реферат, рефераты скачать Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
реферат, рефераты скачать
реферат, рефераты скачать
МЕНЮ|
реферат, рефераты скачать
поиск
Мотивация поведения военных

Мотивация поведения военных

Содержание.

Содержание. 2

Введение. 3

1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных

мотивов деятельности военных кадров. 6

1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация. 6

1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и

содержание. 26

2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности

военнослужащих в современных условиях. 55

2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой

сферы воинской деятельности. 55

2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов. 70

Заключение. 87

Список литературы. 92

Введение.

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все

времена была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши

соотечественник постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали

себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на

сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей

стране за последние годы кардинальным образом изменилось. В связи с этим

возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере

деятельности военных кадров.

Актуальность данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-

первых, неэффективностью проводимой военной реформы, непосредственным

участием Вооруженных Сил в разрешении и разблокировании военных конфликтов,

в том числе и на территории собственной страны, ведением боевых действий,

материально-финансовыми трудностями, обвальным сокращением армии и флота,

падением престижа военной службы, отсутствием механизма реализации “пакета

военных законов”. Во-вторых, фактическим развалом воспитательной работы на

этапе смены духовных ценностей и ориентиров в обществе, приведшим к резкому

снижению морально-психологического состояния военнослужащих. Оно

проявляется, прежде всего, в отсутствии у большей части личного состава

четкого преставления о целях и задачах военной службы, “размытости” идеалов

и ценностей, нечеткости мировоззренческих и нравственных позиций, в

нежелании выполнять воинской долг, росте преступности и различных форм

аморализма. В-третьих, деформацией собственно мотивационной сферы

деятельности военных кадров, потерей убежденности в необходимости,

ценности, социальной и личной значимости военной службы, ратного труда.

Этим объясняется определенная мировоззренческая растерянность наших

военнослужащих, особенно молодых, утрата ими жизненной перспективы, целей и

смысла воинской службы.

В изучении проблем военно-профессиональной направленности как

совокупности побудительных мотивов деятельности военнослужащих специалисты

выделяют ряд направлений. Прежде всего, имеются научные труды, посвященные

изучению мотивационной сферы и качеству набора абитуриентов, поступающих в

военно-учебные заведения. В этих работах определяется степень пригодности

кандидатов к будущей военной деятельности, оценивается степень их военно-

профессиональной направленности (Анисимов В.М., Боенко А.В., Железняк Л.Ф.,

Ковалевский В.Ф., Панин И.Н., Феденко Н.Ф. и др.).

Еще одно направление связано с изучением военно-профессиональной

направленности курсантов, стимулированием их обучения, нацеленности на

овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями. Отмечается, что

эффективность данной деятельности достаточно высока только в случае

совпадения личностно-мотивационного вектора и требований общественно-

государственного заказа на специалиста. Этому посвящены работу Полипонского

А.Т. (военно-профессиональная направленность курсантов), Кузнецовой И.В.

(проблема принятия решения о выборе профессии), Кузьменко Б.В.

(мотивационная сфера воинской деятельности как объект системного анализа и

управления).

Важнейшим объектом научных исследований является военно-профессиональная

направленность офицерского состава, побудительные мотивы их деятельности на

различных этапах своей службы (Григорьев А.А., Сенокосова Ж.Т., Нечаев

В.Я., Платенов К.К., Пономаренко Н.А., Шеляга В. В. и др.).

Объект исследования настоящей работы: профессиональная деятельность

военных кадров в условиях современной России.

Предмет исследования: сущность, содержание, состояние, тенденции

развития и особенности формирования побудительных мотивов воинской

деятельности.

Цели дипломной работы:

1. Рассмотреть сущность и специфику воинской деятельности и на этой

основе определить содержание и особенности ее мотивационно-смысловой

сферы.

2. Осуществить теоретико-методологический анализ основных побудительных

мотивов воинской деятельности, совокупность которых составляет военно-

профессиональную направленность личного состава армии и флота.

3. Изучить состояние, динамику изменений и пути повышения эффективности

управления мотивационно-смысловой сферы воинской деятельности.

Личность и ее социальная активность, побудительные мотивы воинской

деятельности находятся в центре внимания специалистов многих наук, поэтому

в работе предпринята попытка исследовать философско-социологические,

психологические, управленческие, педагогические аспекты данной проблемы.

Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют

фундаментальные положения гуманитарных и общественных наук, социологии и

психологии управления, военной психологии и педагогики. Интересующие

проблемы рассматриваются на базе следующих методологических принципов:

. принцип детерминизма (причиной обусловленности и закономерности

психологических явлений);

. принцип развития психики (а, следовательно, и мотивационной сферы

деятельности личности);

. принцип единства сознания и деятельности;

. принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав (по два

параграфа соответственно), заключения и списка используемой литературы.

1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных

мотивов деятельности военных кадров.

1.1. Воинская деятельность: понятие, содержание, мотивация.

Для глубокого и всестороннего анализа мотивационно-смысловой сферы любой

деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить

суть и содержание базовых понятий. Под деятельностью понимается

специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру,

содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование

[58,151]. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и

сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и

мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является

сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере

человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная

(практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и

т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии

особое значение имеет деление ее на:

. репродуктивную (направленную на получение уже известного результата

известными же средствами);

. продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и

соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью

новых средств

Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская

деятельность, что обусловлено ее особой социальной значимостью. То есть в

рамках сферы общественно - политической деятельности правомерно

выделяется такой ее специфический вид, как воинская и боевая деятельность.

Иными словами рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное

(воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность).

Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть

общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-

предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и

включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую

деятельность. [58,244] Содержание и формы воинской деятельности постоянно

изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений

выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность.

Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого

дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск,

управленческой деятельности штабов и других органов военного управления,

подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской

деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг

друга.

Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа

последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и

планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор

средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление;

обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями

деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного

результата.

На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с

теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно

отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной.

Субъективная сторона - это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и

навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной

деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов,

которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в

качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности.

В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет

окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее

воздействием. Изменение общества приводит к изменению воина, позволяет ему

как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно –

смысловую сферу своей деятельности.

Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное

значение. Она представляет собой "предметную ценность" как объект

ценностного отношения, оценивается в плане добра и зла, истины или не

истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого

или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых

производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются

в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и

запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений),

выступая ориентирами жизнедеятельности общества. В ценностных категориях

выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов и

предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждое исторически

конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и

иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в

качестве наиболее высокого уровня социальной регуляция. В ней зафиксированы

те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и

социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и

специализированные системы нормативного контроля, соответствующие

общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение

системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним

из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе.

Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях

нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе

воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными

процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем характер реализации этих

общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и

специфичен. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в

зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии,

умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам. Этика

воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе

ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств

воинов и проявление их в условиях войны.

Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является

постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное

насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием

целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из

немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения

долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.

Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и

гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие -

составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали

заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном

характере их проявления и формирования.

Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности

можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными

элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность,

труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является

предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты.

Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих

структурных элементах деятельности, общении, труде и игре.

Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской

деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере

оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально

направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика

общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской

деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.

Является ли воинская деятельность трудом? Труд - это продуктивная,

созидательная, производящая блага деятельность. Воинская деятельность -

производящая, так как она "производит" защиту, то есть услугу. В этом

смысле воинская деятельность является трудом. Но воинская деятельность не

созидательна, более того, в военное время она преимущественно

разрушительна. Нередко утверждается, что в случае ведения справедливой

войны это разрушение осуществляется ради созидания, но здесь, скорее,

заложена идеологическая оценка будущего созидания, а с точки зрения

общечеловеческой оценки любая война есть разрушение. В этом смысле воинская

деятельность является трудовой, но не созидающей деятельностью.

Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на

ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной

технологии, необходимость конкретных умений, знаний в мастерстве для

успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она

требует особого напряжения духовных и физических сил.

Другая "трудовая" черта, присущая воинской деятельности, заключается в

том, что эта деятельность требует инициативы и творчества. Их необходимое

присутствие в воинской деятельности обусловлено новизной и нестандартностью

решаемых задач, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей

тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть

заранее. Это в свою очередь является мощным импульсом для расширения

диапазона побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Таким образом, воинская деятельность - это деятельность, которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.