоположного пола существенно разнится у

мальчиков и девочек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в

абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.

У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах

они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как

мальчиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно

были на стороне представителей своего пола. В старших классах картина

резко меняется: симпатия к представителям своего пола встречалась

редко, а частота проявления симпатий к девочкам даже превышала число

симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой

степени (рис.).

Более положительное отношение к представителям своего пола сохраняется,

по данным А. Г. Шестакова < 1997), и у взрослых, хотя и это не так

сильно выражено, как у детей.

выше оценивались девочки

выше оценивались мальчики

мальчики и девочки оценивались одинаково

1-4 классы 5-8 классы 9-10 классы

Рис. Эмоционально-положительная оценка школьниками разных классов своих

одноклассников одинакового и противоположного пола.

4.Половые особенности выбора партнера общения детьми.

Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола

сказываются и на выборе ими партнеров по общению и играм.

Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх

меньше агрессивности, больше взаимности, дети чаще подражают

взаимоотношениям взрослых. Тем самым для девочек становится более

приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную

индивидуальность в социальных связях. Для игр мальчиков характерна

совместная целеполагающая деятельность в больших группах. Во взрослых

взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В

разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины - на

отношениях между людьми. Считается, что разговоры мужчин скорее

информативны, женщинам важнее поделиться переживаниями, получить или

оказать поддержку.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости:

они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от

воспитателя, обычно от матери.

Подобные тенденции имеются, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у

ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Столь раннее проявление

половой дифференциации в общении, по мнению автора, позволяет ставить

вопрос о вкладе в проявление данного феномена генетического фактора.

По данным Е. Р. Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при

пространственной близости детей (когда расстояние между ними меньше

метра) отмечается отчетливое предпочтение мальчиков мальчиками,

отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшее ожидаемого число

предпочтений друг друга детьми разного пола.

Аналогичный характер предпочтений отмечается и во взаимодействиях во

время предметной игры и отбирания предмета: мальчики предпочитают

играть друг

с другом и чаще отбирают предметы друг у друга; девочки взаимных

предпочтений не демонстрируют, а частота контактов между мальчиками и

девочками меньше ожидаемой.

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те

личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому

и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на

признании умений организовать, достичь положительного результата,

отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками

привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в

интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают

объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстниками своего

пола (J. Campbell, 1964; S. Golberg, M. Lewis, 1969; W. Hartup, A.

Zook, 1960; Т. А. Репина, 1984; И. В. Тельнюк, 1999).

Половая консолидация, наблюдающаяся у младших дошкольников, в преддо-

школьном возрасте не только укрепляется, но даже возрастает: 91 %

избирательных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего

пола и только 9 % -с детьми противоположного пола. Из всех игровых

объединений 75 % были однородными по полу, а если учитывать только

устойчивые объединения, то их число увеличивается до 91 % (Т. А.

Репина).

Поданным И. В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей

дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более

продолжительны, и при этом меньше возникает конфликтных ситуаций.

Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик.

Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и

рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже

принимают девочек, но не любят, когда их много и не принимают девочек,

которых отвергают эмоционально.

Л. Кох (L. Koch et al., 1956) отмечает, что для мальчиков сверстники

своего пола имеют большее значение, так как мальчики меньше тяготеют к

взрослым, к семье, они более чувствительны к социальному давлению со

стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении. Л. Вейцман

(L. Weitzman, 1979) полагает, что одна из функций группы сверстников

своего пола для мальчика состоит в том, что в ней он приобретает

мужские черты и необходимую ему независимость от матери через

солидарность со сверстниками и путем соревнования с ними. Поэтому для

игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек

происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности,

больше взаимности и доверительности (Lever, 1978).

Оценка приемлемости другого человека связана с представлением о

подобной же высокой взаимной оценке со стороны этого человека (Н. В.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.